05.09.2011 23:50
    Поделиться

    Владимир Ефимов: Торговые сети необоснованно завышают цены на продукты

    Производители продовольствия боятся торговых сетей значительно больше, чем антимонопольную службу

    Владимир Ефимов, руководитель Московского управления Федеральной антимонопольной службы России

    Как работает Федеральный закон "О торговле", почему антимонопольные органы в последнее время уделяют большое внимание контролю соблюдения его положений?

    - Закон о торговле содержит антимонопольные требования, направленные на защиту интересов поставщиков сетей. Контролировать соблюдение указанных положений мы стали в год его принятия: в 2010-м. Тогда на уровне правительства РФ обсуждался вопрос о необходимости законодательного регулирования договорных отношений в сфере торговли. Связано это было с тем, что к нам поступало огромное количество жалоб от поставщиков крупных торговых сетей. Они утверждали, что сети навязывают невыгодные условия, требуя плату за вход в торговую сеть, отдельную плату за право поставлять в торговую сеть каждое наименование продукции.

    Поставщики жаловались и на условия работы торговых сетей, связанные со сроками оплаты, на требования сетей выплачивать бонусы, предоставлять дополнительные скидки.

    - Много ли дел уже было рассмотрено в московском управлении ФАС?

    - Пока только одно - в отношении ООО "АШАН" и ООО "АТАК". Основанием для возбуждения дела против сетей послужило рассматриваемое в конце прошлого лета московским УФАС России дело против хлебозаводов по признакам согласованных действий, выразившихся в увеличении цен на конечную продукцию. В конечном итоге выяснилось, что наши московские хлебозаводы виноваты не были. Причиной роста цен на хлеб на столичном рынке стал рост рыночной стоимости муки и зерна, поставляемых из других регионов. А вот договоры с сетями оказались противоречащими законодательству о торговле. Что, в свою очередь, также может сказываться на увеличении конечной цены для потребителей.

    - Но качество-то хлеба ухудшилось!

    - Возможно. Но качество хлеба сотрудники антимонопольного органа могут оценить только в качестве потребителей. Такими контрольными полномочиями ФАС не наделена.

    - Какие нарушения установлены в действиях ООО "АШАН" и ООО "АТАК"?

    - Нами были тщательно изучены договоры поставки в московские сети. И в этих договорах нами были усмотрены признаки дискриминационных условий в отношении поставщиков.

    Сводились они к тому, что договором были установлены несоразмерные санкции в отношении поставщиков и в отношении самой сети. Бесконечные штрафы за нарушение сроков поставки, непредставление ассортимента и масса других положений договора. А вот в отношении торговых сетей никаких санкций в договорах предусмотрено не было. Права поставщика никак не защищались. Уже при рассмотрении дела представители торговых сетей единственное, что могли сказать в свое оправдание, так это то, что санкции в отношении них применимы в рамках общих положений Гражданского кодекса. Мы-то прекрасно понимаем, что это несоизмеримо с точки зрения штрафных сумм, которые они получали. Да и в суде, если до него дойдет, поставщику будет крайне трудно доказать правомерность требования штрафных санкций, непредусмотренных договором.

    Кроме того, между всеми хлебозаводами и торговыми сетями после вступления в силу закона о торговле, запрещающего требовать дополнительные платежи с поставщиков, были заключены дополнительные договоры об оказании маркетинговых услуг. Данные договоры не содержат ни перечня услуг, ни порядка их оказания, а только цену в процентах от основного договора поставки. То есть торговая сеть, выступающая исполнителем услуги, сама определяла, какие услуги, в каком объеме и когда она окажет поставщикам.

    Мы, конечно, прекрасно понимаем, что это завуалированный бонус. Кроме всего прочего, за поставленный товар торговые сети не спешили рассчитываться с поставщиками. В то время как действующим Законом "О торговле" в зависимости от категории товаров предусмотрены сроки оплаты от десяти рабочих дней до полутора месяцев. Не больше! Оплата за товары по договорам осуществлялась в течение шестидесяти дней.

