11.08.2011 18:09
    Поделиться

    Профессор Равиль Валиев рассказал "РГ", зачем нужна проба Манту

    В последнее время в Татарстане участились случаи, когда родители наотрез отказываются прививать ребенка от инфекционных заболеваний. Реакцию Манту многие из них тоже считают опасной для растущего организма.

    Существуют ли альтернативные методы исследования? Почему реакция Манту предпочтительней рентгена? На эти и другие вопросы читателей "РГ" отвечает заведующий кафедрой фтизиатрии и пульмонологии Казанской государственной медицинской академии, директор Республиканского клинического противотуберкулезного диспансера профессор Равиль Валиев.

    Российская газета: Равиль Шамилович, в последние годы в Татарстане, как и в России в целом, резко увеличилось число больных туберкулезом. Чем это вызвано?

    Равиль Валиев: О резком всплеске заболеваемости туберкулезом в нашей стране заговорили после того, как Россия в рамках сотрудничества со Всемирной организацией здравоохранения приняла решение раскрыть информацию. В СССР учитывались не все случаи заболевания. К примеру, сведения о распространенности туберкулеза в тюрьмах, железнодорожных войсках, системе МВД не разглашались. Когда же они были обнародованы, получилось, что заболеваемость туберкулезом в России резко возросла. Кроме того, начиная с 90-х годов в стране увеличилось количество бомжей, безработных, канули в Лету лечебно-трудовые профилактории, куда на принудительное лечение направляли людей, страдающих алкоголизмом. Система отслеживания больных с так называемыми социальными заболеваниями была разрушена. И это тоже повлияло на показатели заболеваемости туберкулезом. В настоящее время в России она составляет 80, а в Татарстане - 53 случая на 100 тысяч населения. Это означает, что эпидемический порог превышен.

    РГ: Начиная с лихих девяностых заразиться палочкой Коха стало проще?

    Валиев: Заразиться и заболеть туберкулезом - принципиально разные вещи. Человек может быть носителем туберкулезной палочки в течение всей жизни и при этом не заболеть. Действительность такова, что в России к тридцати годам туберкулезом заражаются все. Из них реально заболевают в течение жизни около десяти процентов. Как правило, это дети, которые не получили достаточного грудного вскармливания, полноценного питания и имеющие ослабленное здоровье, а также взрослые с пониженным иммунитетом. Группу риска составляют люди, страдающие сахарным диабетом, язвенной болезнью желудка, ВИЧ-инфекцией и другими хроническими заболеваниями. В прошлом году в Татарстане заболело туберкулезом менее 80 детей. Тогда как заразились тысячи...

    РГ: Выходит, прививки БЦЖ, первую из которых малышам делают еще в роддоме, не спасают?

    Валиев: Надо честно признать, что эта вакцина не гарантирует стопроцентной защиты от заболевания. Но если туберкулез возникает у привитого человека, то протекает он в легкой форме. К тому же опыт показывает, что те, кто получил вакцину, заболевают значительно реже. По-этому отказываться от прививки БЦЖ в условиях существующей в стране заболеваемости туберкулезом не нужно. Тем более что сейчас есть облегченный вариант вакцины, который используется, в частности, для новорожденных.

    РГ: Как известно, выявить детей, заболевших туберкулезом, помогает реакция Манту. Эта медицинская процедура является сегодня добровольной или обязательной? Читатели в недоумении: если исследование принудительное, почему на него требуется согласие родителей? А если добровольное, то почему без справки о реакции Манту ребенка не принимают в детский сад или школу?

    Валиев: По действующему законодательству об охране здоровья граждан никто не вправе проводить какие-либо медицинские вмешательства без добровольного согласия пациента, а когда речь идет о детях, то без согласия родителей. Но здесь возникает коллизия. Допустим, ребенка, у которого не проверена реакция Манту, приняли в школу. А спустя какое-то время у него обнаружили туберкулез. Он заразил других детей. Что тогда?

    У нас такие ситуации были. В результате пришлось проводить химиопрофилактику всем учащимся. А это двести, а то и восемьсот детей. Их родители вправе сказать: куда смотрели врачи? Но ведь они предлагали проверить реакцию Манту! А мама или папа отказались. Конечно, это их право. Но пусть в таком случае в интересах общества обучают ребенка на дому. Другие дети страдать от этого не должны. Кстати, во многих странах такие вопросы даже не возникают. Там не спрашивают, хочешь ты делать прививку или нет, поскольку есть закон, направленный на защиту общества от той или иной инфекции.

    РГ: Многие родители мотивируют свой отказ от Манту тем, что она якобы вызывает аллергическую реакцию...

