07.09.2011 23:50
    Поделиться

    Сергей Собянин рассказал "РГ" о "новой" Москве

    И москвичей, и жителей территорий Подмосковья, которые скоро войдут в состав столицы, одинаково волнует, как это скажется на их жизни?

    Будет ли она комфортнее? Или, напротив, город, ставший безразмерным, еще беспощаднее начнет съедать у них все свободное время на дорогу от дома до работы и обратно? Не знают, радоваться или плакать, и дачники, нежданно-негаданно ставшие дважды москвичами. Получить ответы на эти и другие важные вопросы журналисты решили у мэра Москвы Сергея Собянина, который побывал в редакции "Российской газеты" на "Деловом завтраке".

    Москва могла стать банкротом

    Российская газета: Сергей Семенович! Известно, что уровень жизни в Москве выше, чем в Подмосковье. Например, в столице нет пенсии ниже 11 тысяч рублей, а в Московской области минимальный размер ее - меньше 5 тысяч рублей. Средняя зарплата в Москве - 41 тысяча рублей, а в Подмосковье нет и 30 тысяч. Заметна разница и по разным социальным выплатам: при рождении ребенка, многодетным семьям и так далее. По новому московскому закону стандарт жизни у жителей присоединяемых территорий поднимется до столичного?

    Сергей Собянин: Конечно, ведь они будут полноправными жителями города. А если у них есть муниципальные надбавки, которых нет в Москве, мы сохраним им и их, чтобы они не оказались в минусе.

    РГ: А денег в московском бюджете на это хватит?

    Собянин: Я не первый раз уже слышу этот вопрос: не надорвется, не треснет ли бюджет столицы от выросшей социальной нагрузки. Скажу: он даже не почувствует ее, так как на этих территориях проживает всего 250 тысяч жителей, среди которых тех же пенсионеров - всего 70 тысяч. Сумма, которая требуется для их социального выравнивания с жителями столицы, ничтожна. Особенно на фоне прироста населения города на полтора миллиона человек, произошедшего за последние пять лет, среди которых каждый третий нуждается в социальной защите. А вот если бы вопрос присоединения не решился, то те колоссальные социальные обязательства, которые столица сейчас несет перед москвичами, совсем скоро ей оказались бы не под силу. Боюсь, что Москва вообще стала бы банкротом. Дело в том, что нынешний уровень жизни москвичей обеспечен не только благодаря их труду, но еще и за счет того, что столица является финансовым, деловым и правительственным центром. Но в последнее время из города начался уже отток инвестиций. Судите сами. Если еще четыре года тому назад в Москве строилось 6 миллионов квадратных метров жилья и 3-4 миллиона офисов, то сегодня возводится вчетверо меньше, а завтра стало бы еще меньше.

    Переуплотненность в городе, неудобства, которыми характеризуется московская жизнь, выдавливают из столицы компании вместе с их офисами, центрами прибыли и налогами. Взять, к примеру, то же строительство финансового центра, которое планируется в Рублево-Архангельском. Этот проект реализовался бы и без присоединения к Москве новых территорий. Но целый ряд предприятий, в том числе, возможно, и Сбербанк, сменили бы прописку на подмосковную, и Москва могла потерять 200-300 миллиардов рублей налогов.

    Причем вымывание деловой активности из Москвы не добавило бы ее и Московской области. Для переноса правительственных учреждений Подмосковью не хватило бы статуса столицы, а деловым центрам - близости к госструктурам. Расширение же Москвы и запланированный вывод на новые территории федеральных учреждений будут сопровождаться созданием в Подмосковье 600 тысяч новых рабочих мест, которые будут работать и на Москву, и на Московскую область. Поэтому этот проект выгоден всем.

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    Голос Замкадья

    РГ: Сергей Семенович! Хотели бы обратить ваше внимание еще на один момент. Новые территории для прежних муниципалитетов уже уходящие. А для Москвы - еще чужие. Не окажутся их жители ничьими в переходный период? Сейчас формируется бюджет на новый, 2012 год, а впереди зима со всеми ее проблемами: дорогами, которые надо расчищать от снега, нестабильным отоплением, энергоснабжением?

