06.07.2011 23:29
    Поделиться

    Пенсионные накопления граждан без их ведома переводят в негосударственные пенсионные фонды

    В числе обманутых оказался и наш автор.

    Денежки на деревню дедушке

    Письмо Пенсионного фонда РФ, датируемое 17 марта 2011 года, пришло мне по почте лишь в середине июня. Где "письмо счастья" бродило в течение трех месяцев, так и осталось загадкой. На бланке Пенсионного фонда РФ меня уведомляли, что согласно моему же заявлению от 25 декабря 2010 года пенсионные накопления с моего лицевого счета переведены в негосударственный пенсионный фонд "Ренессанс жизнь и пенсии НПФ".

    О фонде "Ренессанс жизнь и пенсии" я слышала впервые и, соответственно, никаких заявлений не писала. Согласно закону о пенсиях РФ все пенсионные начисления моих работодателей должны по умолчанию поступать в государственный фонд, на счет Внешэкономбанка. "Пусть прибыль небольшая, зато мои денежки никуда не убегут", - весьма наивно полагала я. Оказалось, что денежки все же убежали. Причем в неизвестном направлении.

    Найти НПФ "Ренессанс жизнь и пенсии" оказалось не так просто. В Ростове-на-Дону данная организация не зарегистрирована. Единственным источником информации о компании, куда чудным образом ушли мои накопления, оказался Интернет. На сайте негосударственного фонда "Ренессанс жизнь" значился их московский почтовый адрес, телефон "горячей линии" и электронный адрес компании. Так что пишите письма, граждане...

    Доходный обман

    Специалисты государственного Пенсионного фонда России оказались в курсе происходящего.

    - Вы не первая, кто обращается к нам с подобной жалобой, - сообщила мне заместитель начальника управления Пенсионного фонда Кировского района города Ростова Людмила Югина. - Наверняка в какой-то организации предъявляли свое пенсионное страховое свидетельство, и недобросовестный агент пенсионной компании воспользовался данной информацией: используя номер документа, от вашего имени перевел ваши пенсионные накопления в негосударственный фонд.

    По словам Людмилы Югиной, подлинность заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений в НПФ проверяют сами специалисты этих фондов. В моем случае - менеджеры компании "Ренессанс жизнь". После чего уже в электронном виде направляют заявление в государственный Пенсионный фонд РФ. При этом ответственность за подлинность документа всецело возложена на НПФ.

    Признаюсь, что ответ специалиста меня слегка шокировал. Не секрет, что ксерокопии паспорта, ИНН, страхового пенсионного свидетельства приходится предъявлять во множестве инстанций как государственных, так и коммерческих. То, что данной информацией так легко могут воспользоваться мошенники, в голову как-то не приходило.

    Между тем госпожа Югина поспешила меня заверить, что в финансовом смысле от перевода накопленных средств в негосударственное учреждение я ничуть не пострадала, а только выиграла.

    - Доходность НПФ на порядок выше государственного Пенсионного фонда. Компания "Ренессанс жизнь" пользуется хорошей репутацией, - заверила меня госслужащая.

    В погоне за прибылью

    Последняя фраза звучала несколько сомнительно в контексте громких скандалов вокруг незаконной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так, выступая на круглом столе в Совете Федерации, первый зампред правления ПФР Александр Куртин обнародовал список из 10 НПФ, на которые поступило больше всего жалоб от граждан, пострадавших от действий недобросовестных агентов. По словам Куртина, только за первые месяцы нынешнего года обманутых россиян набралось более 8 тысяч. В списке лидеров по числу подложных договоров оказались такие крупные игроки пенсионного рынка, как "Норильский никель", "Ренессанс жизнь и пенсии", "Благосостояние".

    Так, по данным Пенсионного фонда России на июнь 2011 года, в папке претензий к НПФ "Норильский никель" значится около 1000 письменных заявлений и более 2,5 тысячи устных жалоб. Чуть отстает от конкурентов НПФ "Ренессанс жизнь и пенсии", здесь зафиксировано 815 письменных и 609 устных претензий.

    - Происшедшее больше похоже на провокацию в отношении крупнейших НПФ России, ведь вся эта история с подложными договорами прежде всего ударила по репутации самих компаний, - прокомментировал ситуацию начальник отдела по работе со СМИ и маркетингу НПФ "Ренессанс жизнь и пенсии" Сергей Бойко. - Мы провели собственное служебное расследование и выявили мошенническую группу, состоящую из агентов и менеджеров нашей компании. В настоящий момент материалы в отношении этих лиц направлены в правоохранительные органы.

    Как пояснил "РГ" представитель "Ренессанс жизнь и пенсии", агенты были обязаны находить клиентов. Получив их согласие о переводе средств в негосударственный фонд, в дело вступал менеджер компании, в обязанности которого входила встреча с клиентом для удостоверения его личности и принятия заявления. Но мошенники предоставляли в фонд фальшивые заявления граждан, получая за каждого нового клиента комиссионное вознаграждение.

    Аналогичную аферу с фальшивыми договорами проделывали служащие и других негосударственных пенсионных фондов. Обнаружив подвох, руководство большинства НПФ поспешило принять экстренные меры.

    - В настоящий момент мы полностью сменили весь состав команды, вплоть до президента фонда. Но главное - усовершенствовали сам принцип заключения договоров, усилив одновременно внутреннюю систему безопасности, - заверила нас руководитель департамента общественных связей НПФ "Норильский никель" Ирина Цытович.

    Одним из главных рычагов борьбы с незаконной деятельностью НПФ стали решительные действия руководства Пенсионного фонда России. Так, в связи с массовым характером нарушений в начале июня нынешнего года ПФР уже расторг ряд трансферагентских соглашений, позволяющих негосударственным фондам принимать в управление пенсионные накопления граждан самостоятельно через агентов. В числе проштрафившихся оказались НПФ "Норильский никель", "Ренессанс жизнь и пенсии" и "Благосостояние". Именно от агентов этих фондов граждане пострадали больше всего.

    Поделиться