07.09.2011 23:59
    Поделиться

    Петр Кацыв: Платные дороги избавят Москву от пробок

    Москва расширяется. И проблемы города становятся острее. Одна из самых болезненных - транспортная.

    Столица и ближнее Подмосковье давно и тяжко страдают от пробок на дорогах. Вопрос, можно ли будет без помех передвигаться по городу в его новых границах, волнует сегодня многих.

    Не так давно коллега-журналист опубликовал мрачный прогноз: в недалеком будущем москвичи будут выходить утром из дома, садиться в свои машины и сидеть в них полный рабочий день, ожидая, когда рассосется пробка, начинающаяся уже в их дворе. Следует ли нам ожидать такого развития событий? Что делается и что можно сделать для того, чтобы его избежать?

    Об этом и о том, какие колоссальные задачи встают сегодня перед транспортниками Москвы и Подмосковья, зампред правительства - министр транспорта Московской области Петр Кацыв побеседовал с членом президиума Ассоциации юристов России Михаилом Барщевским.

    Михаил Барщевский: Петр Дмитриевич, уже озвучены планы по расширению Москвы на юго-запад. Что в этой ситуации станет транспортным центром новой Москвы?

    Петр Кацыв: Что значит "транспортным центром"? Программа развития транспортного узла московского региона, согласованная губернатором Московской области и мэром Москвы, а также министром транспорта РФ Левитиным, готова уже давно. В том числе и того участка, который плавно переходит из Московской области в Москву.

    Барщевский: Но все железнодорожные вокзалы и пересадочные станции метро находятся в пределах Садового кольца. Если мы расширяем Москву на юго-запад, то географическим центром столицы становится Южное Бутово. Существующий транспортный центр сильно смещается на северо-восток. Получается, юго-запад Москвы остается без транспортных узлов. Или я не прав?

    Кацыв: Я бы так не сказал. Историческим центром останется Красная площадь. Геометрический или географический центр сместится. Но минимизировать возникающие транспортные потери возможно за счет перехватывающих стоянок, которые уже сегодня планируются на территории Московской области. Вообще надо создавать единую транспортную схему передвижения грузов и пассажиров по территории московского региона.

    Барщевский: По опыту работы в США я помню, что у каждой станции метро, а оно там выполняет функции наших электричек, в спальных районах находятся большие парковки. Стоимость где-то доллар-полтора в день. И все пользуются и метро, и парковками. У нас нигде нет парковок около железнодорожных станций. Есть, может, на 20 машин, но не на 200, как должно быть. И это проблема не РЖД, а Московской области.

    Кацыв: Говоря о перехватывающих стоянках, я имел в виду именно то, что надо расширять территории и делать парковки около железнодорожных станций.

    Барщевский: И когда можно рассчитывать, что эти парковки будут готовы?

    Кацыв: Надеюсь, к концу 2012 года многие уже будут построены. Это очень непростой и тяжелый труд, потому что все земли уже заняты, есть палатки, собственность, и поэтому надо очень серьезно работать для того, чтобы найти эти территории и освободить их. Но многие главы районов очень заинтересовались этим вопросом. Мы сейчас работаем в этом направлении, в том числе вместе с Москвой.

    Барщевский: В крупных городах США и Европы очень хорошо зарекомендовали себя вертолетные такси. Это, безусловно, дорого, но очень удобно, тем более для переброски из аэропорта в аэропорт. Какие-то разговоры ходили про это и у нас. Что сейчас с этим происходит? Вообще, про малую авиацию, применительно к Москве и Московской области, всерьез разговаривают?

    Кацыв: Разговаривают, под вертолетные перевозки даже готовится специальная программа. Но для пролета через Москву малой авиации должны быть созданы специальные условия. Сегодня по соображениям безопасности пролет вертолетов через Москву запрещен, они летают только над кольцевой дорогой. Разрешения на пролет над городом выдаются в исключительных случаях. Сейчас для полетов пытаются ввести уведомительный характер. Потому что заказывать вертолет в аэропорт за двое суток не очень удобно.

    Барщевский: И как будет действовать уведомительный характер?

    Кацыв: Он только разрабатывается, но, уверяю, станет гораздо проще. Кроме того, для улучшения связи между аэропортами и вокзалами, центром Москвы в самое ближайшее время пустят скоростные поезда. Уже сейчас до Шереметьево можно доехать за 35 минут, а в Домодедово за 50.

