25.08.2011 23:29
    Поделиться

    Ветераны стран-союзниц отмечают в России 70-летие арктических конвоев

    В эти дни в Архангельске, Мурманске и Санкт-Петербурге ждут гостей из Великобритании, США, Канады, Франции и Польши, чтобы сообща помянуть погибших и воздать должное мужеству выживших моряков и летчиков - участников героической эпопеи под названием "арктические конвои".

    В Архангельске, куда 31 августа 1941 года прибыл первый караван судов из семи транспортов, двух крейсеров, шести эсминцев и авианосца "Викториос", такие встречи уже стали традицией. А кодовое обозначение того конвоя - "Дервиш" - дало название памятным мероприятиям и стало общим паролем для всех участников.

    Десять тысяч тонн каучука, олово и 64 истребителя "Харрикейн" - с этого начиналась помощь союзников нашей стране, вступившей в войну с гитлеровской Германией. Вместе с самолетами прибыли 534 военнослужащих: летчики и наземный персонал британских ВВС.

    Первый караван был сравнительно небольшим и прибыл к месту назначения без потерь. За ним, уже под литерами PQ , последовали другие - в Мурманск, Архангельск и расположенный по соседству Молотовск (ныне - Северодвинск). В тот момент немецкое командование, делавшее ставку на "блицкриг" в войне с СССР, не придавало особого внимания такого рода поставкам и не отвлекало на борьбу с союзническими конвоями силы авиации и флота. Но с мая - июня 42-го года ситуация резко изменилась: немецкие корабли, подводные лодки и авиация начали тотальную охоту в Норвежском и Баренцевом морях за всем, что направлялось в северные порты СССР.

    Самой драматичной оказалась судьба каравана PQ-17, ярко описанная Валентином Пикулем. Из 34 судов было потоплено 23. Погибло 153 человека из судовых команд. Не дошли по назначению так необходимые воюющей стране 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и боеприпасов...

    Общее количество судов с грузами военного назначения для СССР, как и число самих конвоев, отправленных союзниками, в разных источниках разное. Тут еще предстоит разобраться историкам и дипломатам. Но примерно каждый восьмой корабль был потоплен врагом. Более пяти тысяч моряков - военных и гражданских - погибли в этих операциях.

    Долг живущих - не забывать об этом, заявляют организаторы "Дервиш -2011". Как сообщили "РГ" в правительстве Архангельской области, делегацию Великобритании в этот раз намеревается возглавить первый морской лорд адмирал сэр Марк Стенхоуп. Францию представит генеральный консул в Санкт-Петербурге Элизабет Барсак. От Соединенных Штатов ожидают прибытия Чрезвычайного и Полномочного посла в России Джона Байерли.

    Но самыми почетными гостями станут, безусловно, участники полярных конвоев. В этот раз на далекую поездку с учетом возраста и состояния здоровья отважились четыре ветерана из Великобритании и один из США. Накануне по просьбе "Российской газеты" с их побратимами в Шотландии встретился наш коллега, британский журналист Роджер Уильямс. Сегодня публикуем его рассказ и фотографию, сделанную несколько дней назад.

    как это было

    Английские арктические конвои, базировавшиеся в Исландии и Лох Эве (Шотландия), продолжались до мая 1945 года. В общей сложности 78 конвоев доставили более 4 миллионов тонн грузов, в том числе около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков и машин, а также медикаменты, топливо и сырье. За это время погибли 104 торговых судна и 21 корабль боевого охранения. Более 3 тысяч моряков погибли от взрывов, пожаров и пребывания в ледяной воде.

    Операция "Дервиш"

    Ровно семьдесят лет назад эсминец британского флота "Инглфилд" незаметно вышел из исландского фьорда Хвалфьордур и взял курс на Архангельск. Так начался его 10-дневный поход.

    Сегодня средний возраст оставшихся в живых участников тех конвоев составляет 87 лет. Они пошли на войну добровольцами, едва окончив школу. Например, на эсминце "Инглфилд" служил Эрик Элли. Он дважды пытался попасть на службу в Королевский военно-морской флот. Лишь в день восемнадцатилетия он смог добиться цели. После трехнедельной подготовки он поступил на корабль в должности оператора РЛС и отправился вместе с командой в Россию.

