очевидцы

Смерть в "Булгарии"

В России объявлен День траура

В России объявлен День траура

Сегодня в России объявлен национальный траур: страна скорбит о жертвах катастрофы, произошедшей с теплоходом "Булгария". Прогулочное судно, на борту которого находилось 208 человек, затонуло в Куйбышевском водохранилище близ деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. В результате погибло более ста человек.

Спасти удалось 79 человек, из которых 50 туристы, 23 члены экипажа и шесть незарегистрированных пассажиров. Трагедия произошла в воскресенье около двух часов дня. Двухпалубный теплоход возвращался из города Болгар.

Это культовое место для многих жителей республики. Здесь расположены останки древнего городища, некогда столицы Волжской Булгарии, где предки современных татар в X веке официально приняли ислам.

Традиционно по выходным сюда приезжает много паломников и просто туристов. Рейс, что называется, обкатанный за многие годы. Однако в этот роковой день все сложилось иначе.

- Была сильная гроза, - вспоминает один из пассажиров "Булгарии" Николай Чернов, - и вдруг теплоход стал заваливаться на правый борт, а затем пошел на дно. Он утонул буквально за три минуты!

С собой судно "забрало" жену и внука Николая. По его словам, незадолго до трагедии он видел, как на теплоходе аниматоры собрали детей в игровом салоне. "Там было около тридцати ребят. Вряд ли они смогли спастись".

Сам мужчина, как и многие другие, удержался на плаву благодаря двум надувным плотам. Они автоматически раскрываются и всплывают на поверхность в том случае, если теплоход начинает тонуть.

Николай пробыл в воде около 1,5-2 часов. За это время, по его словам, мимо терпящих бедствие проплыли два судна. Одно называлось "Волганефть", а вот название второго, баржи, он не разобрал. Люди кричали, махали им руками...

Однако безуспешно. Они не остановились. Позже их спасла команда теплохода "Арабелла", идущего следом за "Булгарией".

Еще один пассажир вспоминает о случившемся так:

- Я курил на палубе и вдруг увидел, что ее заливает вода. Стал кричать: "Спасайтесь, тонем!" Поначалу мне даже не поверили. Думали, шучу. А потом стали выбивать стекла иллюминаторов. Кто смог из них выбраться, тот и спасся. Держаться на плаву мешало течение, да и вода была очень холодная. У одного из мужчин, державшего маленького сына, онемели руки, и он выпустил ребенка.

Доплыть до суши было практически нереально - берег находился в трех километрах. Тем не менее, как сообщили в ГУ МЧС России по РТ, двоим мужчинам удалось это сделать. Но все же главным спасителем замерзающих в воде людей стал теплоход "Арабелла".

- Сами мы не видели, как тонул теплоход, - рассказывает аниматор судна Светлана Алексеева. - К нам подплыл мужчина и попросил о помощи. Экипаж "Арабеллы" действовал профессионально и быстро. Понадобилось несколько заходов на шлюпках, чтобы спасти всех видневшихся на поверхности воды людей. По словам Светланы, капитана "Булгарии" среди них не было. Зато из воды достали его старшего помощника, также механика. Позже выяснилось, что на борту теплохода была и его жена, которая не спаслась.

Стаж работы капитана Александра Островского - 29 лет. В этом году 54-летний мужчина вышел на пенсию, но продолжал работать.

Вскоре на помощь "Арабелле" поспешили силы Камско-Устьинского гарнизона пожарной охраны и Поисково-спасательной службы. А спустя час на место происшествия из Казани вылетел вертолет Ми-8 МЧС России.

На этом же судне около девяти часов вечера их доставили в Казань. В речном порту их встречали сотни близких людей. Когда на сушу спускался очередной пассажир "Булгарии", его с рыданием обступали родные. Сами спасенные в большинстве своем тоже беспрестанно плакали. И женщины и мужчины. На месте им оказывали помощь психологи и врачи "скорой помощи".

В Главном управлении МЧС России по РТ был создан оперативный штаб. На место трагедии выехал исполняющий обязанности президента РТ - премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, который руководил спасательными работами.

Во время первоначальных следственных действий было установлено, что при отплытии из Казани теплоход "Булгария" уже имел неисправность главного левого двигателя. Тем не менее судно вышло в рейс. Кроме того, десятого июля при выходе из Болгар в направлении Казани теплоход имел правый крен. Это могло быть обусловлено следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и прочими обстоятельствами.

К настоящему времени произведена выемка документов сразу в трех компаниях: эксплуатанта "Булгарии" - ООО "АргоРечТур", владельца судна - ОАО Судоходной компании "Камское речное пароходство" и арендатора - ООО "Бриз". Проведены допросы спасенных пассажиров и членов команды по обстоятельствам происшедшего. Ведется расследование.

Между тем на интернет-форумах, посвященных речному судоходству, специалисты выдвигают свои версии катастрофы. Любопытно, что здесь можно встретить обсуждение "Булгарии" еще задолго до трагедии. Записи датируются апрелем-маем 2010 года.

