03.08.2011 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: Бог не геймер, играющий в Жизнь

    "Бог придумал удивительную штуку - Жизнь. Берем юнита, наделяем его свободой воли, устанавливаем обязательные для всех правила игры: рождение - жизнь - смерть, а также потребности в питании, размножении, жажду власти, богатства, учитываем конкуренцию. Сногсшибательное действо. Можно смотреть бесконечно! Эх, сдается мне, что он с нами просто играет!"

    Евгений. Из обсуждения статьи "Потерянный рай"

    Здравствуйте, Евгений! После выхода в свет фильма "Матрица" ситуации, когда жизнь путают с виртуальной реальностью, перестали быть редкостью. Хотя на мой вкус вы все сильно упрощаете - и Бога (он не геймер, гамающий в "Жизнь"), и человека (даже первый, Адам - не юнит), и саму жизнь. А чтобы Вы разобрались во всем, предлагаю расписать сценарий Игры под названием Творение.

    Написание дизайнерского документа, сценария - начальный этап создания любой компьютерной игры: словесное изложение ее идеи, свойств мира, в котором будет происходить действие, описание персонажей (юнитов), их качеств и задач, и т.д. Программеры, пишущие компьютерные игры, часто сопровождают текстовой вариант будущей игры словами "Круто! Классно! Отличная работа! Ну, ты даешь, чувак!", но я воздержусь от эмоций. Распишем только канву, главные этапы. За основу возьмем первые три главы Книги Бытия.

    1 Итак, на шестой день Творения мира, после создания неба и земли, растительности и животных, Бог приступает к человеку (буду называть его все-таки "adam" - человек, а не юнит). Акт творения человека - явление исключительное, отличное от актов творения остальных объектов мира, в том числе и животных.

    2 Исключительность создания человека в том, что план создания звучит так: "сотворим его по образу Нашему и подобию Нашему". А когда рассказывается, как происходило создание, фраза "подобие Божье" уже не фигурирует. То есть Бог наделяет Адама такими свойственными Ему Самому качествами, как бессмертность, свобода воли, разумность, которые проявляются в человеке способностью к мысли, способностью к речи, способностью к творчеству (нет, Евгений, мне все-таки очень хочется написать здесь после каждого свойства "Классно!"), личностной основой бытия, тягой к добру, способностью любить (а здесь можно было бы написать "Нереально классно!"). Это образ Божий в человеке - основа его личности, созданная Богом. А вот стать подобием Бога человек должен сам. Это и есть задача, поставленная перед человеком.

    3 Адам творится из праха земного, и становится он душою живою не тогда, когда ему написали код движка. А после того, как Бог вдохнул ему "дыхание жизни", то есть после действия высокой интимности, доверия. Изначальное единство мужчины и женщины (которая еще не создана) утверждается самим замыслом.

    4 Господь благословляет созданное, и дает две заповеди. Благословение - это сообщение Божественной благодати - нетварной, идущей от Бога энергии (силы), соединяющей человека с Богом. Первая заповедь:"плодитесь и размножайтесь". Вторая: "и обладайте землею, и владыче с т ву йте над животным" - не только передает человеку власть над тварным миром, но и делает его ответственным за его судьбу. В Божьем мире власть и ответственность неразрывны.

    5 Бог создает рай, растущее в раю приятно на вид и хорошо для пищи, в центре рая - дерево жизни и дерево познания добра и зла.

    6 Господь поселяет в рай Адама, чтобы он возделывал сад и хранил его (третья заповедь). Только не подумайте, что перед нами игра "Ферма". Человек был создан Богом не для выращивания виртуальных кабачков и накопления агробаксов.

    7 Сразу после заповеди возделывания сада Эдем, Бог произносит заповедь четвертую, ключевую - "от всякого дерева можешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, потому что в день, в который ты от него вкусишь, смертью умрешь". Исполнение этой заповеди и было бы шагом к обожению.

    8 Как часто бывает со сложными играми, рано или поздно приходится решать философские проблемы. Как говорят геймеры, "разберемся с идеологией". Итак, что такое дерево добра и зла? Точка, необходимая для выражения человеком выбора (точка выбора)? Препятствие? Условие перехода на другой уровень? В конце концов проверка на вшивость (я Твой Создатель сказал тебе не ешь, посмотрим, как ты поступишь)? Что ж, Евгений, давайте рассуждать. Свое любимое создание, перед которым стоит задача стать подобием Божьим, Бог помещает в рай - своего рода колыбель. Здесь венец творенья должен пройти созревание: все в раю благословлено для человека. Все соединяет его с Богом. Все, кроме дерева запрета. Соединение Адама с Богом в раю не умозрительное, оно происходит через пищу, вкушение плодов рая. И сама жизнь в раю, цель которой обожение, и есть общение с Богом (помните, мы говорили о благословении?). Но мир больше, чем рай. В мире есть стихии, хоть и созданные Богом и даже подвластные ему, но губительные для младенчески юного Адама. А есть даже и такие, которые в существующем виде Богом не созданы. Зло, например. Бог зла не сотворял, но оно явилось следствием свободы, которую он дал своим творениям - Ангелам, свободы столь великой, что она простирается до возможности отрицания Самого Создателя. Дьявол - противник Господа, и есть такой отрицатель, первый избравший путь против своего Творца. Но, повторюсь, не только стихия зла опасна для младенца Адама (младенца в духовном смысле, он еще только начал свое развитие, он еще в колыбели). И Бог предупреждает об этом. Вы знаете, Евгений, если бы Ева не соблазнилась, заповедь запрета осталась бы всего лишь предложением, рассказывающем о том, что есть два пути развития: путь с Богом, путь послушания Ему, путь жизни. И путь иной, ведущий к смерти. Зная, что случилось потом, мы можем сказать, что заповедь была предостережением. Трагичной ее сделал поступок Евы, свершившееся искушение.

