02.08.2011 00:00
    Поделиться

    Елена Скрынник: К 2020 году Россия должна экспортировать более 40 млн тонн зерна ежегодно

    Елена Скрынник о скором овощном буме и самом вкусном в России мясе

    К 2020 году Россия должна экспортировать в год более 40 миллионов тонн зерна, 170 тысяч тонн мяса птицы и 200 тысяч тонн мяса свинины. Такие масштабные планы озвучила на "Деловом завтраке" в "Российской газете" министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Впрочем, глава аграрного ведомства откровенно рассказала не только о задачах и достигнутых результатах, но и проблемах, которые есть сейчас в отрасли и как власть их решает.

    Российская газета: Елена Борисовна, почти всю весну аграрии, особенно на юге, жаловались на переизбыток зерна, которое осталось с прошлого года. Кроме того, в этом году вы прогнозируете урожай на уровне 85-90 миллионов тонн. И даже несмотря на то что Россия с 1 июля возобновила экспорт и намерена продать в этом сезоне около 20 миллионов тонн, зерно все равно останется. Крестьяне говорят, что его негде хранить. Получается, что в стране наметился кризис перепроизводства. Зерна мы стали производить больше, но новые элеваторы не строятся.

    Елена Скрынник: Я на посту министра сельского хозяйства уже 2,5 года. За это время мы детально проанализировали ситуацию и понимаем, что без инфраструктуры и логистики развиваться сложно. Поэтому была принята программа, по которой государство субсидирует создание новых логистических центров. Есть хороший пример в Тамбовской области, где одна мукомольная компания привлекла на развитие производства, в том числе строительство элеваторов, 200 миллионов рублей кредитных ресурсов.

    Так вот, из федерального бюджета компании субсидированы процентные ставки по кредитам в объеме 30 миллионов рублей. Руководитель предприятия говорит, что если бы не было этих субсидий и поддержки на региональном уровне, которые помогают создавать инфраструктуру, строить дороги, не удалось бы реализовать этот проект. В той же Тамбовской области в ближайшее время будет построен еще один элеватор по хранению 100 тысяч тонн зерна.

    Будут увеличены мощности по хранению зерна на Юге, в Сибири, на Дальнем Востоке. Предстоит большая работа на всех уровнях. Необходимо построить линейные, портовые элеваторы, а также небольшие хранилища для малых форм хозяйствования. К примеру, серьезно расширит мощности Новороссийский морской порт. Экспортный потенциал логистической цепи за счет строительства и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке зерна к 2013 году составит почти 30 миллионов тонн.

    Хочу обратить внимание на то, что в рамках второго этапа госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы предусмотрен отдельный раздел, посвященный развитию логистики и инфраструктуры продовольственного рынка. Помимо этого серьезное внимание будет уделено развитию мелиорации: как известно, на орошаемых землях урожайность от 2 до 10 раз выше, в зависимости от выращиваемой культуры.

    Меры господдержки в комплексе должны дать ощутимый результат. В планах - к 2020 году экспортировать в год более 40 миллионов тонн зерна. Кстати, Россия является не только экспортером зерновых, но и муки. На мировом рынке на нее сохраняется устойчивый спрос. С начала года экспортные поставки муки превысили 600 тысяч тонн. Это в 3 раза больше, чем в прошлом году.

    РГ: Экспортеры просят в этом году решить вопрос о льготных тарифах на железнодорожную перевозку зерна до балтийских портов, чтобы заработать смогли и сельхозпроизводители из Черноземья.

    Скрынник: Пока от зерновых союзов министерство подобные предложения не получало. Должна отметить, что государство всегда идет навстречу сельхозпроизводителям, и в прошлом году льготный тариф на перевозку зерна действовал. Что касается Черноземья, то в этих субъектах активно развивается животноводство. Поэтому значительный объем фуражного зерна в регионе должен быть направлен на обеспечение внутренних потребностей. В любом случае при поступлении конкретных предложений от экспортеров будем рассматривать их в правительстве.

    Урожай без битвы

    РГ: Позвольте политизировать вопрос об экспорте зерна. Еще 10 - 15 лет назад трудно было представить, что мы выйдем на мировой рынок. А в 2009 году, пока не случилась засуха, Россия занимала по объему экспорта уже третье место. Так что же произошло за это время? Смена формы собственности? То есть появились всевозможные агропромышленные частные или акционерные предприятия и стало проще выходить на рынок? Или важнее все-таки цены на нефть, которые за этот период стремительно выросли?

