23.08.2011 23:55
    Поделиться

    Алексей Герман: Мы видим лишь жгучее желание обрести бренд "Ленфильма" и обогатиться

    Алексей Герман: Каждое разумное существо, перед тем как ему приступить к какому-то действию - отточить ли палочку, чтобы достать гусеницу из-под коры дерева, или построить Днепрогэс, задается вопросом: зачем? В первом и во втором случае ясно зачем. У меня как у нормального члена общества возникает вопрос: зачем отдавать в руки человеку, ничего не понимающему в кино, киностудию, которая, между прочим, сейчас на Венецианском кинофестивале будет представлена большим шедевром Александра Сокурова "Фауст" и короткометражным фильмом Алексея Германа-мл. "Из Токио"? А ведь по сути г-ну Евтушенкову "Ленфильм" дарят. Подарочек слишком громоздкий, чтобы его уложить в коробочку и перевязать красивой ленточкой, но он очень ценен. Почему нас продают, как крепостную деревеньку, - вместе с художниками, декорациями, костюмами, которые собирали на протяжении нескольких десятилетий?

    Российская газета: История взаимоотношений "Ленфильма" и главы АФК "Система" длится уже не один год. В апреле 2010-го состоялась встреча руководства и представителей общественного совета "Ленфильма" и Евтушенкова, на которой как будто все пришли к благополучному решению вопроса о судьбе киностудии.

    Герман: Мы с Евтушенковым впервые скандально встретились в кабинете главы Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко, где он сказал, что отступается от "Ленфильма", что он строит свою студию в стороне. Но как нам стало потом известно, своим людям он сказал: "Ничего, еще приползут". Проходит короткое время, "Ленфильм" уже выходил из долгов, становился на ноги, и тут обрушился финансовый кризис. Мы приглашаем представителей совета директоров студии помочь нам, пишем Евтушенкову, он не читает письма. Мы ищем выходы из сложившейся ситуации. И, наконец, Евтушенков приезжает на "Ленфильм". Читая сегодня стенограмму этой встречи, погружаешься в прелестный мир доверия, благожелательности, обещаний, попыток понять друг друга. Мы задаем вопросы и тут же получаем развернутые ответы, в которых Евтушенков нам обещает: да, студия останется на Каменноостровском проспекте, да, мы ее сейчас немножко поддержим (речь шла о 10-15 млн долларов. - Е.Б.), а потом начнем постепенно реконструировать. "Вы хотите возродить худсовет? - спрашивал нас Евтушенков. - Да, конечно, так и будет! Вы хотите воспитывать молодежь, как вы до этого делали? Да, конечно, мы в этом очень заинтересованы", - говорит нам Евтушенков. В прекрасном настроении мы все расходимся. Не проходит и месяца, по каналу НТВ мы слышим обратное: студия переедет в павильоны RWS, которые - надо особо заметить - совершенно не приспособлены к съемкам художественного кино, а лишь для производства небольших телевизионных фильмов.

    Как мы можем верить этому человеку? Мы видим лишь жгучее желание обрести бренд "Ленфильма" и жгучее желание обогатиться. И все.

    Глава вторая. Я бы ее назвал "Гюльчатай, открой личико". Кто вы, господин Евтушенков? У нас существует стенограмма, где глава АФК "Система" говорит, что он лично назначил директора "Мосфильма" Карена Шахназарова. И, кстати, жалеет об этом, потому что творцов не надо назначать. Впрочем, насчет творцов не стоит преувеличивать - не Тарковского назначил. Так кто же этот человек?

    Я это говорю, и меня заливает непонимание и гнев. Как это может быть, что в демократическом государстве какой-то богатый человек назначает директором очень большой и важной для страны киностудии своего человека? Если происходит то, что происходит сейчас, то, получается, что государство не нужно вовсе.

    РГ: Едва ли не во всех статьях, посвященных данной ситуации, красной строкой проходят сетования на бедственное положение студии.

    Герман: Да, на протяжении многих лет четвертая власть, то есть пресса, готовила этот подарок Евтушенкову. Газеты писали: "Ленфильм" разрушен, падают балки, обрушились сортиры, ничего не работает!" Но ведь это не так. И в этом убедиться не пожелал ни один чиновник от культуры. На "Ленфильме" никогда не был министр культуры, что нынешний, что прежний. Никогда не была замминистра по культуре г-жа Чуковская, которая на не очень изящном русском языке говорит, что минкультуры благодарно таким людям, как Евтушенков, готовым взять на баланс разваливающуюся киностудию. Но хорошо бы ей хоть раз приехать к нам, посмотреть, что на самом деле происходит на обедневшей, но изо всех сил старающемся работать, не поступаясь своими творческими принципами, "Ленфильме".