Пользователь "Железный Дорожник":

"В 2007-м тогда еще "Украина" вышла из затона. Было сказано - одну навигацию она проходит, потом - полная переборка МКО. В июле 2007 года меняется фрахтователь и с тех пор она ходила фактически без ремонта".

А вот уже обсуждение катастрофы. Версию выдвигает некто Анатолий:

"Критический крен этих судов по паспортным данным 18 градусов. Но это при старой планировке. Другое дело сейчас - переделки. Метоцентрик сместили и вот результат. А рассуждать о столкновении с буем просто смешно. К тому же у этих судов как минимум 8 водонепроницаемых переборок".

Пользователь Олег:

"Лучше бы стоял он на отстое и по сей день. Наверняка были какие-то проблемы, его давно надо было списать, если денег нет на качественный ремонт. Подлатали и вперед деньги с граждан стричь. Людей жалко".

Василий:

"...Суда необходимо было своевременно отремонтировать и заменить. Но никто особо этим заниматься не хотел. Это требовало крупных финансовых затрат. Все ограничивалось в основном лишь наведением внешнего лоска - наложением очередного слоя краски для показа проверяющим и выпуска судна в очередную навигацию. То же самое случилось и с "Булгарией". На снимках даже не вооруженным глазом видно, как из-под краски в корпусе (особенно почти у самой ватерлинии) во многих местах проступает сильная коррозия. Видно, что о техническом состоянии теплохода никто особенно не заботился. Нынешние судовладельцы, фрахтователи, туроператоры соответственно не позаботились о безопасности, а лишь выжимали бабло из старенького судна до последней капли, наплевав на все и вся".

Корреспондент "РГ" связался с одним из участников этого форума, пожелавшим остаться неизвестным. Он несколько месяцев ходил на этом судне еще до того, как оно было продано последнему владельцу.

- Поскольку у него был сломан двигатель, компания "Водафлот" решила не эксплуатировать судно в следующем году, и оно было возвращено камскому пароходству. В этом году его взяли люди, ничего не понимающие во флоте коммерсанты, которым было наплевать на состояние теплохода. На русский авось понадеялись. Моя версия катастрофы - при резком повороте у пароходов начинается крен. А поскольку у "Булгарии" уже был крен из-за переполненной фекальной цистерны, то этот эффект усилился. Плюс ветер. Вероятно, они черпанули воду иллюминаторами и потеряли устойчивость... Получился оверкиль".

Начиная с ночи воскресенья на месте катастрофы работают водолазы. Всего в поисково-спасательной операции задействовано 77 человек, 69 единиц техники, два вертолета. От МЧС России задействовано 250 человек. Глава республики Рустам Минниханов побывал на месте происшествия и принял участие в работе оперативного штаба.

 

 

Комментарий

Ирина Андрианова, начальник Управления информации МЧС России:

- На теплоходе "Булгария" продолжаются поисково-спасательные работы. Всю ночь шло наращивание спасательной группировки.

Сейчас в работах участвует 327 человек, в основном водолазы. Акваторию над "Булгарией" контролируют два вертолета. Работают моторные суда, обследуются все ближайшие острова.

Положение усугубляется тем, что в месте поисков проходит очень сильное течение, утонувшее судно раскачивается, находится в постоянном движении от волн, вдобавок плохая видимость - 40-50 метров. Тем не менее уже обследована шлюпочная палуба. Основные работы сосредоточены на главной, а также на средней палубе - там, где находились бар, ресторан, музыкальный салон.

К месту поисков доставлены роботы, которые будут работать под водой. Привезено специальное оборудование, чтобы резать корпус и извлекать утонувших людей. В 13.00 в понедельник к месту трагедии подошло судно, которое будет находиться там постоянно. На нем планируется разместить бригады водолазов, которые будут работать сменно. Психологи МЧС России уже работают с родственниками, которым в первую очередь нужна наша поддержка. Специалисты окажут необходимую помощь и работающим водолазам.

По поручению главы МЧС России Сергея Шойгу проработан план по поднятию затонувшего судна на поверхность. Для этого из Московской области и Волгограда в течение нескольких дней подойдут специальные краны. Они вытащат на поверхность "Булгарию" и отбуксируют ее в ближайший порт. Судоходство по Волге не прекращено. Ширина Куйбышевского водохранилища на месте утонувшего теплохода позволяет другим судам обходить место крушения.

проблема

Круиз без ответственности

Уже полгода лежит в Госдуме законопроект об обязательном страховании пассажиров на всех видах транспорта

Сезон речных круизов в самом разгаре. По оценке аналитиков, в них должны отправиться 500 тысяч человек. И практически все они уйдут в плаванье без страховки.

Пока обязательная материальная ответственность у перевозчиков за пассажиров есть только в авиации. А для туристов, путешествующих по внутренним водам, страховка не является обязательной, пояснила "РГ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Однако это не означает, что пострадавшие на "Булгарии" не имеют права на компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью. Но, говорит Тюрина, размер этого вреда будет определяться судом на основании данных расследования аварии.

Пока эксперты затрудняются назвать возможные суммы. Теплоход эксплуатировался казанской фирмой "Аргоречтур". По словам Тюриной, она существует на рынке круизов с 2009 года, что для этого бизнеса сравнительно немного. Тюрина предположила, что финансовые возможности фирмы могут быть невелики.

