25.07.2011 23:08
    Поделиться

    Александр Сокуров не успевает завершить съемки фильма, который должен представлять Россию на Венецианском фестивале

    Из-за трудностей с финансированием картина "Фауст" Александра Сокурова не завершена и может не успеть на Венецианский кинофестиваль, где она заявлена на участие в конкурсе от России. Показ запланирован на 8 сентября. Корреспондент "РГ" обратилась за комментарием к Сокурову.

    Российская газета: Александр Николаевич, действительно, все так плохо?

    Александр Сокуров: Техническая и продюсерская группы усиленно готовятся к Венецианскому фестивалю. Но проблемы нас догоняют. Несколько месяцев Министерство культуры России, Фонд поддержки отечественной кинематографии обещают помочь нам с завершением финансирования фильма. У меня были неоднократные беседы с министром культуры и с руководством Фонда. Вел переговоры и продюсер Андрей Сигле. Одни обещания, слова, слова... Чувствуешь себя в дурацком, униженном положении. Мы уже оказались в цепочке ответственности - если картина представляет Россию, надо принимать определенные решения.

    Я никак не могу получить помощь из Фонда кинематографии. До такой степени это забюрократизированный, таинственный процесс, что дальше просто некуда. К сожалению, по ряду юридических нюансов наш фильм не может получить поддержки у западных инвесторов - а они у нас были. Тупик.

    Основное финансирование производства фильма "Фауст" осуществлялось Петербургским Фондом поддержки средств массовой информации. К сожалению, его возможности исчерпаны. Я называю полным хаосом все, что сейчас связано с финансированием нашей работы через государственный Фонд поддержки кинематографии. Прежняя система финансирования кинопроизводства, через Министерство культуры РФ, была разумнее. Я ни на кого сейчас не хочу жаловаться, потому что сам принимал решение снимать такой большой и сложный исторический фильм. Но меня смущает, что и мое, и продюсера Андрея Сигле мотивированное обращение к тем, кто призван поддерживать отечественное кино, утопает в бесконечном количестве отложенных решений и бюрократическом лавировании. Кино - это производство, мы не можем останавливаться.

    РГ: Что не завершено?

    Сокуров: Еще нет кинокопий, все в цифровом виде. Нужно печатать субтитры. Много расходов по подготовке премьеры в Венеции.

    Фильм "Фауст" с технической точки зрения довольно сложный. Мы можем завершить его производство только в Лондоне. Там все необходимое оборудование, там находятся оператор, цветокорректировщик, собрались специалисты из разных стран мира. Группа сидит и ждет, когда бумажка с одного чиновничьего стола перейдет на другой, или когда прилетят чиновные птицы из отпусков.

    Несмотря на то, что фильм сделан на немецком языке, с участием европейских актеров, "Фауст" - национальный русский фильм. Автор сценария, художник-постановщик, художник по костюмам, автор музыки, режиссер-постановщик, продюсер - граждане России. И деньги российские. Энергетика наша. Мы, кинематографисты России, можем брать на себя сложнейшие художественные задачи, можем выполнять их. Никто в свое время даже подумать не мог, чтобы сделать такую картину, как "Русский ковчег". Считали, что это неподъемно! Мы сделали это. До сих пор никто не решается повторить наш опыт.

    "Фауст" - тяжелейшая, грандиозная задача. Мы взялись за нее. Нам не стыдно за эту работу. Делали мы ее от души, честно, упорно, кропотливо, считаю, это заслуживает уважения. Сейчас лечу в Лондон, буду там ждать решения наших чиновников...

    Поделиться