04.07.2011 23:40
    Поделиться

    Минэкономразвития пересмотрит действующие акты, оказывающие избыточное давление на бизнес

    В этом году минэкономразвития займется не только модернизацией экономики, но и направит свои силы на так называемую "модернизацию" законодательства. Так, планируется провести оценку действующих нормативных актов, вызывающих у бизнеса наибольшую обеспокоенность.

    Еще в конце прошлого года правительственной комиссией по административной реформе был одобрен составленный на основании предложений бизнеса перечень из 15 ведомственных актов, вызывающих у предпринимателей наибольшую тревогу, в течение 2011 года будет проведена их оценка. Как рассказал "РГ" директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Алексей Херсонцев, министерством подготовлен порядок экспертизы действующих актов. "Доклады по 4 актам уже направлены в правительство, - отметил директор департамента. - Мы выявили там положения, создавшие избыточные барьеры. Эти документы и наши предложения по ним в ближайшее время будут рассмотрены комиссией по административной реформе".

    По словам Алексея Херсонцева, ведомство видит ряд кандидатов на рассмотрение по новой процедуре. Например, производители морепродуктов озабочены введением правила о том, что в замороженной продукции не допускается более 7 процентов глазури. Также большой поток обращений от отдельных предпринимателей по обоснованности введенных в 2005 году обязательных требований к рекламным конструкциям. "Думаю, если предпринимательское сообщество в целом подтвердит наличие проблемы, мы можем рассмотреть вопрос о проведении экспертизы. Таких примеров весьма много", - отметил Алексей Херсонцев.

    Планы экспертизы будут доступны всем желающим, в том числе средствам массовой информации. По мнению минэкономразвития, уже сам факт попадания актов в план проведения экспертизы может повлиять на ведомство, задуматься об изменении акта, не дожидаясь негатива в публичном пространстве. Если же у ведомства достаточно аргументации, в том числе для публичной дискуссии, то процесс экспертизы позволит еще раз разъяснить предпринимательскому сообществу важность и обоснованность того или иного ограничения, отмечают в министерстве.

    Ранее минэкономразвития проводило оценку регулирующего воздействия (ОРВ) только проектов документов регулирующих отношения в определенных областях. Как пояснил "РГ" Александр Молонтников, советник президента "Деловой России", чтобы попасть под пристальное внимание ведомства все эти документы должны затрагивать особые сферы, например: сферу государственного контроля (надзора), либо обязательные требования процессу производства и строительства, либо область безопасности процессов производства и т.п. "При проведении оценки необходимо установить, действительно ли при подготовке проекта нормативного акта тщательно изучены все возможные последствия и риски введения регулирования. Кроме того, необходимо выяснить рассчитаны ли положительные эффекты от регулирования и соотнесены ли они с затратами для бюджета, предпринимателей и простых потребителей. И самое важное - действительно ли новый закон позволит решить проблему, ради которой он принимается. Если нет - какие могут быть альтернативные пути достижения общественно-значимой цели", - отметил советник президента "Деловой России".

    Новая процедура оценки действующих актов, концептуально будет схожа с той работой, которую ведет минэкономразвития сегодня, в рамках ОРВ. Суть ее в том, чтобы смотреть акты не на предмет их соответствия законодательству, а на предмет целесообразности тех решений, которые в них содержатся: является ли регулирование эффективным, достигаются ли какие-то общественно значимые цели, или оно просто приводит к выдаче никому не нужных документов.

    Механизм проведения экспертизы будет следующий. Общероссийские и отраслевые бизнес-ассоциации, а также отдельные предприниматели и инвесторы, вносят предложение о проведении экспертизы. Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия, который сейчас создает минэкономразвития и в который войдут представители бизнеса, федеральных ведомств, эксперты, рассматривает такое предложение с точки зрения его обоснованности и формирует план проведения экспертиз. Если предложение поступило от частного лица, то перед рассмотрением его на совете минэкономразвития будет запрашивать позицию бизнес-объединений. В рамках экспертизы детально проверяется информация, проводятся расчеты и, в обязательном порядке, публичное обсуждение. По результатам Минэкономразвития России решает: достаточно ли оснований для отмены правового акта, если да, то министерство обращается в Минюст России с просьбой выдать ведомству предписание об отмене или изменении акта.

    При этом весь процесс имеет публичный характер - в открытом доступе в сети Интернет размещаются поступившие предложения для публичного обсуждения, результаты этих обсуждений и тексты заключений об экспертизе.

    В будущем минэкономразвития планирует развивать института ОРВ в России, и переходить к проведению ОРВ на ранней стадии, когда первые этапы оценки проводятся еще на первых стадиях проработки самой идеи регулирования с привлечением к обсуждению проблемы и выбора альтернатив регулирования представителей предпринимательского сообщества. При этом Минэкономразвития России сохранит полномочия по подготовке "финального" заключения об ОРВ, где, в том числе, будет даваться оценка качеству проведенной разработчиком работы, соблюдению определенных стандартов при обсуждении акта. Внедрение этой практики предполагается начать с 2012 г. в пилотном режиме при разработке нескольких нормативно-правовых актов каждым органом власти, а в 2013 г. проводить ее уже для всех проектов актов в плановом порядке. Также планируется распространить процедуру на региональный уровень с 2012 года.

    Эксперты к инициативам министерства отнеслись не однозначно. По мнению Александра Колчина, управляющего партнера правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" есть подозрения, что это превратится в попытку воплотить разумную идею в жизнь не лучшим способом. "Соглашается с тем, что сокращать число звеньев между авторами проектов и бизнес-сообществом нужно, - подчеркивает эксперт. - Но более разумным было бы оставить МЭР в этом процессе одной из равноконкурирующих сторон-экспертов с возможностью параллельно проводить свою оценку регулирующего воздействия нормативных актов. Было бы только желание и упорство со стороны общественных институтов".

    В целом институт оценки регулирующего воздействия важен во всех отношениях - для бизнес-сообщества, как возможность высказать свое мнение, для регулятора как рецепция на свои предложения, уверен Кирилл Илюшкин, исполнительный директор компании Норд-Капитал. "Мы ценим это нововведение, в котором видим шаг в сторону большей открытости и прозрачности. Все-таки государство должно решать наши проблемы, а не создавать их, - отметил эксперт. - Станет ли ОРВ эффективным инструментом в России? Если искоренить коррупционную составляющую, то сможет. В противном случае, это будет профанация".

    По мнению Кирилла Илюшкина, есть необходимость пересмотреть многие действующие нормы и законы. В качестве примера можно привести такой документ, как Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, в которой даны конкретные предложения по созданию Международного финансового центра. Под всеми пунктами можно подписаться.

    Также можно отметить и первые "либеральные" шаги регулятора в сторону повышения инвестиционной привлекательности и уровня доверия к участникам рынка со стороны частных клиентов. "Например, новый глава ФСФР России Дмитрий Панкин отменил назначенное на 1 июля повышение минимального размера собственных средств для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, - рассказал Кирилл Илюшкин. - И на это решение, по словам Панкина, как раз повлияли "интенсивные консультации с участниками рынка, поскольку этот вопрос последнее время находился на острие дискуссии". Надеемся, что это будет не единичный случай и что институт ОРВ будет действовать в этом же направлении. Думаю, было бы разумно распространить ОРВ и на законодательную власть. Тогда можно будет избежать законов, явно непродуктивных с точки зрения привлекательности российской юрисдикции для инвесторов и стимулирования деловой активности предпринимательства".

    Поделиться