    Собянин: Бюджеты всех районов и поселений Московской области остаются пока в неизменном виде. Но в ходе консультаций, которые проводят в эти дни с их главами и депутатами муниципалитетов члены правительства Москвы, мы выясняем, не нужна ли им наша помощь в подготовке к зиме. Начинаем набирать бюджетные инвестиционные проекты социальной сферы: где-то нужно достроить больничку, школу, а где-то - детсад. По каждому поселению формируем такие списки. Лично я побывал уже в Ленинском, Подольском и Наро-Фоминском районах, территории которых практически разделяются пополам. Хотим оказать им содействие в развитии социальной сферы и инфраструктуры, чтобы они не выглядели отсталыми по сравнению с другими районами Москвы. Это, с одной стороны, поможет им лучше развиваться, а с другой - если их жители получат услуги у себя по месту жительства, то им не придется ехать за их получением в Москву.

    РГ: Еще один вопрос просим считать коллективным от жителей Подмосковья. На дачах у многих из них нет газа, свет часто бывает с перебоями... Многие надеются, что Москва решит эти вопросы...

    Собянин: И в самом деле, мы не можем себе позволить где-нибудь перебоев с электричеством. Честное слово, я не хочу из-за аварии встречать Новый год где-нибудь в Наро-Фоминском районе.

    РГ: Где будет стоять, скажем, "Сити", а рядом - домишко с потухшими окнами...

    Собянин: Никакого "Сити" на присоединяемой территории не будет. А финансовый центр встанет на площадке, вокруг которой в достаточно большом радиусе не будет никакого жилья. В поселениях же застройка будет щадящей.

    РГ: Без небоскребов?

    Собянин: Их вообще не будет, за исключением финансового центра в Рублево-Архангельском. Но требования к архитектуре этого проекта будут очень высокими.

    РГ: А налоги на имущество и цены на энергоносители у новых москвичей не вырастут? Известно ведь, что в городе одни цены на газ и электроэнергию, а в сельском хозяйстве - другие...

    Собянин: Тарифы на коммунальные услуги ниже в столице, чем в Подмосковье. Если же они окажутся выше московских, то их выровняют по столичному уровню. А там, где они ниже, сохранятся. Что же касается налогов, то в принятом Мосгордумой и подписанном мною законе прямо сказано, что все налоги, льготы на сельскохозяйственные земли, дачные участки и так далее сохранятся в том виде, в каком они были до присоединения этих земель.

    РГ: То есть всюду действует принцип: чтобы не стало хуже?

    Собянин: Да. Должно быть только лучше.

    На Садовом кольце и за его пределами

    РГ: Жители Подмосковья связывают со статусом москвича перспективу получить более высокие жизненные стандарты, надежды на социальное жилье, более высокие зарплаты. Поэтому сомневаться в их мощной социальной поддержке проекта не приходится. А чем может быть мотивирована заинтересованность в расширении города, скажем, у жителей Садового кольца?

    Собянин: Повторю еще раз: новые проекты на новой территории, новый экономический потенциал нужны всем москвичам без исключения хотя бы для того, чтобы сохранить уже достигнутый уровень жизни, имеющуюся у них социальную защищенность и качество городской среды. На все это городу нужны средства. В том же, что жители присоединяемых территорий только и мечтают стать москвичами, вы заблуждаетесь.

    РГ: Неужели?

    Собянин: Понимаете, значительная часть людей там ведут привычный для них сельский образ жизни. Живут в маленьких поселках, своих домах. Они боятся, что Москва придет к ним со всеми проблемами, которые накопились у нее в том же Садовом кольце. И поставив себя на их место, я хорошо понимаю этих людей. Хочу успокоить их: наша задача и моя позиция как мэра как раз состоят не в том, чтобы разрушить их идиллию, а, наоборот, сохранить ее. В каждом поселении есть свой генплан развития территории. Вот в его рамках мы и собираемся действовать, выполнять в первую очередь то, что и было запланировано. Другое дело, что мы не хотим больше строить одно жилье, как прежде там строили. А сократив намеченные объемы домов, планируем создать побольше рабочих мест, экологические и парковые зоны. Причем сделать это на территориях, ранее отведенных под строительство, никак не затрагивая ни дачных поселков, ни участков, занятых индивидуальными жилыми домами, ни зеленых насаждений или сельхозземель.

