25.07.2011 16:35
    Поделиться

    Эксперт: Созданию насыпных островов в Черном море мешают экологические и финансовые сложности

    Острая нехватка приморских пляжей, казалось бы, должна ускорить строительство насыпных территорий в Краснодарском крае. Однако создание искусственных островов в акватории Черного моря, заявленное сразу несколькими крупными фирмами четыре года назад, заморожено. Из четырех крупных проектов такого рода худо-бедно реализуется только один - "Остров Федерация" рядом с Сочи.

    На днях глава государства Дмитрий Медведев подписал закон, регулирующий создание искусственных земельных участков на находящихся в федеральной собственности водных объектах для строительства на них зданий. Отсутствие такого закона, по мнению специалистов, тормозило реализацию ряда проектов по созданию искусственных островов. Однако не все разделяют мнение, что закон послужит хорошим стимулом к ускорению строительства. Некоторые же считают, что это решение направлено не столько на развитие туризма, сколько на укрепление обороноспособности страны.

    - Стоимость таких участков, учитывая сложность работ и место их проведения, будет достаточно высокой, - сказал корреспонденту "РГ" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Кроме того, потребуется много сырья, что тоже удорожит проект. Раз неизвестна стоимость, то и сроки окупаемости назвать нельзя. И, кстати говоря, они будут зависеть и от назначения искусственного земельного участка, ведь участок, на котором будут сооружены какие-либо производственные объекты, будет окупаться дольше, чем участок, на котором будет сооружена база отдыха. Хотя может быть и обратное. Что касается сложностей при реализации таких проектов, то их может быть много. Это и сложности, связанные с самим получением всех необходимых разрешений на строительство такого объекта. И геологические и гидрогеологические сложности, связанные с особенностями конкретных водоемов и строением их дна. И финансовые сложности, потому что для строительства подобных объектов потребуется больше средств, чем при строительстве на суше. И, возможно, главные сложности, связанные с экологией. Ведь при строительстве и последующей эксплуатации такого земельного участка потребуется соблюсти множество норм природоохранного законодательства, получить все необходимые разрешения и, возможно, убедить местное население в безопасности данного проекта. Поэтому, если говорить о перспективах, то вряд ли стоит ожидать появления первых искусственных земельных участков в нашей стране уже, что называется, "завтра". Вероятнее всего, что такие участки появятся лишь через два-три года. Хотя не исключено появление искусственных участков суши в водоемах для обороны страны и обеспечения безопасности государства уже в самом ближайшем будущем.

    Интересно, что не все искусственные земельные участки могут быть островами. Это могут быть и части уже существующего рельефа, например, может быть насыпана в водоеме искусственная коса, которая продолжает часть берега водоема. По словам аналитика, наиболее логичным строительство искусственных земельных участков представляется тогда, когда существующих естественных территорий либо не хватает, либо они по каким-либо причинам непригодны для этого. Допустим, есть некая стоянка (марина) маломерных судов на водоеме или марина для яхт и катеров. Владельцы хотели бы построить сервисную зону рядом со стоянкой и заправку для судов. Но рядом или очень неудобный участок для этого, или на нем растут эндемичные растения и обитают представители редких видов фауны. В этом случае наиболее логичным будет строительство именно искусственной косы, которая будет соединять часть берега возле марины и уходить в водоем. Именно на этой косе можно будет создать базу для судов и заправку, при этом ценным флоре и фауне не будет нанесен ущерб ни самим строительством, ни возможным разливом топлива.

    Что касается регионов, то такие искусственные земельные участки могут быть созданы в любом из российских регионов при наличии там федеральных водоемов и потребности в таких искусственных земельных участках. Разница лишь в том, что в южных регионах такие участки, скорее всего, будут создаваться для отдыха, а в северных регионах для промышленного использования.