    Валиев: В мире не описано ни одного случая, когда бы туберкулин (а именно этот препарат вводится подкожно) вызывал аллергию. Другое дело, если у ребенка имеется аллергия. В этом случае реакция Манту может быть пышной. Поэтому мы проводим специальную подготовку. Дети, страдающие аллергией, в течение двух недель принимают антигистаминные препараты, и только после этого им ставится реакция Манту.

    РГ: Реакция на пробу Манту будет не только в случае, если человек заразился туберкулезом, но и если ему была сделана прививка БЦЖ? Неужели нет более точного метода исследования?

    Валиев: Есть. Это российское ноу-хау - так называемый диаскин-тест. Если туберкулин, который применяется для выяснения реакции Манту, представляет собой убитые микробактерии туберкулеза, выращенные в специальных условиях, то диаскин - продукт генной инженерии. Тест позволяет выявлять только тех, кто действительно заразился туберкулезом. С тех пор как мы начали применять эту технологию (подобное исследование проводится в республике уже второй год), в Татарстане значительно уменьшилось количество детей, которым после реакции Манту в целях профилактики назначался прием лекарств. Диагностика стала более точной. Если даже ребенок страдает аллергией, это не повлияет на достоверность результатов диаскин-теста.

    РГ: Тогда почему это исследование не проводится повсеместно, а предпочтение по-прежнему отдается реакции Манту?

    Валиев: Во-первых, реакция Манту достаточно эффективный метод исследования. Диаскин-тест используется в том случае, когда требуется уточнить диагноз. Он проводится только в противотуберкулезных диспансерах Казани и других крупных городов республики. А во-вторых, выполнять диаскин-тест имеют право только фтизиатры. Но у нас во многих районах республики нет даже детских специалистов такого профиля. Это во многом связано с низкой оплатой труда фтизиатров. К сожалению, на федеральном уровне этот вопрос до сих пор не решен.

    Для участковых терапевтов и педиатров была установлена доплата в десять тысяч рублей. А фтизиатр, который постоянно работает с больными туберкулезом, получает надбавку в полторы тысячи рублей. Понятно, что за такие деньги никто рисковать своим здоровьем не хочет. По статистике, врачи-фтизиатры заболевают туберкулезом в пять раз чаще, чем обычные жители.

    В Минздраве республики об этой проблеме знают и нас поддерживают. Планируют обратиться к правительству Татарстана с просьбой увеличить надбавку фтизиатрам за счет республиканского бюджета. Такая практика уже есть в других российских регионах. Если этого не сделать, может случиться так, что больных туберкулезом просто некому будет лечить. Укомплектованность фтизиатрами в Татарстане составляет сейчас всего 50 процентов, причем половина работающих врачей - пенсионеры в возрасте 65 лет и старше, которые со дня на день могут уйти на заслуженный отдых.

    РГ: А помимо диаскин-теста есть другая альтернатива реакции Манту? В частности, наших читателей интересует, нельзя ли вместо этой пробы пройти какое-либо рентгенологическое обследование, пусть даже платно? Или, в крайнем случае, ограничиться реакцией Пирке...

    Валиев: У нас есть цифровые рентгенографы, которые облучают в десять раз меньше, чем обычные. Но растущему организму лишний рентген не нужен. Хотя бывают ситуации, когда без него не обойтись. Непонятно другое. Почему, когда есть подозрение на воспаление легких, родители сразу соглашаются сделать снимок, а когда им предлагают с помощью реакции Манту без всякого облучения проверить, болен или нет ребенок туберкулезом, это вызывает протест?

    Что касается реакции Пирке, это исследование проводится в диагностических целях в том случае, если по реакции Манту трудно определить, является ли она следствием прививки или ребенок заболел туберкулезом. Но теперь, когда в Татарстане есть более точный метод исследования - диаскин-тест, ставить пробу Пирке уже нет необходимости.

    РГ: Равиль Шамилович, какой способ профилактики туберкулеза вы считаете наиболее эффективным?

    Валиев: Cамый надежный способ не заболеть туберкулезом - это своевременно выявить и вылечить всех больных. Тогда они не будут заражать здоровых людей. Но, прежде чем это произойдет, сменится не одно поколение...

    На заметку

    Реакция Манту

    Понятий "норма" или "не норма" не существует. Если размер "пуговки" от 5 до 10 мм, реакция Манту считается слабой, от 11 до 16 мм - умеренной, а от 17 и выше - выраженной. От возраста это не зависит.

    Если же "пуговка" с каждым годом увеличивается в размере на 6 мм или ее диаметр из года в год составляет 15 мм, или, например, он достигает 17 мм и выше - есть основания подозревать, что ребенок инфицирован микробактериями. Если ребенок привит, как правило, реакция Манту каждый год убывает.

    Поделиться