    РГ: Корреспонденты "РГ" доехали до самой крайней точки будущей Большой Москвы - до сельского поселения Роговское, расположенного на границе с Калужской областью. Там местные жители больше всего боятся за свою природу. Чистейшая экология и в самом деле их главное богатство. Впрочем, не только их. Взять те же пригородные леса - столицы... Какова их судьба?

    Собянин: Понимая их важность для города, мы вернули себе лесозащитный пояс. Тихо, мирно подписали соглашение с Московской областью и Рослесхозом, заручились поддержкой премьера. С 1 января 2012 года эти леса снова будут принадлежать Москве. Мы взяли их, хорошо понимая, что их содержание будет связано со значительными затратами, которые бюджету Москвы придется понести, чтобы расчистить их, вылечить, обустроить, взять под охрану эти 35 тысяч гектаров.

    Активно занимаемся и своими природными территориями. За последние несколько месяцев сделали достаточно большой рывок по их благоустройству. 10 парков, разбитых прежде на пустырях, уже сданы под ключ. До конца года сдадим еще 10. Идет реконструкция и крупных парков, известных всей стране. Таких как Сокольники, ЦПКиО им. Горького, Битцевский лес... Одного мусора с их территорий вывезли за лето десятки тысяч тонн. И что же, неужели кто-то думает, что, так относясь к своим природным территориям, на новых землях мы начнем бездумно размахивать топором? Разработка концепции развития новой территории еще впереди, но уже сейчас могу сказать, что одним из ее главных требований будет создание на новых землях минимум 100 новых парков, причем три из них должны быть мегапарками национального масштаба.

    РГ: По Подмосковью ходит еще одна "страшилка": то, что Москва выведет на новые территории свои вредные производства...

    Собянин: Я и сам чего только не слышал: то якобы куда-то "Серп и молот" едет, то "ЗИЛ", хотя лично не видел ни одного предприятия, которое куда-нибудь бы поехало. Вопрос: зачем же мы будем грязные производства переносить из одного района в другой? Их нужно закрывать. Место в Москве предприятиям с новыми технологиями, новыми производствами.

    РГ: А мусоросжигательные заводы Москва где будет строить?

    Собянин: Мы вообще отказались от их строительства. Они портят экологию, к тому же стоимость утилизации мусора на них раз в пять выше, чем просто вывезти мусор. Я бы предложил лучше взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Что будет с экологией этих мест, если они не войдут в состав Москвы? Чтобы ответить на этот вопрос объективно, предлагаю посмотреть на Люберцы, Химки, Щербинку или район Люберецкие поля. Стоят там огромные дома в форме каре, посередине запроектированы детсады и школы. От забора до подъезда - 15 шагов. Вот и вся экология. Их судьба вполне могла бы повториться и на юго-западе. Но мы на таком проектировании поставили точку. Будем теперь заниматься территорией с точки зрения самых современных концепций градостроительной политики. Наша цель - максимально низкая этажность, минимальная плотность застройки.

    На перепутье всех дорог

    РГ: Сергей Семенович! Выезд с новых территорий для большинства их жителей ограничен либо Калужским, либо Симферопольским шоссе. Обе трассы - проблемные. В связи с этим позвольте узнать: будет ли здесь разработана отдельная концепция транспортного развития? Придет ли сюда легкое метро или другие виды скоростного транспорта, такие как монорельсовая дорога, скоростной трамвай?