    "В том первом конвое было шесть торговых судов, большинство из них очень старые", - говорит Эрик Элли, проживающий сегодня в городе Уэймут.

    Конвой вез 10 тысяч тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, а также 15 истребителей "Харрикейн". Летняя погода благоприятствовала походу, и конвой прибыл в Архангельск 31 августа. "Операция "Дервиш" прошла проще простого", - вспоминает Эрик Элли, перебирая коробки с реликвиями. - Море было спокойное, никто нас не атаковал, солнце не заходило практически круглые сутки. Немцы проспали наш конвой. Однако после операции "Дервиш" немцы проснулись. Они перенесли свои аэродромы и подводные лодки в Северную Норвегию".

    Смертельные походы

    После того как Германия установила контроль над Норвегией и Прибалтикой, Мурманск и Архангельск остались единственным свободным проходом в Россию. Зимой конвои шли практически в полной темноте. Температура была такой низкой, что с пальцев слезала кожа, стоило лишь прикоснуться голой рукой к металлу на открытой палубе - что и произошло с Эриком Элли, когда он схватился за перила лестницы. Он вспоминает походы в открытом море, когда волны, огромные как скалы, вздымали корабли на десять метров и швыряли их вниз с оглушительным грохотом, от которого содрогался корпус корабля. Волны, перехлестывавшие через нос корабля, застывали на палубе сплошным льдом. При каждом удобном случае этот лед необходимо было скалывать, так как под его весом корабль мог перевернуться. Такая трагическая участь постигла четыре судна.

    "Мы хорошо понимали всю опасность", - говорит Джок Демпстер из города Данбар. Он стал членом команды танкера, когда ему было всего 16 лет. "Нам было особенно тяжело видеть гибель военных кораблей, потому что на их борту было много людей". У орудий и пулеметов стояли солдаты и офицеры Королевской артиллерии. Также на судах находились самолеты, укомплектованные добровольцами из британских военно-воздушных сил - самолеты могли взлетать с палубы с помощью катапульты, но у них не было возможности вернуться обратно.

    Среди судов, взорванных и потопленных на глазах Джока Демпстера, был "Лэпвинг", торпедированный в тот момент, когда до прибытия в Мурманск оставался один день.

    Один из его товарищей, Билл Шорт, выжил после гибели судна "Индьюна", которое шло в марте 1942 года в составе конвоя PQ17 - самого крупного за всю историю арктических конвоев. Четыре дня и четыре ночи он провел в спасательной шлюпке в арктических водах. Из 34 человек, которые были на борту шлюпки, 17 умерло. Когда их обнаружили и доставили в Мурманск, Биллу пришлось ампутировать обе ноги - операция прошла в здании старой школы и без наркоза. Более 40 лет спустя он вернулся в Мурманск с группой ветеранов по приглашению российской группы, которая нашла врача, проводившего ту операцию. "Они были поражены, увидев друг друга", - говорит Джок Демпстер. "Врач просто потерял дар речи: он не представлял, что Биллу удалось выбраться из той передряги, да еще прожить столько лет после войны. Было очень приятно, что эти люди взяли на себя труд найти этого врача".

    Эрик Элли сегодня с большой теплотой вспоминает встречи с русскими. Во время увольнения на берег в Мурманске экипаж посмотрел фильм "Броненосец Потемкин", а затем всех пригласили на танцы, где присутствовали и русские женщины, работающие на военно-морской базе. "У нас на борту также были спасенные с "Эдинбурга" - потопленного корабля сопровождения. Их капитан собрал свою команду и предупредил всех, чтобы они воздержались от своих двусмысленных шуточек в адрес женщин, поскольку они поймут все, что будет сказано".

    "Однажды во время стоянки в Мурманске мы раздали все, что у нас было с собой", - говорит Джок Демпстер. - Все до последней нитки. Никто не просил нас об этом, мы просто хотели помочь".