    РГ: Г-жа Чуковская заявила, что ни о какой приватизации речь не идет и что власти планируют осуществить эксперимент по созданию открытого акционерного общества.

    Герман: Но, простите, это эксперимент над живыми людьми! Как вы знаете, когда после экспериментов на мышах лекарства пробуют на людях, добровольцы должны давать подписку, что они согласны. Мы же этой подписки не давали. И не даем! Мы не согласны, чтобы на нас проводились опыты. Причем эти "экспериментаторы" сами признаются, что даже не предполагают, каков будет результат этого частно-государственного партнерства.

    Повторяю, "Ленфильм", хотя и съежившаяся, хотя и уплотнившаяся и, увы, утратившая часть имущества, но действующая студия. Вы знаете, что ко мне на картину "Трудно быть богом" специально приезжал высокопоставленный чиновник из Англии, чтобы посмотреть на огромные, двухэтажные, с выходом на улицу, декорации средневекового замка. И, надо заметить, компьютерную графику картины обеспечивает именно "Ленфильм". Мы не едем ни в Америку, ни в Финляндию - то, что делает "Ленфильм", нас более чем устраивает.

    РГ: Некоторые эксперты утверждают, что "Ленфильм" превратился в тяжеловесный инфраструктурный объект кинематографии, который, по сути, висит на шее государства.

    Герман: Да нет же этого. Безусловно, киностудия бедна. Но мы уже начинаем вкладывать в картины и свои средства. Мы выбрались из долгов. Студия может продолжать существовать и медленно переоснащаться, что и происходит. Сейчас, например, переоснащается звукоцех. Действительно, у нас проблема со съемочной техникой, действительно, мы должны брать ее в лизинг. Но все это решаемые проблемы. И в этом нам должно помочь государство просто потому, что мы собственность государства. Давайте оставим Евтушенкову евтушенково, а "Ленфильм" - в подчинении государства. Киностудии лишь надо чуть-чуть помочь. И понятно, что, когда Ленфильм станет более совершенным технически, у него появится больше заказов и он сможет больше заработать. Кстати, при недавнем опросе выяснилось, что 77% петербуржцев считают необходимым оставить "Ленфильм" государству.

    РГ: Почему минфин отказал в субсидии "Ленфильму"?

    Герман: Как мне кажется, сейчас в России как никогда важны отношения. Когда мне открытым текстом говорит Евтушенков: "Я сегодня ужинал с тем-то", и называет фамилию чиновника очень высокого ранга, я понимаю, что, видимо, там решается и наша судьба.

    РГ: По мнению директора "Мосфильма" Карена Шахназарова, сегодня студии не должны иметь никакого отношения к творчеству, их компетенция - лишь производство проектов различных кинокомпаний.

    Герман: Да, "Мосфильм" - не производящая студия. Она сдает свои площади и на этом жирует. Кстати, Шахназаров лукавит, когда говорит, что "Ленфильм" и "Мосфильм" находились в равном положении и, мол, какой он молодец, вытащил свою студию из "ямы". Он почему умалчивает, что "Мосфильм" получил 9 заказов накануне кризиса только от Лужкова, а "Ленфильм" получил лишь один заказ и то лишь в прошлом году от Петербурга. Что очень важно - на сказку, иначе говоря, некоммерческое кино, которое не является приоритетом для студии RWS.

    И еще один интересный нюанс. Год назад сам Шахназаров сокрушался, что "Мосфильм" перестал производить свои картины и что надо обязательно вернуться к этой системе, по которой существовали киностудии страны в советское время и которую мы пытаемся на "Ленфильме" как раз сохранить.

    И, посмотрите, происходит странная вещь. Почему-то же министерство культуры, та же самая власть театром занимаются более внимательно, чем кино. Любой театр настроен на то, чтобы выражать свою собственную художественную сущность, а это выражается только в постановке собственных спектаклей, сохранении собственного лица. И мы видим - одно лицо у Малого драматического театра Льва Додина, другое лицо у театра "Современник", руководимого Галиной Волчек, и т.д. Почему это необщее выражение лица недоступно кино?

    Государство хотело бы переложить ответственность на художников за то, что россияне не ходят смотреть отечественное кино. Мы категорически это отрицаем. Причины этого надо искать в другом.

    Поделиться