    Собянин: Если говорить о ближних территориях, то к ним, вполне возможно, придет даже не легкое, а настоящее метро. Конечно, не в Троицк или еще более дальние города, куда вести его бессмысленно при их плотности населения и объемах перевозок. Что же касается реконструкции Калужского и Симферопольского шоссе, то ею нужно заниматься вне зависимости от этого проекта. В проекте развития транспортной системы московской агломерации, проектируемой Минтрансом РФ, она значится. Не нужно забывать, на мой взгляд, и о двух направлениях пригородных электричек, которые надо бы сделать более скоростными, чем они являются на сегодняшний день. И тогда они возьмут на себя достаточно большой объем перевозок пассажиров.

    РГ: В Лиге архитекторов России считают, что мелкие чиновники поедут на работу за МКАД только в случае, если смогут добраться, к примеру, из своего Бибирева за 7-10 минут на скоростном мини-метро...

    Собянин: Странно! Живя в том же Бибиреве, они сейчас тратят на дорогу до центра полтора часа, а если их офис окажется в 15 минутах от дома, то не поедут? Часть людей поедет уже не в центр, а в противоположную сторону, что сделает нагрузку на транспорт более равномерной. Во всех офисах две трети персонала - это охранники, водители, уборщицы. То есть люди, не имеющие никакого отношения к чиновничьей службе и которым все равно где работать - в Белом доме или гостинице, торговом центре.

    Триллионов не потребуется

    РГ: Оцените, сколько может стоить такой проект.

    Собянин: Радикальных затрат в виде триллионов рублей, о которых порой приходится слышать, точно не потребуется. Объясню, почему. Во-первых, потому что инфраструктура территорий, которые планируется ввести в состав Москвы, развивается как с Москвой, так и без нее. Все дороги для улучшения транспортной ситуации, переезды и даже такой крупный проект, как ЦКАД, вошли в состав программы транспортного развития московского узла. Как и те же Калужское и Симферопольское шоссе. Следовательно, на это дополнительных денег не потребуется. Что касается энергетики и инженерной инфраструктуры, то и они развиваются. С учетом нового видения территории на нее уже устремились инвесторы и пытаются застолбить себе возможность участия в ее освоении. То есть тут бюджетных денег не требуется. Никаких дополнительных ресурсов не надо и для строительства жилья. Оно тоже строится - и коммерческое, и социальное. В целом по агломерации его вводится 8 миллионов квадратных метров в год, если подсчитать, что делают вместе Москва и Московская область. Для нормального развития на новых территориях хватит и десятой части этого количества. Московский стройкомплекс, у которого сейчас нет достаточных объемов для работы в самой Москве, вполне с этим справится. Деньги потребуются лишь на сооружение офисов. Но не забудем, что офисы-то в центре Москвы, принадлежащие федеральным ведомствам, освободятся. И цену будут иметь немалую. В любом случае, кратно больше, чем себестоимость строительства за МКАД.

    Кстати

    Впервые президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости площади столицы в 2,5 раза расширения Москвы в июне этого года на Санкт-Петербургском экономическом международном форуме. А 15 августа мэр Москвы Сергей Собянин представил Дмитрию Медведеву уже согласованные с губернатором Московской области Борисом Громовым границы новой столицы. В их рамках площадь города должна увеличиться по сравнению с нынешней на 160 тысяч гектаров, или в 2,5 раза. Президент одобрил это предложение. Сейчас начался юридический процесс расширения Москвы.

    Что подарили мэру

    В "РГ" долго ломали голову: что подарить мэру? Решили съездить на те самые территории, которые станут Москвой. В деревне Андреевское Подольского района постучались в дом к пенсионерке Зинаиде Сергеевне Ершовой и попросили продать картошки. "Только для себя выращиваем", - отказала сначала хозяйка. Но узнав, что берем для Собянина, согласилась. Сергей Семенович сразу оценил подарок: "Замечательная картошка!" И еще больше растрогался, увидев фото, на котором будущая москвичка запечатлена на фоне своего дома с резными наличниками: "Дом - один к одному к тому, в котором я вырос тоже в маленьком поселке".

    Поделиться