    - Мы, безусловно, будем заниматься самым тщательным образом проработкой проектов по созданию искусственных островов, - говорит руководитель Департамента комплексного развития курортов и туризма Евгений Куделя. - Регион ощущает острую нехватку пляжных территорий, которые в пик сезона перегружены в два-три раза. Неудобства испытывают как сами отдыхающие, так и сельские поселения, расположенные в окрестностях кубанских курортов. Из 1200 километров побережья краснодарского края только около восьми процентов занимают благоустроенные пляжи (78 километров на Черноморском побережье и 17 - на Азовском). Сейчас мы обсуждаем с федеральными властями вопрос о частичном финансировании расходов на развитие и оборудование пляжных территорий.

    Как удалось узнать, за последнее время на черноморском побережье планировалось создать, как минимум, четыре искусственных острова - в акватории Анапы, Темрюкского и Туапсинского районов, а также Сочи ("Молодая луна", "Сакура", "Хомар", "Остров Югра" и другие). Официально не остановлен только один проект - "Остров Федерация" (название связано с тем, что очертания его береговой линии будут повторять контуры границ РФ), хотя его выполнение идет медленными темпами. Специалисты указывают на два основных препятствия для реализации "островного плана" (ранее предполагалось, что островок появится к открытию Олимпийских Игр-2014). Во-первых, искусственный остров может препятствовать естественному водотоку, и тем самым экологическая обстановка на побережье может ухудшиться. И, во-вторых, близ Сочи идет резкое понижение дна, поэтому затраты по наносу грунта возрастут многократно.

    По проекту, "Остров Федерация", где планируется разместить отели, апартаменты, виллы, торговые, деловые и развлекательные комплексы, сможет принять более 40 тысяч гостей. Его оценочная стоимость - 211 миллиардов рублей. Впервые проект "Остров Федерация" был представлен широкой общественности в сентябре 2007 года на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Его планируется намыть на черноморской насыпи в Хостинском районе Сочи напротив Малого Ахуна, площадь острова - 250 гектаров, площадь застройки - 700 тысяч квадратных метров.

    Намерения бизнеса строить острова в открытом море объясняются, по словам экспертов, не только данью экзотике. Большая часть черноморского побережья уже входит в сферу интересов того или иного инвестора и свободной земли там практически уже нет, а море пока не занято. Во-вторых, по российскому законодательству участки в стометровой прибрежной зоне не могут стать частной собственность, что таит для серьезных бизнесменов немалые риски. Другое дело насыпные острова: закон не запрещает оформлять их в собственность.

    - Нужно рассматривать каждый конкретный случай отдельно, чтобы разобраться в проблеме, - считает Дмитрий Баранов. - Иногда выгоднее строить что-то на суше, но если участка нет, а есть возможность построить такой вот искусственный земельный участок, то его надо строить. Следует лишь иметь в виду, что строительство такого искусственного земельного участка может обойтись гораздо дороже, чем на суше. Как из-за сложности работ там, так и из-за отсутствия любых коммуникаций и необходимости создавать их для нормальной жизнедеятельности. Собственно, и раньше, при известной доле изворотливости, вы могли строить такие искусственные земельные участки, но сейчас этот процесс введен в нормальное правовое русло, появились базовые понятия, критерии оценки, стандарты таких сооружений. Все это может облегчить задачу их строительства, но в то же время и усложнить его, потому что сейчас нужно будет соблюдать и этот закон, и создаваемый участок должен будет соответствовать всем другим нормам права, и в первую очередь, по экологическим. Вообще говоря, именно необходимость соблюдения именно экологических норм, может стать весьма серьезным препятствием на пути сооружения искусственных земельных участков на водоемах. Или не препятствием, но может весьма серьезно затруднить их строительство и удорожить его. Если подвести некий итог, то принятие данного закона можно приветствовать, потому что он создает правовую основу для еще одного направления приложения инвестиций, регулирует еще один сегмент в строительстве, позволяет полнее использовать огромное число водоемов нашей страны.

    Поделиться