12.08.2011 13:35
    Поделиться

    Никита Кричевский: Ситуация на рынках говорит о начале второй фазы кризиса 2008 года

    Большого скачка не ждем

    Большинство опрошенных "РГ" экспертов отказались давать прогнозы по курсу рубля и ситуации на фондовом рынке не только на конец года, но и на наступающую неделю. И объяснили это тем, что степень неопределенности слишком высока. Но трое все-таки рискнули.

    Антон Сафонов, аналитик Инвесткафе: Сейчас, действительно, сложно прогнозировать точные значения, поскольку рынок очень подвижен. Все же я ожидаю, что по итогам следующей недели индекс ММВБ опустится ниже 1370 пунктов (сегодня утром он составлял 1438 пунктов), а индекс РТС - ниже 1470 пунктов (сегодня - 1550).

    К концу года вряд ли ситуация улучшится очень сильно, поэтому не стоит ожидать очень сильного роста, тем не менее индекс ММВБ сможет приблизиться к 1700 пунктам.

    Финансовый аналитик Александр Купцикевич: На следующей неделе евро будет стоить 42 рубля, а доллар 29. Индекс ММВБ достигнет 1500 пунктов.

    А к концу года ситуация будет следующая. Падение в низшую точку ММВБ в 1400 мы уже увидели. И ниже он не упадет. Таким образом, на конец года может быть обратный рост в сторону 1700. Доллар будет стоить больше 30 рублей, а евро в районе 42 рублей.

    Агван Микаелян, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза": Я считаю, что сценарий 2008 года не будет повторен. Думаю, ситуация выправится в течение одного-двух месяцев. Безусловно, есть проблема государственных долгов и возможности их обслуживания. Надо понимать, что, когда пожар ликвидности тушится кредитными деньгами, на очереди - кризис суверенных долгов, это вполне закономерная посткризисная фаза.

    А по поводу рубля, не думаю, что кто-то возьмется оспаривать тот факт, что он имеет прямую зависимость от стоимости нефти. Соответственно, цена на нефть падает - рубль дешевеет, но вполне вероятно, что через некоторое время цена вновь поднимется. Сомневаюсь, что в этом году мы увидим серьезное проседание рубля по отношению к евро и доллару. Прогнозирую на конец года: 29,5 рубля по отношению к доллару, 42 рубля - по отношению к евро.

    Покупать доллары поздно, положить в банк - самое время

    РГ: В этой неблагоприятной атмосфере, каких опасностей ждать от банковского сектора? Можно ожидать массовых банкротств, повышения ставок по кредитам и снижения - по депозитам?

    Ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко: Глобальных проблем на данный момент нет. В отличие от 2008 года банковской системе уже не угрожает так называемый эффект домино, когда падание одного крупного игрока на рынке по цепочке влечет за собой серьезные проблемы у других банков. Если какие-то и будут проблемы, то, скорее всего, у некоторых мелких финансовых учреждений. А на систему в целом это не окажет существенного влияния. Кроме того, в отличие от 2008 года, Центральный банк обладает необходимым инструментарием для быстрого купирования проблем с ликвидностью.

    РГ: Что посоветуете людям в этой ситуации, как распорядиться своими сбережениями?

    Мирошниченко: Падение рынков уже реализовалось, и сейчас мы будем потихоньку подрастать. Поэтому покупать те же доллары уже поздно. Это нужно было делать раньше. Сейчас не надо принимать резких шагов, но внимательно следить за рынками. И как только будет намек на их новое падение, а это произойдет, и еще с большей силой, нужно срочно переводить рубли в доллары. А если у вас уже есть валюта США, то лучше ее положить на краткосрочный депозит в банк. Таким образом, их не украдут, да и к тому же получите кое-какой процент. Но главное, депозит должен быть в пределах полугода.

    Старый кризис на новый лад

    Эксперты приводят три сценария развития событий в мировой экономике. Первый - начался более серьезный и затяжной, чем в 2008 году, мировой кризис, в основе которого - недоверие к правительствам и государствам, а не к финансовым институтам, как раньше. Второй сценарий - мир с трудностями выходит из нынешнего кризиса. Нового стоит ожидать не раньше чем через 4-5 лет. И третий сценарий - кризис 2008 года продолжается, и сейчас идет полоса его углубления.

    РГ: Что, на ваш взгляд, происходит на самом деле?

    Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский: Более вероятны первый и третий сценарии объяснения. Но, на мой взгляд, кризис 2008 года никуда не уходил. Он был лишь замаскирован значительными финансовыми вливаниями со стороны правительств.

    Это действительно вторая фаза, когда принятые меры оказались неэффективными. И сегодня мы видим, что эта фаза будет существенно дольше, потому что меры финансовой поддержки не работают. Если раньше проблема с ликвидностью была у финансовых и индустриальных корпораций, то сегодня она уже перешла на уровень государств. То есть на первый план выходит проблема госдолга стран. А она решается очень тяжело, так как объемы долгов очень значительны. И как итог: мир вступает в полосу финансовой турбулентности. Спады на рынках будут регулярно продолжаться. А самое страшное, что мы еще вступили на полосу повышенной инфляции и обесценивания национальных валют.

    РГ: Почему в начале недели доллар практически ко всем мировым валютам падал, а по отношении к рублю резко вырос. Что особенного происходило на нашем рынке. Почему он пошел вразрез с общей тенденцией?

