18.07.2011 23:52
    Поделиться

    Юрий Исаев: Поправки в закон о банках помогут быстрее выявлять повышенные риски, принимаемые кредитными организациями

    Госдума завершила весеннюю сессию, и самое время подвести итоги работы, главным из которых, очевидно, является не количество рассмотренных законопроектов, а качество принятых законов.

    Комитет Госдумы по финансовому рынку в период этой сессии провел сложную работу по доработке закона "О национальной платежной системе". Документ регулирует порядок осуществления всех видов денежных платежей при помощи электронных денег с использованием новых технологий, включая мобильную связь. Конечно, до принятия этого закона потребители уже активно пользовались "электронными кошельками". Однако долгое время правила игры на этом рынке не регламентировались никаким законом. Наконец, законом определяется, что же такое "электронные деньги", а также деятельность игроков и их ответственность. Законом создается законодательная основа для функционирования Национальной платежной системы. От того, насколько успешно будет реализован этот проект, будет зависеть успех российской финансовой стратегии, качество обслуживания наших граждан, степень их защищенности от неблагоприятных финансовых факторов.

    Стоит также отметить подготовленный комитетом закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков". Принятый закон направлен на совершенствование механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Предусмотрено, что Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество, основной целью которого станет предоставление страховых услуг при экспорте российских товаров, работ, услуг и осуществлении инвестиций за пределами России.

    Кроме того, Госдума приняла закон о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в части исключения критерия доходности банка из числа критериев, на основании которых финансовая устойчивость банка - участника системы страхования вкладов признается недостаточной. По мнению членов комитета и представителей регулятора, уровень доходности является наименее показательным критерием с точки зрения оценки надежности и эффективности банков. Закон не меняет подходов к оценке банков, вступающих в систему страхования вкладов, - они по-прежнему должны быть финансово устойчивыми.

    Также был принят закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", который предусматривает меры, направленные на стабилизацию, защиту и поддержку отечественного сельхозпроизводства. В принятом законе предложена комплексная система правоотношений предоставления государственной поддержки при осуществлении сельскохозяйственного страхования, которая осуществляется по риску гибели сельскохозяйственных культур и гибели, вынужденного убоя сельскохозяйственных животных. По мнению депутатов, заложенная в законе модель сельскохозяйственного страхования позволит эффективно организовать сам процесс страхования, а также обеспечит снижение финансовой нагрузки на товаропроизводителей в части возмещения затрат на ликвидацию последствий крупномасштабных природных рисков.

    Первое чтение в Госдуме прошли поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ (Банке России)" об уточнении порядка осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования деятельности банковских холдингов и банковских групп в целях повышения эффективности надзора и качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах. Для этого законопроектом предусматривается введение понятий прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния, связанных с кредитной организацией лиц, а также уточнение понятий банковской группы и банковского холдинга.

    Законопроект приводит законодательную базу консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с современной международной практикой в данной области. Это будет способствовать повышению эффективности банковского надзора, росту качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах, своевременному выявлению сфер повышенных рисков, принимаемых кредитными организациями, входящими в состав банковских групп и банковских холдингов.

    Также в период весенней сессии в первом чтении были приняты поправки в Закон "О рынке ценных бумаг", направленные на создание системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также формирование единых требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в том числе в целях предупреждения рисков на рынке ценных бумаг.

    Кроме того, в первом чтении были приняты поправки в Закон "Об инвестиционных фондах", касающиеся совершенствования государственного регулирования деятельности по управлению инвестиционными фондами. Представленный законопроект направлен на расширение возможностей коллективного инвестирования через совершенствование правового регулирования деятельности инвестиционных фондов.

    Первое чтение также прошел законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", устанавливающий ответственность перевозчика за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира.

    Комитет в период весенней сессии продолжал работу над законопроектами, связанными со стратегией создания Международного финансового центра. В частности, был принят закон о клиринге, который через год вступит в силу. В процессе работы над текстом закона о клиринге из него были исключены нормы, касающиеся налогообложения клиринговых услуг. Таким образом, до конца 2011 года, то есть до момента вступления в силу закона о клиринге, необходимо либо принять отдельный закон, либо внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы сняли неопределенность в этом вопросе.

    Особого внимания заслуживает ликвидационный неттинг, принятый в рамках закона о клиринге. Сейчас отсутствие однозначной возможности использования механизма ликвидационного неттинга - серьезный фактор, сдерживающий развитие срочного рынка.

    Поделиться