08.09.2011 23:07
    Поделиться

    Майкл Найман привез в Россию свой новый проект

    Майкл Найман, культовая фигура современной британской культуры, ставший классиком при жизни, создатель "минимализма", стиля, по его словам, "отсекающего все лишнее: обилие звука, избыточность технического мастерства и сверхсерьезное к себе отношение, оставляя только главное", автор гимна чемпионата Европы по футболу и композитор, написавший музыку почти ко всем фильмам Питера Гринуэя, приезжает в Россию.

    Многоликий минималист Майкл Найман везет к нам "Шестую часть мира" - свой очередной новаторский проект: синтез музыки и черно-белого кино. Немая лента Дзиги Вертова, снятая в 1926 году, обрела второе рождение благодаря его музыке, а мы получили возможность заново пересмотреть один из забытых киношедевров советского кинематографа. В год, когда отмечают сразу два юбилея, - 115 лет со дня рождения Дзиги Вертова и 85 лет фильма "Шестая часть мира".

    Вместе с Майклом Найманом на сцену выйдут музыканты симфонического оркестра из Лондона. Корреспондент "РГ" взял эксклюзивное интервью у маэстро в преддверии его визита в Москву.

    Российская газета: Что привлекает ваше внимание в творчестве Дзиги Вертова? Ведь у вас уже был опыт заочного сотрудничества с режиссером на его картине "Человек с киноаппаратом".

    Майкл Найман: Мне не просто нравится смотреть его фильмы или читать о них. Чем больше я приобщаюсь к работам Вертова, тем больше восхищаюсь им, поражаюсь, каким неординарным кинорежиссером он был. Этого человека то идеализировали, то критиковали. Одни считали, что он был слабым документалистом, другим, например, Эйзенштейну, его работы казались слишком документальными. Но мне нравится, что он был творчески непредсказуем - в хорошем смысле. Он не из тех, на кого можно повесить ярлык. Все, созданное Вертовым, любая его позиция в творчестве дают мне мощный визуальный и интеллектуальный стимул.

    К слову, сейчас я пишу саундтрек к фильму "Броненосец "Потемкин", великой работе Эйзенштейна. Должен сказать, что фильмы Вертова вдохновляют меня больше - в них ярче раскрываются музыкальные образы, в них есть место моему воображению. С ними мне работается свободнее, потому что образы Вертова и ход событий у него обозначены четче, чем в "Потемкине". Сражение двух флотилий ограничивает меня как композитора, ограничивает и восприятие самого фильма. А документалистика Вертова, его построение образов, переданных в подлинной документальной манере, дают мне свободу творчества. Как кинорежиссер скажу, что и здесь Вертов мне гораздо ближе по взглядам, чем Эйзенштейн, хотя понимаю, что никогда не стану ни тем, ни другим.

    РГ: "Шестая часть мира" - фильм, который можно назвать первым советским пиаром, это хвалебная песнь Советскому Союзу. Вас это не смущает?

    Найман: Здесь возможны две точки зрения: увидеть в фильме пиар или увидеть то, что непосредственно на экране. Я видел второе. Меня привлекла честность Вертова, его некая наивность, желание открыто, без малейшего цинизма представить миру правду о том, как Советский Союз пытался объединить огромное количество этносов, абсолютно мне неведомых. Возможно, поэтому я воспринял фильм с меньшим цинизмом, чем воспринял бы его в 1926-м. И я написал саундтрек в собственном стиле, чтобы передать Вертова максимально точно.

    Возможно, Вертову следовало предвидеть, что идеалы, на которые он возлагал надежды и считал признаками прогресса и свободы, вскоре станут причиной политического гнета. Но в то время Вертов был открыт и честен, и моя цель как композитора заключалась в том, чтобы принять его честность и написать саундтрек без иронии. Иначе меня тоже можно было бы обвинить в идеализме.

    Я работал с пониманием того, что коммунизм потерпел крах и картина мира, изображенная Вертовым в 1926-м, в действительности создала массу проблем и страданий, изменила жизни поколений, и не всегда к лучшему. То есть я воспользовался отправной точкой автора и объединился с ним в оптимизме, восприятии и описании мира, который он видел вокруг себя. Назвать мой саундтрек патриотичным нельзя, но позитивным моментам у Вертова соответствуют позитивные настроения в моей музыке, получается некий полусоветский саундтрек, написанный с позиции несоветского, некоммунистического представителя начала XXI века.

    РГ: Вы на протяжении многих лет приезжаете в Россию. Что для вас значит приезд на родину Чайковского и Шостаковича?

    Найман: Полагаю, что российская молодежь незнакома со старыми советскими фильмами, не совсем четко представляет себе события тех лет, не знает и Вертова. Поэтому приезд в Россию означает для меня прежде всего возможность познакомить молодых людей с кинофильмами того времени, с историческими фактами, изложенными в них. Вероятно, они и не узнали бы о таком серьезном культовом кинорежиссере-документалисте, как Вертов, о том, что он изобразил относительно недавнюю эпоху, а не средневековье, как может показаться молодежи. Хотя в "Шестой части мира" многие вещи и напоминают средневековую цивилизацию - стиль жизни, производство, сельское хозяйство и сами люди в повседневной жизни. Конечно, меня радует то, что российская аудитория приходит на мои концерты, что людей привлекает тема утраченной политической культуры, однако, возможно, экранизация кого-то обескуражит, вызовет вопросы вроде: как та реальность могла быть передана в такой доверчивой, наивной манере...

    Я счастлив, что теперь могу выступать перед публикой не только как саундтрек-композитор. Во время последней поездки в Москву в прошлом году я дал лекцию и устроил параллельный показ фильмов "Человек с киноаппаратом" и "Найман с киноаппаратом". Думаю, получилось назидательно - в плане визуальном, тематическом, историческом и культурном. После этого сыграл соло, свое каноническое сочинение. Я рад, что моя музыка ассоциируется с политическим кино, несмотря на то, что фильмы были сняты задолго до рождения многих зрителей.

    справка "РГ"

    Настоящую славу Майклу Найману принесли работы с британским режиссером Питером Гринуэем. Найман написал музыку почти ко всем его фильмам. Но дружбе "по интересам" пришел конец. О своем разрыве с Найманом Гринуэй сказал: "С Майклом мы сделали примерно сорок фильмов, и не только художественных. Мы использовали друг друга как могли, исчерпали возможности, выработали ресурс". Последовавшие за этим фильмы Питера Гринуэя сняты почти без музыкального сопровождения. Саундтрек к фильму "Пианино" Джейн Кэмпион, получившему мировую известность и завоевавшему "Оскар", принес Найману титул наиболее продаваемого из ныне живущих британских классических композиторов.

    Поделиться