    9 Затем Создатель приводит к Адаму животных, чтобы он нарек им имена. С одной стороны, это познание Адамом сущности каждого из них, с другой - утверждение власти над ними. С третьей - констатация ответственности человека над тварным миром.

    10 При познании сущностей всего живого обнаруживается, что среди всего многообразия нет подобного Адаму, нет помощника ему. Такое одиночество оценивается Богом категорией "нехорошо". Создается женщина. Способ её создания несет в себе глубокие смыслы. Для женщины берется сокровенная, внутренняя, сердцевинная грань мужчины.

    11 Адам впервые проявляет активность, произнеся "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа". И дальше неожиданное: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и при лепится к жене своей", и будет плоть едина. И были они наги, и не стыдились. Стыд - первое чувство, которое упоминается в Библии.

    12 Появляется змей. Хитрее всех зверей полевых, он атакует Еву. Диалог соблазна построен на том, что змей обещает: "Вкусив плод, вы станете как боги". И на клевете: "Бог запрещает вам вкушать, боясь, что вы станете как он". Сам факт вступления в диалог с дьяволом уже ведет к изменению природы человека. Начиная разговор со змием, потом молчаливо соглашаясь с клеветой на Господа, Ева меняется. Запретный плод начинает казаться ей и вкусным, и красивым, и вожделенным. Она вдруг начинает надеяться, что съев его, станет "как боги". Ева стремительно отпадает от Бога. И падает. Сначала только внутри себя, в желаниях, а потом и действием. Ее попытка стать богом вопреки Богу, мимо Него - магия. Не путь обожения вместе с Богом, воровство. Ева искушается. Ева дает плод Адаму. Точка выбора становится точкой невозврата.

    13 Евгений, каким был бы сценарий, прогони Ева змия прочь, нам не ведомо. Поэтому дальше все трагично. Для всех.

    14 Выбор пути неблагословенного Богом приводит к катастрофе. Отпав от источника жизни, человек становится смертным - вот итог изменений его природы. Причем своим падением Адам совлекает за собой в смертность весь мир. Отныне всякая тварь в мире скорбит и мучается.

    15 Еще одно последствие - трещина, которая пролегла между людьми. Съев запретный плод, первые люди увидели, что они наги, им стало стыдно. Так появляется ощущение другого. Тот, кто был с тобой плотью единой, становится чужим. Много позже Сартр скажет: "Ад - это другой".

    16 Еще один разрыв с Богом. Адам слышит голос Бога уже не в своем сердце, а вовне. Причем эта потеря единения с Отцом так велика, что бедный грешник думает, что может спрятаться от Всевдящего в деревьх рая. Кстати, это говорит и о помраченности самого Адама. Разлад внутри человека - еще одно последствие грехопадения.Когда Бог призывает Адама к покаянию, тот воспринимает слова Божьей любви не как возможность, покаявшись, припасть к ногам Создателя, вернуться к Нему, нет. Он видит в словах Бога обвинение, и в ответ перекладывает вину на Еву. Чувства вины и страха - тоже симптомы разлада.

    17 И дальше, Евгений, о Любви. Да, отпав от Создателя, человек был обречен на смертность, на тяжкий труд, на страдания. Пропасть, которая пролегла между Богом и человеком, пропасть смерти, человек своими силами преодолеть не мог. И Сам Бог не мог - просто так, переписав программу. Бог не Папа - сильнейший игрок на языке геймеров. Бог - Отец. И Он посылает в наш, отнюдь не виртуальный, жестокий мир, Своего Единородного Сына. И Спаситель Своею Кровью воссоздает растленную природу нашу, Своей Крестной смертью преодолевает пропасть, разверстую грехопадением, Своими ранами врачует наши язвы, Своими страданиями исцеляет наши страсти и Своим Воскресением нам надежду дарует. Чем мы можем ответить на такую любовь к нам?

    Ссылка: Дело дьявола

    Уважаемые читатели! Ждем ваших откликов по адресу: 125993, г.Москва, ул.Правды, д. 24, Редакция "Российской газеты" или по электронной почте: pisma-maria@mail.ru

    Поделиться