    Кричевский: Доллар никуда не падал, он стоял на месте, а колебания происходили у других валют. А самое главное, что доллар как находился в пределах 1,44 по отношению к евро, так он и пребывает в этом состоянии. То есть понижение рейтинга США соотношение валют не изменило. А рубль - это величина, которая сильно привязана к сырьевым товарам. Сегодня фьючерсы на сырье падают так же, как падал весь фондовый рынок.

    РГ: Вы согласны с тем, что наш рубль переоценен, и его девальвация на 30-40 процентов пойдет только на пользу экономике?

    Кричевский: Рубль действительно переоценен. Так как на протяжении последнего полугодия он все время укреплялся. Тем самым открывая дорогу импорту и создавая дополнительные проблемы экспортерам. Сегодня, когда ситуация изменилась и рубль начал слабеть, это следует воспринимать как благо для экономики.

    С другой стороны, мы сейчас активно пользуемся рублями и к  тому же заработную плату получаем в национальной валюте. А так как у нас огромная доля импорта, ослабление рубля будет повышать цены на потребительские товары, что неминуемо приведет к росту инфляции.

    РГ: Не приведет ли это к панике, и люди начнут снимать деньги с банковских депозитов?

    Кричевский: Все депозиты до 700 тысяч рублей попадают в систему страхования вкладов, их компенсация гарантирована государством. Единственное, что может сегодня произойти, это то, что часть рублевых активов люди переведут в валютные. Но пока подобной паники не наблюдается. Так же как не было ее и в 2008-2009 годах.

    РГ: Вы согласны с мнением некоторых экспертов, что в нынешней ситуации особенно несладко придется именно России. Рубль слабеет, нефть дешевеет…

    Кричевский: Нет, не согласен. Ведь у нас третьи по величине международные резервы. Но, учитывая, что половина доходов федерального бюджета зависит от нефти и газа, и что бюджет рассчитан исходя из 110 долларов за баррель, а также критическую зависимость нашей экономики и потребительского сектора от импорта, у нас, конечно, будут очень большие проблемы.

    Перегретый индекс

    РГ: Все ждали заявления Федеральной резервной системы США, надеясь, что оно успокоит рынок. Но его еще пару дней штормило. И не факт, что сегодняшний подъем всерьез и надолго. Чем же ФРС так не оправдала надежды?

    Купцикевич: Первое, на что надеялись участники рынка, что ФРС очень быстро среагирует и тут же добавит в экономику еще денег. Но, наверное, это было нереалистично в данных условиях. А рынки уже катились по наклонной из-за рейтинга США. Поддержать их на подъеме теперь могут комментарии, которые будут связаны с обещаниями дальнейшей раздачи денег. И об этом уже на последнем заседании ФРС говорили.

    РГ: Какой-то демонический рейтинг! "ААА" - означал "исключительно высокую способность к исполнению финансовых обязательств". США его снизили до "АА+", что говорит об "очень высокой способности". И все равно паника. Может, это все-таки  именно спекулянты воспользовались ситуацией? И сами спровоцировали ее?

    Купцикевич: Агентство, действительно, не стоит винить в такой оценке. Вовсе не они вызвали такую панику. Тут дело в ухудшении перспектив. В какой-то момент рынки осознали, что настало время корректироваться. Плюс еще лето. Рынки тонкие, объемы торгов тогда были небольшие, а выросли они только на этой неделе.

    К тому же инвесторы зашли слишком далеко на торможении экономики, и показывать такой большой рост индексов было неправильно. И хотя сейчас произошло падение, я согласен, что последствий 2008 года ожидать вряд ли стоит. Скорее всего, пару недель будет стабилизация, а потом постепенный плавный рост.

    РГ: Кто сейчас на фондовом рынке хорошо зарабатывает, это можно вычислить?

    Купцикевич: Это краткосрочные спекулянты, которые всегда ищут такие волны.

    Нефть - защита от разорения

    РГ: Еще одна головная боль - цены на нефть. На этой неделе они падали с небольшими отскоками вверх. А чего ждать от них дальше?

    Главный эксперт фонда экономических исследований "Центр развития" Валерий Миронов: Вероятность того, что дальше нефтяные цены будут снижаться, невелика. В условии падения доверия к американским инструментам, нужны какие-то средства хранения, безопасные гавани, которые позволят подстраховаться от возможного развертывания кризиса.

    И в этом плане нефтяные активы являются хорошим убежищем, поэтому, не смотря на замедление самой мировой экономики, цены на нефть сильно не упадут. Да и не будет уже прежней уверенности вкладывать в долларовые активы, а у золота возможности ограничены. Поэтому если нефть еще и подорожает, то до 90 долларов.

    РГ: А какую цену выдержит наш бюджет. По заявлению главы Счетной палаты Сергея Степашина, и 75 долларов за баррель нам не страшны?

    Миронов: Если говорить о нулевом дефиците бюджета, то он сбалансирован при цене выше 110 долларов за баррель. Но если нефть будет стоить дешевле, то России можно безболезненно занимать еще несколько лет. Так как наш госдолг по отношению к ВВП один из самых низких в мире (в России около 10 процентов ВВП, а в США около 100 процентов).

    РГ: Ваш прогноз на цену в конце года?

    Миронов: Я думаю, в конце года нефть будет стоить около 90 долларов за баррель.

    Поделиться