    Программа, о которой я говорил, предусматривает связать железнодорожным сообщением аэропорты, чтобы пересаживающиеся не загружали центр Москвы и добирались из аэропорта в аэропорт, минуя автобусные перевозки или метрополитен.

    Барщевский: И когда такая связь появится?

    Кацыв: Если программа правительством будет утверждена в ближайшее время, то через 2-2,5 года.

    Барщевский: Я живу в Московской области, у меня альтернатива: ехать на машине через пробки, но зато с комфортом или в убитой, душной и небезопасной электричке, причем почти столько же по времени.

    Кацыв:

    Я глубоко убежден, что РЖД - очень хороший вид транспорта и наиболее перспективный с точки зрения капитальных вложений. Да, надо привести его в нормальное состояние. К тому же развитие скоростных электричек сегодня сдерживается отсутствием путепроводов и разноуровневых переходов. Например, на Мытищи, Пушкино, Балашиху и Раменское ходят электропоезда "Спутник", но в то же время появляются громадные пробки на переездах, на пересечениях дорог. У нас между дорогами и железнодорожными путями 400 одноуровневых переездов. Надо немедленно строить путепроводы и переходы в разных уровнях.

    Барщевский: А это что, большая проблема - под дорогой тоннель прокопать или путепровод сверху построить? Мы платим налоги и оплачиваем очень немаленькие тарифы РЖД. Почему же ничего не происходит?

    Кацыв: Строят. Но это стоит колоссальных денег. Надо выделять дополнительные средства из бюджета.

    Я предлагаю другую модель. Если нет денег у государства, в некоторых местах, где можно построить альтернативу, надо делать платные переезды по аналогии с платными дорогами при участии государственно-частного партнерства. И в то же время делать и проколы, как вы говорите, и путепроводы.

    Барщевский: К МАКСу вы сделали дорогу до Жуковского. Но какой толк в этой дороге, если вы Новорязанку не расширили и пробка уже сегодня стоит от Жулебино, а иногда - от конца Люберец прямо до моста через Москву-реку, то есть до начала этой самой дороги? Пропускная способность Новорязанки исчерпана уже лет 15 назад.

    Кацыв: Исчерпана не только Новорязанка, но и все вылетные дороги. У нас все федеральные трассы - это практически транзитные дороги. Конечно, нас сдерживают головные участки. Если головные участки расширять, то, я думаю, проблемы с пробками тоже будут решаться. И в настоящее время это делается.

    Барщевский: А почему нельзя вместо огромных капиталовложений просто сделать элементарную развязку в 2 полосы?

    Кацыв: Если вы имеете в виду Лыткаринскую, то она проектируется и на следующий год будет уже в работе.

    Барщевский: А что еще приятного ожидает с транспортной точки зрения жителей Московской области в ближайшие год-два?

    Кацыв: Реализуется программа связи городов Московской области с центром Москвы. Взамен старых машин закуплено 450 автобусов Hyundai и MAN повышенной вместимости и комфортности, с кондиционерами.

    Для борьбы с пробками большим подспорьем станут 2 уже строящиеся платные дороги: Северная под Одинцово и от Бусиновской развязки на Черную Грязь, в Солнечногорский и Клинский районы на Санкт-Петербург. Проектируется платный дублер дороги на Балашиху.

    Барщевский: А сколько приблизительно будет стоить проехать до Жаворонков в объезд Одинцово?

    Кацыв: Думаю, километр - примерно 3 рубля. Там километров 8-10, значит, 30 рублей.

    Что касается развязок. Принято решение делать пересадочный узел как раз на Рязанском шоссе с правой стороны в Котельниках. Будет и расширение дороги. Московская часть будет расширяться дальше, и уже есть федеральные планы по расширению Новой Рязанки, в том числе и Лыткаринской и еще одной развязки. Кроме того, уже в этом году выделяются полосы для общественного транспорта.

    Барщевский: В области?

    Кацыв: И в городе, и в области. У человека появится выбор: удобно и недорого проехать за 30 минут на общественном транспорте или ехать 2 часа на своем собственном автомобиле.

    Ключевой вопрос

    Барщевский: Что ждет московские аэропорты? Будут ли строиться новые?

    Кацыв: Идет интенсивное строительство в Домодедово и Шереметьево. В Шереметьево запланирована еще одна взлетно-посадочная полоса, проект уже проходит экспертизу. В будущем будет реконструирована полоса в Домодедово, а в перспективе еще одна - построена. Сейчас аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково имеют по 2 полосы. Быково развиваться не будет. Оно находится очень близко к Жуковскому, и перспектив у порта нет.

    Поделиться