    Со слов торговых сетей - все это поставщики делают добровольно, равно как и платят за вход в торговую сеть.

    Рассмотрение шло несколько месяцев, и это было связано с тем, что необходимо было собрать всю информацию, чтобы зафиксировать указанные нарушения.

    - Насколько мне известно, ООО "АШАН" и ООО "АТАК" обжаловали ваше решение и предписание в суде. Чем они мотивировали свою позицию?

    - Пытались доказать, что несоразмерность санкций в договорах обусловлена необходимостью сгладить несоразмерность защиты сторон договора, установленных законодательно. Дескать, поставщиков закон защищает, есть соответствующие нормы, устанавливающие санкции за невыполнение обязательств покупателя, а покупателей (сети) нет. А условия договоров просто направлены на защиту сетей от рыночной власти простых поставщиков. Тех самых, у которых возможности продать свой товар в разы меньше и сил сопротивляться торговым сетям и отказываться от подписания предложенных дополнительных договоров попросту нет. В противном случае их ожидает одно - отказ в допуске компании в сеть.

    - Чем закончилось судебное дело?

    - Суд поддержал решение московского УФАС России.

    - Речь идет об ущемлении интересов многих предпринимателей. Повлияет ли решение ФАС на ситуацию в Москве в целом?

    - Мы точно знаем, что проблемы в этой сфере остаются. Сети продолжают требовать мзду за вход, нарушают условия оплаты договора, предусматривают заключение дополнительных соглашений, которые похожи на те, которые установлены в рамках рассмотренного дела против "АШАНа" и "АТАК". Но мы надеемся, что это решение послужит фундаментом для нашей дальнейшей работы, а также для самих поставщиков, которые смогут опираться на него в своих обращениях в антимонопольные органы.

    - Часто ли в настоящий момент с жалобами на действия сетей к вам обращаются поставщики?

    - Что касается обращений от поставщиков, то официально к нам они пока не поступают. До настоящего времени все, что делает антимонопольный орган в части контроля за соблюдением положений закона о торговле, делается инициативно. Мы проводим мониторинги и анализ договорной практики сетей, только что завершили очередную внеплановую проверку в отношении сетевых магазинов "Авоська", планируем контрольные мероприятия в столице до конца нынешнего года и в других сетях. Думаю, что по результатам проверок могут быть возбуждены дела.

    - Предприниматели боятся ФАС?

    - Вряд ли нас. Скорее всего, они боятся последствий, боятся, что их выгонят из сетей. А зря. По результатам дела о хлебозаводах все предприятия, которые мы проверяли, успешно продолжают работать в тех же торговых сетях. Да вдобавок многие положения договоров с ними были скорректированы.

    - Ну, если они шепчутся за углом и до вас эта информация каким-либо образом доходит, нельзя ли провести инициативную проверку и схватить нарушителей?

    - Закон написан таким образом, что наделяет поставщиков правом на защиту своих интересов, а антимонопольный орган может только в этом помочь и наказать нарушителя. Для того чтобы доказать, что условия, не выгодные для поставщиков, дискриминационные, нам, конечно же, нужна помощь последних.

    Формы злоупотреблений торговых сетей с принятием закона о торговле мутировали, адаптировались к его положениям, но по содержанию не поменялись.

    Навязывать плату за вхождение в новый магазин запрещено, но можно вынудить поставщика подписать отдельный договор на оказание маркетинговых услуг по изучению потребительского спроса в магазине. И доказать, что указанные услуги являлись именно платой за вхождение в магазин, в суде без помощи поставщиков практически невозможно.

    Если поставщик молчит как рыба и где-то кому-то в темном углу шепотом жалуется, но официально к нам обратиться боится, защитить его не представляется возможным. Закон предоставил поставщикам право, а пользоваться им или нет, каждый решает сам. Пока предпочитают не пользоваться.

    Поделиться