11.08.2011 06:45
    Поделиться

    Главреж Нижегородского ТЮЗа Владимир Золотарь "перестроит" пермский Театр-Театр

    Приглашенный из Нижегородского ТЮЗа в Пермь Владимир Золотарь начнет работу в Театре-Театре уже осенью. Новый главреж определяется с репертуаром, готовится строить свой театр.

    Режиссер Владимир Золотарь пришел, как говорится, "на новенького": в незнакомый город, в незнакомый театр, в котором не поставил и - до приезда в Пермь - даже не видел ни одного спектакля. Отказавшись от режиссерской коллегии, Золотаря пригласили, по словам директора Юрия Милютина, потому, что театр осознал необходимость "серьезно заняться репертуарной политикой и актерским составом".

    Российская газета: Владимир, почему вы решились возглавить незнакомый, чужой театр?

    Владимир Золотарь: Для меня это, конечно, большая авантюра. Когда я уходил из первого своего театра - Алтайского краевого драматического - во второй, в Нижегородский ТЮЗ, я рассматривал три варианта. Но тот, который казался самым благополучным и интересным, не выбрал только потому, что в том театре ничего не ставил. Не знал труппу изнутри. В Перми для меня есть смягчающее обстоятельство: и я, и театр рискуем не вслепую, потому что с Юрием Алексеевичем (Милютиным, директором Театра-Театра - ред.) уже сотрудничали в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

    РГ: Успели познакомиться с репертуаром? Как будете формировать новую афишу?

    Золотарь: Я работаю главрежем 10 лет - опыт научил учитывать факторы, которые влияют на репертуарную политику. Есть труппа. И одна из задач главного режиссера - сделать так, чтобы артисты развивались: от роли к роли, от спектакля к спектаклю должно быть движение. И есть зритель, который тоже должен развиваться. Нужен этому театру детский репертуар? - нужен. Нужна элитарная составляющая, спектакли, которые недурно было бы свозить в Европу на фестиваль? - нужна. Нужны демократические спектакли? - обязательно. При этом я могу принять любой эксперимент в театре - и как зритель, и как главный режиссер, - но я не склонен к работам исключительно для собственного удовольствия. Мой театр обращен к зрителю, я пытаюсь со зрителем разговаривать. Верю, что я нормальный, вполне современный человек, и если говорю со сцены о том, что волнует меня, то рассчитываю, что наберется группа людей, которую это тоже должно взволновать. Тогда формируется нормальный диалог. Это, наверно, для меня превыше всего.

    РГ: В Театре-Театре ставят спектакли Борис Мильграм, Филипп Григорьян, Владимир Гурфинкель... Будете приглашать новых режиссеров для постановок?

    Золотарь: Очень важно соблюдать баланс в репертуарном театре: безусловно, нужна рука одного режиссера, который все время работает с труппой. Но эта привычка к одной руке обедняет театр со страшной силой. Очень важно не превращаться в "спальный вагон", когда есть свой режиссер, своя труппа, свой круг зрителей: им вместе очень уютно, и им совершенно все равно, что поезд уже ушел на следующую станцию.

    РГ: С названием своей первой премьеры определились?

    Золотарь: Конечно, мы думаем над названиями. Но ведь для меня знакомство с театром не закончилось еще даже на уровне отсмотра спектаклей. Мне очень важно понять сейчас, чего в репертуаре нет. И не только по номинальному названию в афише: "Ой, у нас классики не хватает!" - но и спектаклей, разнообразных по характеру, по жанру, по остроте. Для этого мне нужно увидеть весь репертуар и артистов на сцене и начать общаться - с октября приступаем к работе.

    А названия будущих спектаклей пусть останутся интригой, да и обманщиком быть не хочется. Ужас ведь работы режиссера в том, что ты хочешь поставить "Эндшпиль" Беккета, шесть лет работаешь в театре - и не можешь поставить Беккета. Потому что сегодня в данном театре Беккета ставить не нужно. Эта работа очень компромиссная, но я согласился на эту авантюру - стать главным режиссером в театре без первой постановки в нем - потому что, на мой взгляд, главный режиссер должен мыслить не проектами, а стратегически, не на один сезон вперед. Спектакли, которые возникают в репертуаре - "шестеренки" большого плана развития театра.

    РГ: Вы планируете продолжить курс развития Театра-Театра, который выбрали его руководители до вас, или будете театр перестраивать по-своему, как, например, Теодор Курентзис - пермский Оперный?

    Золотарь: В синтезе. Перечеркивать существующий в театре контекст мне кажется бессмысленным, разрушительным. Для меня пермский театр будет третьим вариантом взаимоотношений с труппой. Театр в Барнауле был на грани: там были талантливые молодые артисты, но они выходили на сцену и как будто извинялись перед зрителями за свое присутствие, это было главное послание, которое они несли в зал. Мол, извините, я не очень хороший артист, я получил не очень хорошее образование, я не в очень хорошем театре, и спектакль-то - дрянь редкая, вы извините, я тут еще побуду и уйду. Этих артистов нужно было лечить, им пришлось внушать, что они что-то могут. Второй вариант - это нижегородский ТЮЗ, который уже пережил этот этап, и, хотя серьезного успеха еще не достиг, артисты уже почувствовали: кажется, мы можем! Это прекрасный момент в развитии театра - начинается полет... В Пермском театре зрелая труппа, здесь есть традиция, контекст. Делать вид, что я пришел в алтайскую драму - бессмысленно. Да, я часто говорю, что люблю строить свой театр, но любой театр - это конструкция, которую нужно строить все время. Конечно, я буду пытаться развивать пермский театр дальше.

    РГ: Зрелая труппа предъявит к вам, чужаку, самые строгие требования: как будете выстраивать взаимоотношения с артистами?

    Золотарь: Я глубоко верю, что театр - это дело человеческое. Я не знаю, что сказать труппе при первом знакомстве. Я не люблю обманывать артистов, не люблю играть какие-то роли перед ними. Это все равно, что идти с девушкой на свидание: можно сколько угодно планировать, что я вот так подсяду, вот об этом скажу - и ничего не получится. Труппа - это женщина, ее надо обольстить, покорить. Без любви театр не рождается. Без любви может быть сколочен ремесленный продукт, но он просуществует недолго.

    Справка "РГ"

    Владимир Золотарь окончил СПГАТИ в 1996 году - курс Геннадия Тростянецкого. В 2002-2008 годах - главный режиссер Алтайского театра драмы им. В. М. Шукшина. С августа 2008 года главный режиссер Нижегородского театра юного зрителя. Спектакль "Войцек" в 2009 году претендовал на национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая работа режиссера".

    Поделиться