    Вот уже много лет Джок Демпстер принимает активное участие в работе Ассоциации Русских Конвоев (Шотландия). Он неоднократно посещал Россию вместе с другими ветеранами. "Сейчас отношения между нашими странами очень хорошие. В недоверии, возникшем в конце войны, виноваты все три лидера [Сталин, Черчилль и Рузвельт]. Всякий раз, когда двое из них о чем-то договаривались, они делали это против третьего. Думаю, что сегодня мы доверяем друг другу гораздо больше".

    В знак взаимного чувства благодарности недавно из Санкт-Петербурга в Лондон прибыла группа из 11 специалистов. Им предстоит реставрировать мачты корабля "Белфаст" - знаменитого участника арктических конвоев. Проект стоимостью 250 тысяч фунтов оплачен пожертвованиями российской стороны в знак признательности за конвои, которые помогли Британии не меньше, чем самой России.

    Идея Черчилля

    Идею конвоев предложил Черчилль после того, как Германия напала на Россию. Он пообещал снабжать Сталина "любой ценой". Позже он назовет путь арктических конвоев "самым страшным маршрутом в мире". В документах кабинета правительства военного времени, которые можно прочитать сегодня в Национальном архиве, содержится призыв "оказывать максимально возможную помощь. Мы должны обеспечить поставки военного снаряжения [в Россию] буквально на пределе наших возможностей. Иначе возникнет опасность того, что Россия заключит сепаратный мир".

    Сегодня некоторые россияне могут подумать, что жители Великобритании были недовольны тем, что поставки в Россию во время войны продолжались столь долго, в то время как они сами страдали от многих лишений. Но как сказал в интервью "Российской газете" историк в Имперском военном музее в Лондоне, "эти конвои шли в интересах самой Британии и в интересах союзников. Никогда не возникал вопрос какой-либо оплаты со стороны России. И если кто-то думает, что британцы испытывают по этому поводу какие-то неприязненные отношения к России, то он просто параноик!"

    В отличие от России, в Великобритании историю арктических конвоев не преподают в школах. Британские власти не спешат признать ту роль, которую они сыграли во время войны.

    "Просто удивительно, до чего невежественны некоторые люди в нашей стране", - говорит Джок Демпстер. - Мы всегда должны помнить о том, что Россия потеряла в этой войне 27 миллионов человек. У меня нет никаких сомнений в том, что мы проиграли бы войну, если бы они не продолжали сражаться с немцами все это время. Россия спасла мир от нацизма".

    В Британии никогда не учреждалась медаль в ознаменование арктических конвоев, хотя такие медали выпускались ко всем кампаниям Второй мировой войны. Лишь четыре года назад власти пришли к компромиссу и учредили знак "Арктическая звезда", который можно носить на лацкане, но не с медалями других кампаний.

    Помню и благодарю

    Когда Джок Демпстер и другие ветераны собрались в прошлую субботу в Лох Эве, чтобы отметить 70-летие первого конвоя, на их лацканах гордо блестел знак "Арктическая звезда". Из этого глубоководного залива на западном побережье Шотландии в поход ушли двадцать конвоев. Здесь расположен мемориал участников русских конвоев.

    Каждый год ряды ветеранов редеют - когда-то их было 17 тысяч, а сегодня осталось лишь около 200. Сотни людей пришли сюда, чтобы отдать дань уважения и провести службу под руководством преподобного Тима Даплина, чей покойный отец участвовал в конвоях.

    Рядом с ними стоял генеральный консул России Сергей Крутиков, приехавший на мероприятие из Эдинбурга, и принц Майкл Кентский, представляющий Королевский дом.

    Принц Майкл Кентский говорит по-русски и давно питает интерес к родине своей бабушки, великой княгини Елены Владимировны. Многие отмечали его сходство с последним российским императором. Красочности мероприятию добавили Элизабет и Анна Рейд - девочки 11 и 8 лет, одетые в традиционные русские наряды.

    Затем группа проследовала в деревушку Пулъю на южной оконечности залива, где в роскошном зале Pool House Hotel был подан обед. В свое время отель был штаб-квартирой арктических конвоев. Сегодня номера отеля названы в честь кораблей, которые отплывали от здешних берегов. Затем в здании администрации деревни Альтбеа на восточной стороне залива прошло неформальное собрание, во время которого принц Майкл встретился с местными жителями и родственниками ветеранов, в том числе с дочерью моряка, погибшего во время конвоя за два месяца до ее рождения.

