31.07.2011 23:09
    Поделиться

    В Никола-Ленивце прошел фестиваль современного искусства "АрхСтояние"

    Куда движется "АрхСтояние", фестиваль ландшафтных объектов с многолетним стажем, вопрос, конечно, интересный.

    Возникшее как сотрудничество художника Николая Полисского и местных жителей "АрхСтояние" превратилось в интернациональную площадку. Потом казалось, что поиск концепций для фестиваля современного искусства не мешает плавному дрейфу в сторону Диснейленда, соединяющего хитроумие цивилизации с красотами природы. Сейчас, похоже, "АрхСтояние" оказалось на развилке из трех дорог.

    По одной пойдешь - к "АрхПолису" придешь. Но какими будут его контуры, сказать пока не могут и кураторы "АрхСтояния".

    По другой пойдешь - к перформансу придешь. Например, акустическому, созданному Дмитрием Власиком специально для исполнения на пяти с половиной гектарах фестивальной территории. Семь "звуковых объектов", расположенных в специально найденных точках, образуют своего рода ансамбль, залом для которого становятся лес, поля, река. Был на фестивале и более привычный ансамбль - под названием "Персимфанс". Его участники (к слову сказать, музыканты из известных оркестров страны) увлекаются тем, что исполняют музыку без дирижера. Для Никола-Ленивца подобрали специальную программу, в которую вошли произведения от Шуберта до Мессиана, от Вагнера до Ксенакиса... Название концерта взяли у работы Франца Листа "Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам". А поздно вечером Святослав Пономарев собирался огласить вечернюю тишину звуками струнного бензобака, жестяного барабана, пожарных раструбов и тибетских музыкальных инструментов... Не буду врать, журналисты уехали раньше, и я не слышала эксперимент в области "тибетской индустриальной музыки", но понятно, что все три музыкальных проекта решают, в общем-то, сходную проблему, пытаясь найти формы встречи культуры и природы, традиции и индустриальной цивилизации... Их путь лежит к синтезу искусств, не только визуальных, но также акустических и театральных.

     
    Видео: Сергей Михеев

    На третьей дорожке - "Сарай" найдешь. Сарай оказался одной из самых удачных находок нынешнего фестиваля. Этот скромный объект хозяйственного назначения способен на бесконечные трансформации. На нынешнем фестивале их представлено шесть. Но на конкурс, объявленный кураторами и мастерской ТАФ, было прислано 350 проектов. Один другого лучше. Большинство проектов - от молодых архитекторов. Часть из них можно увидеть в сарае с двойной крышей, который построил Оскар Мадера и назвал "Функциональное мычание". В смысле - сарай не дом, к архитектурному многословию не располагает, скорее, заявляет о своем существовании. Даже не заявляет, а так подает сигналы: мол, для подмоги готов. Мадера решил, что предел мечтаний сарая - собрать-показать все варианты своего собственного существования. Так его сарай превратился в выставочную площадку. Почти музей. Там можно было обнаружить проекты вполне фантазийные: от "Павильона для наслаждения пением птиц" до "Копеечного сарая", который возносил до небес "жигуленок" "ВАЗ 2101" - знаменитую "копейку"...

    Сейчас, похоже, "АрхСтояние" оказалось на развилке из трех дорог

    Но и те проекты, что были выбраны в итоге куратором Антоном Кочуркиным для фестиваля, впечатляли. Призрачный сарай из прозрачных металлических цепочек звенел струящимися стенами, когда зрители входили внутрь. Не хуже струнного бензобака Святослава Пономарева он готов был к акустическому перформансу, к встрече с неведомым зрителем, а также дождем и ветром и прочими природными явлениями. "А не заржавеет ли он?" - поинтересовалась одна практичная девушка, указав на металлический остов. "Да, и это будет прекрасно!" - ответили авторы Александр Рябский, Ксения Харитонова, Дмитрий Барьюдин. Так случайно обнаружилось, что их звенящее сооружение под названием "Сталь нестоячая" - продукт городских романтиков, превыше всего ставящих настроение и естественность взаимодействия со средой.

    После нынешнего "АрхСтояния" у меня осталось стойкое убеждение, что ничего более романтического, чем сарай в природе, тьфу, в архитектуре, не существует. У авторов АБ "Панаком" он ассоциируется с птичьими гнездами. Пять "Гнезд света" на соснах и березах, со спрятанными светодиодами, должны вечерами излучать мягкое разноцветное свечение. Сана Бориева оставила от сарая одну стену, превратив ее в стрелку солнечных часов, в экран для проекции и просто в эффектный абстрактный объект. Кирилл Баир и Дарья Лисицына (бюро АрхНах) скрестили капсульный отель от рачительных японцев с деревянным зодчеством, пустив в ход старые двери. 15-местный отель без окон, но с дверями (клаустрофобам можно не беспокоиться) уже опробовали социологи, десантировавшиеся на нынешний фестиваль. Как оказалось, они были в восторге. Выяснилось, что на досках в "Вашем шкафу" спать приятнее, чем на земле в палатке.

    Наконец, почти вне конкуренции "Сарай Сараев", придуманный группой Manipulazione Internazionale и арт-группой Mississippi. Несмотря на нездешние названия, архитекторы - российские. Они сделали сарай, в котором есть печка, колодец, все удобства, комната для ночевки и стол для переговоров, веранда, а также обширный отсек для хранения. Это сооружение к тому же может служить для театральных представлений. А еще оно расписано сербским студентом Миланом Дмитриевичем. На стенах - "тени" забытых предков и старых предметов. Cарай выступил проявителем времени, проектором и проекцией одновременно.

    Поделиться