    Скрынник: Успех развития сельского хозяйства, как и других отраслей, прежде всего зависит от государственного системного подхода. Свой эффект дала реализация приоритетного нацпроекта по развитию сельского хозяйства, который стартовал в 2006 году. Его продолжением стал первый этап госпрограммы, начавшийся в 2008 году и завершающийся в 2012-м.

    Государство создало благоприятные условия, и в отрасль начали инвестировать. Благодаря поддержке государства наблюдается серьезный рост показателей производства в растениеводстве, животноводстве. Да, кое-где проблемы остаются. Например, считаю, пока слабые успехи в производстве мяса говядины. Но работа в этом направлении ведется.

    К примеру, оказывается поддержка в создании комплекса на 100 тысяч голов крупного рогатого скота в Брянской области. Если вникать в каждое направление, понимать его четко и ясно, оказывать системную помощь, обязательно будет эффект.

    РГ: В советское время страна постоянно билась за урожай. С конца июля и до начала октября все средства массовой информации беспрерывно сообщали вести с полей. Из утюгов шли сообщения о том, кто сколько намолотил.

    Скрынник: А колбаса была в магазинах?

    РГ: Колбасы не было. А сейчас есть. Но при этом нет сообщений о битве за урожай. Вот интересно: что, у коммунистов не хватило разума, желания, энергии сделать то, о чем рассказываете вы?

    Скрынник: Считаю, что аграрная политика проводилась так, как могла вестись в условиях плановой экономики. Я в агропромышленном комплексе 10 лет. Напомню, в "Росагролизинге" мы начинали с нуля. За время моей работы компанией было ввезено 350 тысяч голов племенного скота, более 55 тысяч единиц техники, на которой сегодня успешно работают отечественные сельхозпроизводители. В свое время на технике, поставленной "Росагролизингом", в год убиралось до 20 процентов всего урожая в стране, обрабатывалось 17 процентов пахотных земель.

    В рамках первого этапа госпрограммы были созданы такие важные инструменты поддержки как Россельхозбанк, Объединенная зерновая компания.

    Сейчас наша задача преумножить то, что было создано. Мы должны значительно увеличить объем производства качественной продукции и параллельно заниматься социальным развитием села. На это будет направлен второй восьмилетний этап госпрограммы. Министерство над ним работает совместно с аграриями.

    Очень важно, что сельхозпроизводители вовремя получают субсидии. К настоящему времени доведено около 70 процентов от годового лимита господдержки. Я лично каждую неделю занималась этим вопросом. У нас составлен реестр сельхозорганизаций. Каждой звоним, спрашиваем, получили деньги или нет. Если не получили, значит, на оперативном совещании разбираем этот регион, регулярно информируем правительство.

    Ферма или холдинг?

    РГ: В связи со вступлением России в ВТО все риски сняты? Это же открытый рынок. А наша продукция проигрывает по цене, а иногда и по качеству. Во всяком случае есть такая точка зрения.

    Скрынник: Это точка зрения пессимистов. Я сама хожу в магазины и все проверяю. Не считаю, что наша продукция хуже. Посмотрите на наших производителей, на фермерские хозяйства. На днях мы посетили в Тамбове Бабаевские молочные фермы. Какое у них мясо фантастическое! Они конкурируют в сетях и по цене, и по качеству. Кстати, уже 8 крупнейших московских ресторанов закупают отечественное мясо. Они перестали возить его из Австралии и Бразилии. Говорят, наше лучше.

    РГ: Каким вы видите сельское хозяйство к 2020 году? Это крупные компании, неважно - государственные и частные или преимущественно фермерские хозяйства? Сотни тысяч таких хозяйств, миллионы. На эту тему, кстати, много спорят и в странах Евросоюза.

    Скрынник: Необходим разумный баланс между фермерскими хозяйствами и крупными агропромышленными предприятиями. У нас огромная страна, поэтому необходимы очень большие объемы производства мяса птицы, свинины, крупного рогатого скота. В соответствии с доктриной продовольственной безопасности российские сельхозпредприятия должны обеспечивать страну на 85 процентов собственным мясом, молоком - на 90 процентов. Кстати, в 2012 году наши птицеводы эти показатели достигнут и произведут уже почти 90 процентов от внутренних потребностей.

