01.09.2011 23:30
    Поделиться

    Лидия Антонова: Неправда, когда про ученика говорят, что выше тройки он не поднимется

    Это неправда, когда про ученика говорят: выше тройки он не поднимется, считает Лидия Антонова

    Готово ли Подмосковье перейти на новые стандарты образования, которые вводятся в стране? От чего будет зависеть зарплата учителей в новом учебном году? Как изменить ЕГЭ? На эти и другие вопросы ответила в ходе "делового завтрака" в "РГ" Лидия Антонова, министр образования Московской области.

    Российская газета: Лидия Николаевна, область всегда готовит подарки для первоклассников. Что было на этот раз?

    Лидия Антонова: Конечно, книги! Каждый из первоклассников, а всего их свыше 70 тысяч, получит красочное издание, посвященное Бородинской битве, 200-летие которой отметим в будущем году. А через месяц-полтора, когда они освоятся в школьных стенах, ребят ждет другой праздник - посвящение в первоклассники. Тогда им вручат подарочный комплект. В него вошла книга-игра "Разговор по душам - большим и малышам". Это пособие, цель которого помочь в воспитании у ребенка морально-нравственных ориентиров. А еще в комплекте - диски "Энциклопедия истории России" и "Маленький космонавт", познавательные игры.

    РГ: А компьютеры у всех учеников будут? Страна переходит на новые стандарты образования для первых классов...

    Антонова: Апробация федерального стандарта начального общего образования началась в области в прошлом году. Для эксперимента отобрали 97 школ - от гимназий и лицеев до малокомплектных. А с сегодняшнего дня все школы области перешли на новый стандарт. Поскольку сельские школы по технической оснащенности отставали от городских, большую часть нового оборудования направили туда. На новеньком компьютере будет работать каждый третий первоклассник в городе и каждый второй на селе. Но это вовсе не означает, что кто-то окажется обделенным. Ведь в большинстве школ еще в прошлые годы также появлялись интерактивные доски, закупались компьютеры и ноутбуки… Сейчас они особенно пригодятся. Личное автоматизированное рабочее место получат и учителя первоклассников. Это не только один компьютер, а целый комплекс техники. В руках учителя великое множество интересных технических новшеств, благодаря которым учение идет с увлечением. Скажем, особый светофор показывает уровень шума в классе или, готовясь к ЕГЭ, ребята смогут вернуться к базе знаний, которые они получили в средних классах. В сентябре педагоги пройдут курсы, где в полной мере освоят новую технику и методики.

    РГ: Экономика Подмосковья вышла на докризисный уровень. Финансирование образования выросло?

    Антонова: Из областного бюджета на нашу сферу выделено 73 миллиарда 27 миллионов рублей, это на 3,3 миллиарда больше, чем в прошлом году. У нас появилось больше возможностей строить школы: сегодня впервые распахнут двери пять новых школ - в Домодедово, Подольске, Ленинском, Подольском и Люберецком районах. А всего до конца года вступят в строй 12 школ на 9,3 тысячи учащихся. Все они возводятся по новейшим проектам. В каждой несколько спортивных залов, бассейны, творческие мастерские, информационные центры... В этом учебном году сможем больше поддержать творческих учителей. 39 лучших педагогов получат по 200 тысяч рублей, еще 221 - по 100 тысяч. А школам-победителям областного конкурса на лучшее инновационное образовательное учреждение выделено более 630 миллионов рублей на закупку комплектов новейшего оборудования для учебных кабинетов. Кстати, инновационные программы в школах самые разные. Одни, скажем, посвящены энергосберегающим технологиям, другие - развитию познавательной деятельности. Так, например, в Подольской школе № 29 созданы обсерватория, планетарий, телестудия. Мы выпустили специальную книгу, в которой рассказывается о каждой из 73 школ, ставших победительницами этого конкурса, и передали во все муниципальные образования. Изучайте, перенимайте опыт!

    РГ: А что будет закупаться для школ-передовиков? Те же компьютеры?

    Антонова: Компьютеров и ноутбуков там много. Школы были в праве выбирать из нескольких высокотехнологичных комплексов. Это, к примеру, комплекс организации интерактивного учебно-исследовательского кластера по естественно-научному циклу, предназначенный для проведения занятий по механике, молекулярной физике, химии, по общим закономерностям жизни человека и по его здоровью. Или инновационный цифровой комплекс, предназначенный для разработки и демонстрации многомерных (3D) образовательных ресурсов, комплекс виртуальной 3D видеостудии образовательного учреждения для производства многомерных учебных материалов, комплекс организации учебно-воспитательной работы, поддержки творческой и проектной деятельности. На таких комплексах будут обучаться почти 52 тысячи ребят.

    РГ: Что ждет малокомплектные школы?

