04.09.2011 23:00
    Поделиться

    Мнение: Убьет ли ридер бумажную книгу?

    ДА

    Марк Сартан, главный редактор журнала "Искусство":

    - Я бы не стал ставить вопрос так категорично. Как цифровая фотография до конца не уничтожила фотографию пленочную, а цифровая музыка - музыку аналоговую, так и бумажная книга пока жива.

    Но всем, по-моему, понятно, что вся текстовая информация массово переходит в цифровую форму. Думаю, что мощная миграция будет иметь результаты достаточно серьезные.

    Бумаге суждено остаться в двух крайних ипостасях: либо дешевый покетбук - почитать в поезде или метро, а после этого безжалостно выбросить или наоборот - дорогая книга с хорошими иллюстрациями, схемами, картами и картинами. Но это уже не совсем книга в обычном понимании.

    Все же, что касается бумаги как носителя текста, то, конечно, ридер побеждает.

    Преимущества у него те же, что и у электронной фотографии по сравнению с бумажной. Очень легко хранить файлы, очень легко находить информацию. Не нужно искать места, чтобы разместить полки и хранить на них книги, периодически стирая с них пыль. Легко обмениваться книгами (не нужно для этого куда-то ехать, тратить время), легко цитировать, систематизировать и так далее.

    Хотя я считаю себя родом из эпохи бумажной книги, родился в семье учителей английского языка и литературы и у меня дома большая библиотека, которую я собирал 25 осознанных лет, но сейчас мне уже труднее читать бумажные носители, чем цифровые. Традиционный том в своей библиотеке нужно еще разыскать, и это, поверьте, не так уж и просто.

    Еще сложнее найти нужные мне цитаты, фразы, нужно запомнить, где ты остановился на странице, и это тоже время. Цифровая книга в этом смысле, конечно, более удобна.

    Мало того, цифровой текст настраивается под меня: с возрастом зрение меняется, читать мелкий и неяркий шрифт некомфортно, а в ридере можно все это исправить за секунды.

    Предвижу законный вопрос: нет ли в планах вообще избавиться от библиотеки? Он очень болезненный. Потому что недавно у меня был большой соблазн: я делал ремонт и собрал все книжки в стопки, а потом, когда стал ставить их на место, понял, что половину я спокойно могу отнести в районную библиотеку, которая находится в соседнем доме. Что я и сделал.

    Избавиться от библиотеки совсем у меня в планах нет, но есть вполне определенные намерения избавиться от тех книг, которые, во-первых, недороги сами по себе, а, во-вторых, имеются в легком доступе в цифровом виде.

    Я не вижу нужды хранить в доме "Войну и мир" Льва Толстого, когда, если мне понадобятся любые главы из этого произведения, я их скачиваю и читаю.

    Но есть книги, скажем так, с личной историей. Это книги, которые дороги моему сердцу, памяти. Например, в нашей домашней библиотеке есть собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова - знаменитый оранжевый пятитомник. Я долго о нем мечтал, у родителей когда-то был именно такой. И мне все же удалось с большим трудом его купить.

    Хотя Ильф и Петров, конечно же, есть в Сети. Но этот пятитомник уже не обычный носитель текста. Оставлю я в своей библиотеке и те книги, которых в Сети нет и, наверное, в ближайшее время не предвидится.

    У меня хорошее собрание книг по искусству, довольно полное собрание поэзии - русской и мировой, ценю и свое собрание энциклопедических изданий и словарей. Пока Сеть до такого уровня не дотягивает.

    НЕТ

    Георгий Хазагеров, филолог:

    - По-моему, появление портативных читающих устройств, ридеров, это однозначно хорошо. И в первую очередь потому, что спасает книгу. По сравнению с просто "сетью", с Интернетом, в котором очень много анонимности и болтается какая угодно информация, а залезая в Сеть, пользователь может что угодно выделять, как угодно комплектовать собранное, и авторский меседж часто разрушается, ридер - это спасение для серьезного чтения. И он как раз сохраняет для нас образ книги. По-моему, он ни в коей мере не соперник, а спасение книги только в электронном виде. Когда, набродившись по полуанонимному Интернету, где ты не понимаешь, что за судьба или фигура скрывается за словами, не испытываешь к авторам никаких чувств, купаешься в обрывках речей, ты берешь в руки ридер, сразу понимаешь, что это оазис. И в первую очередь это оазис для личности. В такой форме передачи информации может жить личность. Когда информация так идет от личности к личности, это даже уже и не передача информации, а диалог.

    И мне кажется, что сейчас чтение книг благодаря ридерам оживает. Но ридером легче пользоваться, книгой в старом бумажном формате труднее. Книгу надо достать. Помните, как мы переживали, что какая-то книга у тебя есть, а какой-то нет, и это на самом деле было хорошо. За книгу надо было повоевать. А потому какие книги были у человека, можно было судить, насколько он правильно сориентирован в своем деле или вообще что он за личность. Для того чтобы собрать домашнюю библиотеку, надо было соображать, иметь хороший вкус. Нам казалось, от того, что именно ты читаешь, какие книги стоят на полках в твоей домашней библиотеке, очень много зависит. С появлением же ридеров все это стало очень легко: можно в любой момент легко и быстро загрузить туда книгу. И это, по-моему, недостаток, единственное, в чем ридер книге уступает. Появление ридеров - это, конечно, шаг в сторону от цивилизации. От "дикого поля" всеядного Интернета, когда мы блуждали по каким-то сайтам, неизвестно что читая, нам надо возвращаться к человеку. И слушать его не потому, что с ним спорит вся блогосфера, а потому, что он личность. Ридер как новая форма книги дает такую возможность - внимать личности. Мне в этом году подарили ридер - это очень удобно, ничто не мелькает, ничем не прерывается.

    Но от домашней библиотеки он меня, конечно, не оторвал. Ридер никогда не перечеркнет ее значение. У меня, например, в домашней библиотеке есть доставшиеся мне от отчима книги с уникальными архитектурными наблюдениями. И вообще хорошо рассуждать о пользе ридера, когда есть хорошая библиотека. Для человека очень важно самому пройти свой "книжный путь", подбирая ее. А потом выбирая из собранной библиотеки, что именно тебе сейчас читать. В случае с ридером тоже, конечно, надо выбирать, что скачивать, а что нет, но это немного не то. Книжный путь остается актуальным.

    Сейчас почти все книжное содержание оцифровано. Ну разве что кроме таких уникальных вещей, как старые журналы, например, которые я приношу к студентам на семинары в бумажном виде.

    Ридер ни в коей мере не "убьет" книгу как "кодекс". Она, конечно, останется. И сейчас, по-моему, такое время ,что книга может возродиться и в предшествующей "кодексу" форме - как свиток. Не потому что это удобно или функционально, а просто из любви к прошлому.

    Поделиться