     
    Видео: Наталья Ивановская

    РГ: И все же какова будет доля малых форм хозяйствования в производстве сельхозпродукции - 15, 20 процентов?

    Скрынник: До 50 процентов по отдельным направлениям. Есть новая программа - "Начинающий фермер". Государство будет субсидировать старт производства сельхозпродукции. В этом году будут также утверждаться программы субъектов, которые разработаны с учетом региональной специфики сельхозпроизводства, то есть они будут направлены на развитие традиционных для региона отраслей сельского хозяйства. Субъекту необходимо разработать такую программу, принять на местном уровне как экономически значимую, затем представить в министерство сельского хозяйства. Федеральное ведомство выделит на нее субсидии, и дальше субъект сможет развивать программу уже с учетом господдержки.

    Например, в Чечне люди традиционно занимались садоводством. Регион подготовил соответствующую программу, и республике будет оказана поддержка. А кому будут направлены средства - малым формам хозяйствования или крупным предприятиям - решать им самим. Но для нас важно одинаково поддерживать и тех, и других.

    Свинья в законе

    РГ: Когда вы говорите о приросте в свиноводстве, напрашивается вопрос: а как же африканская чума свиней, которая в некоторых регионах косит поголовье? Кое-где вообще поговаривают о полном запрете на разведение хрюшек. В частности один зоотехник из Краснодара написал нам, что край готовится к ликвидации свиней в личных подсобных хозяйствах.

    Скрынник: Никакого запрета на разведение свиней в регионах нет! Это самое главное. Я руковожу штабом по борьбе с африканской чумой свиней (АЧС) и знаю, что в ряде регионов ситуация остается непростой. В этой связи министерство сельского хозяйства рекомендовало субъектам ускорить разработку и принятие региональных программ по перепрофилированию личных подсобных хозяйств. То есть в регионах с неблагоприятной эпизоотической ситуацией необходимо переводить хозяйства на закрытый тип содержания или разводить в них других животных - овец, коз, кроликов.

    Главное, ограничить свободное перемещение свиней. Ни в одной цивилизованной стране вы не увидите, чтобы свинья бесконтрольно перемещалась по деревне. В этом случае возникает риск передачи вируса от диких кабанов, которые являются переносчиками АЧС. Соответственно, появляется угроза заражения всего поголовья. Такой вариант не проходит, необходимо цивилизованно заниматься сельским хозяйством.

    Существует план по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, который выполняется. Министерство добилось того, что главные ветеринарные врачи в регионах назначаются по представлению министра сельского хозяйства. Я с ними каждую неделю встречаюсь, обговариваем самый широкий спектр вопросов. Смотрю, как обновляется материально-техническая база, как закупается оборудование для современных лабораторий.

    РГ: Как вы оцениваете размер потерь от африканской чумы свиней?

    Скрынник: В этом году только на территории Тверской области было зарегистрировано 5 очагов заболевания АЧС среди домашних свиней. За два последних года из 13 случаев заноса вируса АЧС на территории крупных свиноводческих хозяйств 7 имели место в Краснодарском крае. Если ветеринарные врачи будут работать, как положено, а власти на местах проводить разъяснительную работу с населением, все будет в порядке.

    В поле - со страховкой

    РГ: В июле вступили в силу два долгожданных закона. Задача первого - совершенствовать оборот земель сельскохозяйственного назначения, второго - заставить крестьян страховать посевы. Какая площадь земель должна быть вовлечена в оборот из простоя, неэффективного либо нецелевого использования?

    Скрынник: По нашим оценкам, должно возвращаться в оборот в среднем по миллиону гектаров земли в год. Изданы подзаконные акты, которые систематизируют межевание. Есть регламент, в соответствии с которым земля будет изыматься по решению муниципальных властей, если она используется не по назначению.

    РГ: На днях вы заявили, что уровень страхования посевов в стране планируете довести до 80 процентов. Не слишком оптимистично? Президент во время рабочей поездки в Тамбовскую область сказал, что там аграрии застраховали чуть более 5 процентов площадей.

    Скрынник: Объемы страхования посевов будут доведены до 80 процентов не за один год. Это долгосрочная перспектива и идеальная задача, к которой нужно стремиться. Страхование предусмотрено в госпрограмме. За счет того, что будет снижена сумма страховых взносов, 50 процентов от нее возьмет на себя государство. Гарантировать выплаты будет не одна организация, а целый пул страховщиков.

