исследование

Школа развлечений

Онлайн-игры меняют взгляд на лидерство

Тони О`Дрисколл: Онлайн-игры меняют взгляд на лидерство
Текст: Тони О Дрисколл (Тони О Дрисколл, профессор Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета)

Определяющую роль программ MBA в развитии профессиональных навыков руководителей среднего и высшего звена сегодня уже мало кто отрицает. Однако взгляды на значение программ делового администрирования в усилении личностных лидерских качеств и на то, как это сделать, постоянно претерпевают изменения. В основном это происходит из-за того, что крупнейшие мировые компании уже не мыслят свою деятельность без цифровых средств коммуникации и организуют работу сотрудников в основном виртуальным образом. Этот процесс и стал главной предпосылкой нашего исследования, выявившего ряд важных фактов, которые могут сильно помочь в раскрытии лидерского потенциала.

Главный вопрос, на который мы хотели ответить в ходе исследования: какие изменения претерпят крупные компании в отдаленном будущем, даже через несколько десятков лет? Как будет организован бизнес, например, таких предприятий, как General Electric, "Аэрофлот", IBM, "Яндекс"?

Исходя из предпосылок мы посчитали очень важным изучить эту глобальную виртуальную сферу и использовать полученные знания на практике. Пророк цифрового будущего известный американский фантаст и исследователь киберпространства Уильям Гибсон в 1980-х годах написал: "Будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено". Так и мы постарались уже сейчас обратить внимание на факторы, которые в будущем могут стать краеугольным камнем в организации бизнес-процессов корпораций.

Главным фактором, который мы обнаружили и через призму которого вели исследование, стали сетевые онлайн-игры, так называемые MMORPG - massive (massively) multiplayer online role-playing games, массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. Для данного вида компьютерных игр подходят все вышеописанные характеристики сегодняшнего корпоративного мироздания: открытость, глобальность, виртуальная организация и управляемость с помощью цифровых средств. Поэтому, изучая игры, мы пытались заглянуть в будущее развитие бизнеса и выяснить, на каких принципах он будет вестись.

В частности, ученые решили сравнить людей, являющихся лидерами в очень популярных в последнее время компьютерных сетевых онлайн-играх, с управляющими реальными проектными группами в одной из крупнейших мировых компаний IBM.

Мы пришли к совершенно непредсказуемым выводам. Оказалось, что алгоритмы стратегического мышления и действий лидеров в онлайн-играх, с одной стороны, и в практическом менеджменте - с другой, очень схожи. Атмосфера игры, подразумевающая взаимодействие, коммуникации и мотивы участников, прекрасно позволяет всему коллективу улучшать свои лидерские навыки.

Особенно наблюдатели отметили важность неденежного стимулирования в реализации общих целей. Другим ключевым фактором успеха стали доступ к информации о результатах работы друг друга в любой момент времени и абсолютная всеобщая осведомленность членов команды о том, какими возможностями располагает каждый из них.

Цифровой контекст, в котором люди ведут игру, наилучшим образом обеспечивает коллективное лидерство - когда организация работы зависит прежде всего от личных управленческих качеств каждого человека. Изначальные формальные позиции и должности не имеют определяющего значения. Кстати, уже сегодня можно наблюдать во многих крупных компаниях, как в ходе открытой работы команды выявляется лидер, которому на основе его лучших предложений впоследствии команда делегирует руководящие полномочия.

Пока я и мои коллеги не можем дать однозначного ответа, какими все-таки будут сегодняшние корпорации в отдаленной перспективе: авторитарные вертикальные структуры с миллионными штатами сотрудников или же компании с относительно небольшим количеством персонала, выполняющие лишь роль дирижера в управлении своими подразделениями на основе прин- ципов сетевых многопользовательских онлайн-игр - открытости, виртуальности, инициативности и высокой скорости процессов. Тем не менее сверхважность использования игрового компонента в программах MBA для развития лидерских качеств уже трудно подвергнуть сомнению.

новости партнеров
новости партнеров
новости
партнеров
новости
партнеров
Наверх