    Антонова: Ни одну школу в Подмосковье из-за нехватки учеников не закрыли. В некоторых из них учатся по 5-6 ребят, даже по двое. И эти школы работают, потому что вскоре придет пополнение из детсада. А в одной из школ Павловского Посада учеников нет второй год. Но в будущем году там ждут первоклассников. Эта школа для нас - историческая ценность. Да, поблизости есть другая, но дело в том, что жители болезненно относятся к закрытию школ. Ведь это реальный центр социально-культурной жизни, надежда на будущее развитие села. Как правило, малокомплектные школы становятся филиалами крупных школ. Там лучше подготовлены кадры, современное оборудование. И бывшие ученики малокомплектных школ, перейдя в старшие классы, ездят туда. Практически каждый год парк автобусов для таких перевозок в области пополняется. Вот и в этом году их станет на 17 больше.

     Подогрел - и на стол

     РГ: В некоторых школах Москвы в этом году учеников и учителей будут кормить по-новому. Пищу станут готовить на комбинатах. В школах поварам останется только ее разморозить, разделить на порции, подогреть и выставить на стол. А в Подмосковье такая система будет вводиться?   

    Антонова: На днях в Подольске открывается один из подобных комбинатов. Там огромный объем производства - могут накормить всех школьников области. Мы провели презентации таких обедов в разных районах. Но никому их не навязываем. Школы сами должны выбрать: оставлять или нет прежние столовые с разделочными столами и плитами. Еще надо убедиться, что пища сделанная на комбинате - вкуснее и полезнее, чем та, которую готовят в обычных столовых. Думаю, все-таки за такими комбинатами будущее, ведь там совершенно другая технология приготовления пищи, которая исключает риски, связанные с человеческим фактором.

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    РГ: Все ли ученики Подмосковья едят в школах суп или второе?

    Антонова: Организация питания в области (с учётом буфетной продукции) запланирована для 99,7% школьников. 100% учеников охвачены питанием в 24 территориях (в прошлом году их было 16), но мы стараемся, чтобы таких стало больше. Горячим питанием будут охвачены 90% обучающихся начального образования, более 63% - основного, более 50% среднего (полного) образования, все обучающиеся из малоимущих семей. В 2011 году по программе "Развития образования Московской области на период 2009-2012 годы" на это выделено 150 миллиона рублей, а на днях правительством Московской области принято решение о разработке долгосрочной целевой программы, направленной на совершенствование организации питания школьников.

    Разнообразие стола в школах во многом зависит от поддержки местных властей и от активности администраций учебных заведений. Например, при школах в Серебряных Прудах есть поля, где ребята выращивают овощи и ягоды. Урожая, который поступает в школьные столовые, на год хватает.

    С прибавкой!

    РГ: С этого года вводится новая оплата труда учителей, где значительную роль будут играть поправочные коэффициенты. На сколько в среднем сможет рассчитывать учитель?

    Антонова: Почти на 27 138 рублей. Это на уровне зарплаты в экономической сфере области. Базовая часть составит 21 721 рубль, или 80 процентов, выплаты компенсационного характера - 2977 рублей и выплаты стимулирующего характера - 2441 рубль. То есть меньше 24 698 рублей педагоги получать не будут. Если у учителей зарплата поднялась на 15,5 процента, то у директоров и их заместителей на 10 процентов - до 44 310 рублей. Вдвое больше станут получать медики в муниципальных общеобразовательных учреждениях. А с 1 октября на 6,5 процента повысится зарплата всех остальных категорий педработников. Она станет расти и дальше. С января будущего года учитель может рассчитывать в среднем на 29,8 тысячи рублей, а с сентября 2012 года - на 31,6 тысячи рублей.

    РГ: По каким критериям будут начисляться выплаты педагогам? Их разрабатывали сами школы?

    Антонова: Напомню: принципиально система оплаты учителей в области изменилась еще в 2007 году, когда мы отказались от единой тарифной сетки и перешли на новую отраслевую систему оплаты. Уже тогда почти в ста школах сумма, начисленная учителю, стала зависеть, в частности, от сложности его работы и качества ее выполнения. Для расчетов за основу мы взяли методику, предложенную федеральным министерством образования и науки, но доработали ее. Как учитель не могу согласиться с тем, что, предположим, математик получает больше только потому, что он математик, а не учитель пения. Но ведь есть такие учителя пения, что никакой другой предметник за ним не угонится! Например, наш земляк Виктор Николаевич Чепуров получил звание "Народный учитель РФ" за создание первого в СССР школьного оперного театра. Ему уже за 80 лет, от работы он отошел, а к нему до сих пор приезжают благодарные ученики. Разве справедливо будет, чтобы такие творческие педагоги получали меньше других? Приобретя опыт с пилотными школами, наше министерство разработало рекомендации для других: как формировать стимулирующую часть зарплаты, как распределять ее с помощью управляющих советов школ… Но положение по ним принимали сами школы. Главный показатель - качество знаний учеников, уровень воспитанности. Всего критериев около 40.

    РГ: Качество знаний будете определять по отметкам, итоговой аттестации?