    К новой форме страхования мы приступаем с 2012 года. Аграрии должны понять, что это защитит их от неблагоприятных последствий, причем не только в области растениеводства, но и животноводства. Страхование сельскохозяйственных животных - это следующий этап.

    РГ: Сейчас в мире есть проблема дефицита продовольствия и его высокой стоимости. У России по сравнению с другими странами очень неплохие позиции. Учитывая это, мы можем как-то более активно себя проявлять на международном рынке? И, кстати, раньше мы помогали Африке, поставляли туда продукты питания. Сейчас кому-то оказывается безвозмездная помощь, как раньше?

    Скрынник: Международной деятельности министерство уделяет большое внимание. Встречи министров сельского хозяйства из разных стран - это вообще тренд последнего времени. Мы встречаемся на G20, G8, АТЭС, вырабатываем общие подходы. В нашей последней декларации, утвержденной на G20 в Париже, прописано, что необходимо увеличивать объемы производства продовольствия, потому что количество голодающих увеличивается. По экспорту зерна я уже позиции озвучила - более 40 миллион тонн в год. Кроме этого, к 2020 году Россия может экспортировать в год как минимум 170 тысяч тонн мяса птицы, 200 тыс. тонн мяса свинины.В денежном выражении объем экспорта только по мясу птицы и свинины, к которому мы должны стремиться, оценивается в один миллиард долларов в год. Экспорт, по моему глубокому убеждению, это точка роста отрасли.

    совет от министра

    Российская газета: Елена Борисовна, какие продукты все-таки лучше покупать?

    Елена Скрынник: Отечественная сельхозпродукция ни в чем не уступает, а во многом и превосходит по качеству зарубежную. Российские продукты питания проходят тщательный контроль на всех стадиях производства. Отличную мясную продукцию предлагают животноводческие комплексы в Калужской, Тамбовской, Липецкой областях, Татарстане. Высококачественные молочные продукты - в Ленинградской, Воронежской областях, Башкортостане, Краснодарском крае, на Алтае. Рекомендую покупать отечественные овощи. Кстати, значительное внимание министерство уделяет развитию тепличных хозяйств. Надеюсь, что российские овощи в скором времени можно будет есть круглый год.

    РГ: А вы сами какие продукты едите? Где их покупаете? Какие блюда предпочитаете?

    Скрынник: Стараюсь есть овощные салаты. Заправляю их подсолнечным маслом. Овощи летом ем с грядки моей мамы. Она выращивает отличные помидоры. Любимый сорт - "бычье сердце", вес одного плода бывает 800 - 900 граммов. Мои дети, кстати, помогают бабушке выращивать урожай.

    семь приоритетов Елены Скрынник

    Российская газета: Выделите, пожалуйста, главные задачи, которые вы ставите в своей работе в этом году.

    Елена Скрынник: Во-первых, необходимо обеспечить производство зерновых на уровне не менее 85 - 90 миллионов тонн. Для этого были увеличены серьезно посевные площади под яровыми - на 6,7 процента. Уже сегодня намолочено более 30 миллионов тонн зерновых при хорошем уровне урожайности.

    Во-вторых, как уже говорилось, нужно восстановить экспортные позиции российского зерна и поставки его на мировой рынок до 18 - 20 миллионов тонн.

    В-третьих, необходимо обеспечить уровень цен на зерно, приемлемый как для производителей зерна, так для и животноводов, обеспечив, таким образом, межотраслевой ценовой баланс. Для этого будет использоваться механизм закупочных и товарных интервенций.

    В-четвертых, следует сохранить позитивную динамику в животноводстве. По итогам полугодия в России производство мяса птицы выросло практически на 11 процентов, свинины - на 3,4 процента. Хорошая динамика наблюдается также в производстве товарного молока.

    В-пятых, необходимо реализовать комплекс стратегических мер по предотвращению рисков гибели урожая в результате неблагоприятных климатических условий. И тут тоже есть два направления: мелиорация и страхование от гибели урожая.

    В-шестых, реализация комплексных мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на селе. В том числе программа "Начинающий фермер", "Семейные животноводческие фермы", сельскохозяйственное консультирование.

    И седьмой приоритет, собственно, сама госпрограмма. В ближайшее время министерство завершит доработку ее второго этапа на 2013 - 2020 годы. К уже существующим направлениям будут добавлены новые: развитие инфраструктуры, логистики, перерабатывающей промышленности, мелиорация, поддержка малых форм хозяйствования, развитие экспорта.

    Поделиться