Гендиректор самарской туристической компании, специализирующейся на речных круизах по Волге, Дмитрий Воропаев добавил, что большинство туроператоров включают медицинскую страховку в стоимость круиза. Ее покрытие главным образом распространяется на случаи, связанные с причинением вреда жизни и здоровью туриста. Однако законодательством этот момент никак не закреплен, так что вполне возможно, что кто-то из турфирм может пренебречь правилами страхования. И пренебрегает.

Как сообщила вчера журналистам представитель турагентства, продававшего билеты на "Булгарию", медицинской страховки у пассажиров затонувшего теплохода не было, так как в стоимость путевки она не входила. "Медстраховку можно было приобрести за отдельную плату, но туристы ее не покупали", - пояснил сотрудник турфирмы.

Между тем ответственная за организацию круиза туркомпания "Интур-Волга" застрахована. Как и экипаж затонувшего теплохода в количестве 24 человек. Страховое покрытие на каждого составляло 41,5 тысячи рублей. Из них по риску "смерть" - 15 тысяч.

Конечно, пассажирам и семьям погибших окажут материальную помощь. Об этом уже заявил президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Но от компании выплат придется добиваться через суд.

Для того чтобы распространить материальные гарантии на пассажиров всех видов транспорта, минтранс разработал законопроект об обязательном страховании, устанавливающий компенсацию за гибель пассажира на любом виде транспорта, кроме легковых такси. 2 миллиона 25 тысяч рублей - в случае гибели пассажира, до 2 миллионов рублей - за причинение вреда здоровью в зависимости от тяжести вреда и до 23 тысяч рублей - за вред имуществу пассажира. Об этом в интервью "РГ" еще год назад рассказывал статс-секретарь - замминистра транспорта Сергей Аристов. Осенью прошлого года законопроект был одобрен президиумом правительства и внесен в Госдуму. Уже прошло больше полугода, а документ рассмотрен только в первом чтении, и рассчитывать на его принятие в лучшем случае можно только в осеннюю сессию 2011 года, отмечают эксперты. А ведь он очень важен для пассажирской безопасности. Когда именно перевозчик будет в обязательном порядке расплачиваться рублем за свою халатность или нежелание обновлять парк, тогда он сто раз подумает, отправляться ли в круиз на судне, которому исполнилось 56 лет.

Финансы

Учитывая сезонность перевозок у владельцев круизных судов практически нет денег на их обновление. Принятый Госдумой в первом чтении законопроект о поддержке судоходства и судостроения должен переломить ситуацию.

Пока судовладельцы при вложении средство в строительство теплохода смогут рассчитывать на получение прибыли только через 25 лет, пояснил "РГ" президент Ассоциации судоходных компаний Алексей Клявин. При капиталовложениях в несколько десятков миллионов евро в одно судно такая перспектива прельщает немногих. Чтобы исправить ситуацию нужно снижать эксплуатационные расходы  и сделать более привлекательными кредиты для владельцев судоходных компаний на покупку судов.

Несколько лет назад было принято постановление правительства, которое дало возможность получать льготные кредиты для обновления парка, то есть субсидировать процентные ставки по заимствованиям, но только на пять лет. Жизнь показала, что они не стали популярными, поэтому судовладельцы обратились к власти с просьбой рассмотреть возможность выдачи льготных кредитов минимум на десять лет и по ставкам на уровне 4-6 процентов, то есть ниже уровня инфляции. Только при таких условиях будет спрос и на продукцию отечественных судостроителей, и появится возможность обновления парка судов. Самому молодому круизному судну в России сейчас 20 лет.

Новое пассажирское судно стоит не менее 25-30 миллионов евро, уточнил "РГ" генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов. При этом поддерживать уже имеющийся флот в нормативном состоянии становится с каждым годом труднее, растут навигационные, причальные сборы. Топливо, по словам Анисимова, для судов по сравнению с прошлым годом поднялось в цене на 70 процентов и вместо 15 тысяч за тонну теперь дизель стоит 23 тысячи. Выросли социальные налоги, которые владелец должен перечислять круглогодично, несмотря на сезонность перевозок. Конечно, зарплата у экипажа небольшая 15-20 тысяч летом. Но, не получая выручки в зимний период, платить зарплату даже в пять тысяч рублей и налоги, значит нести убытки. Но, несмотря на то, что компании балансируют на грани банкротства, им приходиться соблюдать все предписанные нормативы. По словам Анисимова, их проверяют 20 надзорных органов. Что касается допуска к воде, то каждое судно получает его один раз перед началом навигации и потом вся ответственность за техническое состояние ложиться на капитана и судовладельца, вплоть до уголовной, подчеркнул он.

Надзор за теплоходом "Булгария" осуществлялся государственным бассейновым управлением, которое находится в Нижнем Новгороде, там же расположена и диспетчерская организация. В Казани всего несколько инспекторов госнадзора, которые физически не могут перед выходом в рейс проверит каждое судно, констатировал Анисимов.

новости партнеров
новости партнеров
новости
партнеров
Наверх