    Антонова: Да. На своем 20-летнем опыте учителя знаю: любого ребенка можно поднять до определенного уровня. Особенно сейчас, когда существует масса интересных образовательных технологий. Я не верю, когда говорят про того или иного ученика: выше тройки он учиться не может. Это неправда! Просто учителю надо приложить усилия, дать ребенку правильную мотивацию - и он горы свернет. И за это учитель должен получать больше денег, чем его менее старательный коллега.

    РГ: А как можно определить уровень воспитанности учеников?

    Антонова: Например, по количеству детей, поставленных на внутришкольный учет. В некоторых учебных заведениях таких вообще нет. Например, в Серпухове создан губернский колледж, который объединил педколледж, школу, несколько ПТУ, детсад. Так вот там уже ряд лет нет ни одного неблагополучного ученика на внутреннем учете. Потому что воспитание ребят системно выстроено снизу доверху, уделяется большое внимание и дополнительному образованию. Учитель должен заботиться о том, чтобы 10 часов, которые отводятся сейчас в неделю на дополнительное образование, ученик действительно проводил с пользой для себя - будь то занятия спортом или работа в кружках. Кстати, когда ученик заканчивает школу, то на руки получает только результаты ЕГЭ. Но там нет вкладыша, каких результатов он достиг в спорте, искусстве, науке. А ведь это тоже важный показатель его достижений. Поэтому мы разработали портфолио учеников, где будут отражены все победы.

    РГ: О каких дополнительных занятиях, например спортом, может идти речь в тех школах, где и спортзала нет!

    Антонова: Все зависит от личности учителя. В одной из школ Лобни спортзала нет, но уроки физкультуры идут по три часа в каждом классе. И ребята, освобожденные от них по болезни, в это время в подсобке не скучают. С ними занимаются отдельно. Так отладил систему учитель физкультуры вместе с директором. А, например, в Рузе построен водный дворец, в котором по решению главы района все дети, начиная с дошколят, плавают бесплатно. Автобусы только успевают их подвозить! Аналогичная картина в Ступино, где построен роскошный дворец спорта. В Звенигороде пошли другим путем. На базе одной школы сделали стадион, спортивный комплекс, и теперь этим пользуются несколько учебных заведений. Возможности для того, чтобы дети с большой пользой для себя проводили 10 часов в неделю вне уроков, есть. Главное, чтобы учитель захотел правильно отрегулировать процесс.

    Спорный вопрос

    РГ: В обществе не утихают споры вокруг нового закона "Об образовании". Вас все устраивает в законопроекте?

    Антонова: В нем много полезного и здравого. Например, появился новый раздел "Экономическая деятельность в сфере образования". Впервые легализовано дистанционное и электронное обучение. Наконец-то на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности учителя и школы. Прежде, когда вставал вопрос о выделении денег на подкрепление новаторских идей, финансисты часто возражали: на каком основании, где прописано? Со вступлением нового закона это должно уйти в прошлое.

    Но, конечно, есть положения, которые необходимо осмыслить. Например, большие перемены ждут систему начального профессионального образования. Важно, чтобы при этом учитывались особенности ребят, которые обучаются в ПТУ. По статистике треть выпускников 9-х классов не готова учиться в старших классах общеобразовательных школ, им сложно воспринимать материал, а в профессиональной школе многие из них дотягиваются до уровня, достичь которого в школе они по тем или иным причинам не смогли бы.

    РГ: Не утихают страсти и по поводу ЕГЭ. Каждый год итоговая аттестация сопровождается скандалами. Подлог, списывание, на экзаменационные вопросы отвечают подставные лица, в итоге результаты аннулируются… В Подмосковье такая же ситуация?

    Антонова: Нет, все возникшие вопросы решались в рабочем порядке. Ни один результат наших школьников не был поставлен под сомнение. По 12 из 14 предметов они показали результаты выше общероссийских, уменьшилось и количество двоек. По разным предметам 100-бальных результатов у нас 150 - значительно больше, чем в прошлом году.

    РГ: Вы считаете, ЕГЭ - идеальная форма проверки знаний?

    Антонова: Думаю, ЕГЭ все же не может быть единственной формой итоговой аттестации. Я бы вернула сочинение по литературе в том виде, в каком оно было раньше, устный экзамен по истории. Ведь, оценивая знания ученика по этим предметам, важно понять не только, насколько хорошо он знает даты, но как умеет мыслить и излагать. Встроить то же сочинение в систему нынешнего ЕГЭ трудно технологически. И все-таки, считаю, надо подумать, как сделать так, чтобы у школьника был выбор, как отвечать по предметам, где важно показать мировоззренческий уровень. Можно было бы сделать специальные пункты для тех, кто хочет сдавать предметы в классической форме, как это было раньше.

    Сегодня учителя зачастую спрашивают у родителей: как учить детей - чтобы были знания или чтобы хорошо сдали ЕГЭ? И некоторые стараются только "натаскать" на вопросы, потому что от результатов, выданных ребятами, зависит их зарплата. Под это заточены и многие школы-экстернаты. Увы, еще неизвестно, как это поколение покажет себя в будущем… И все же секрет сдачи ЕГЭ на деле очень простой - надо хорошо учиться с первого класса и до последнего.

    Поделиться