    Сбор средств на новый музей Русских арктических конвоев, который будет построен рядом со зданием деревенской администрации, тут же пополнил копилку будущего музея на 650 фунтов, и это явно не последние пожертвования. В экспозиции уже есть несколько экспонатов, в том числе балалайка, подаренная британскому моряку во время войны. Музей все еще надеется на то, что какой-нибудь олигарх поможет ему с финансированием в рамках своей благотворительной деятельности - пожертвования можно сделать через Интернет.

    p.s.

    Северные (арктические) конвои были одним из трех основных путей (наряду с тихоокеанским и трансиранским маршрутами) поставки союзниками в СССР вооружения и военных грузов в рамках ленд-лиза. Считается, что через Тихий океан переправлено 47 процентов от общего тоннажа поставок. Через территорию Ирана - 23,8. На арктические конвои приходится 22,6 процента, то есть каждая четвертая-пятая тонна (читай - грузовик, снаряд, банка тушенки...).

    Конвои формировались на базе Лох Эве (Шотландия), в Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их пролегали, в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях, севернее или южнее острова Медвежий в Норвежском море. При удачном исходе транспортные суда возвращались из СССР (в составе обратных конвоев) со стратегическим сырьем и другими материалами.

    Арктический маршрут был самым быстрым (путь от берегов Исландии и Великобритании до Мурманска, Архангельска или Молотовска занимал 10-15 дней), но и самым опасным. Однако в августе-декабре 1941 года до 40 процентов всех поставок шло именно этим путем. Обеспечение безопасности перехода от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. Как правило, конвой состоял из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей. Ближнего - несколько эсминцев, корветов и тральщиков. Мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров с задачей отражения атак надводных кораблей противника. И дальнего, действовавшего на расстоянии 150-300 миль от каравана. В операционной зоне Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

    Поступавшие в северные порты грузы отправлялись по железной дороге в центральную часть страны - на промышленные предприятия и непосредственно на фронт. Моста через Северную Двину в Архангельске тогда еще не существовало, и для переброски техники зимой приходилось намораживать на реке метровый слой льда. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

    По всем направлениям Советский Союз получил в 1941-1945 годах грузов и снаряжения на 12 миллиардов долларов (в ценах 1945 года, или более 170 миллиардов по сегодняшним ценам). Около 10 процентов утрачено во время боевых столкновений с противником. С 1942 года более половины торговых судов в конвоях были американскими.

    Дословно

    Иосиф Сталин - президенту США Рузвельту, ноябрь 41-го: "Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом".

    Подготовил Александр Емельяненков

    переписка

    Миллионы ботинок готовы к отправке

    Личное послание от г-на Черчилля г-ну Cталину

    Я очень рад сообщить Вам, что Военный кабинет, несмотря на то, что это серьезно уменьшит наши ресурсы истребителей, единодушно решил послать в возможно короткий срок в Россию двести истребителей "Томагавк". 140 из этих самолетов будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных нами в Соединенных Штатах. Подробности, связанные со снабжением запасными частями и с американским обслуживающим персоналом, необходимым для сборки машин, еще должны быть согласованы с Правительством Соединенных Штатов.

    От двух до трех миллионов пар ботинок скоро будут готовы здесь к отправке. Мы также принимаем меры к поставке в течение этого года большого количества каучука, олова, шерсти и шерстяной одежды, джута, свинца и шеллака. Все другие Ваши запросы на сырье подвергаются тщательному рассмотрению. В случаях, когда мы не располагаем запасами, или в случаях, когда здешние запасы оказываются ограниченными, мы обсуждаем вопрос с США. Детали, конечно, будут сообщены через обычные официальные органы.

    Мы наблюдаем с восхищением и волнением за всей замечательной борьбой Ваших армий. Все сведения, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают на тяжелые потери и тревогу противника. Наши воздушные налеты на Германию будут продолжаться с возрастающей мощью.

    Получено 26 июля 1941 года.

    Маршруты северных конвоев

    Поделиться