01.07.2011 16:52
    Поделиться

    Замдиректора ФССП Сергей Сазанов ответил на вопросы читателей сайта "РГ"

    Розыск с пристрастием

    Вопрос: Здравствуйте Сергей Владимирович. Какие реформы в Федеральной службе судебных приставов РФ планируются в ближайшее время? Герман (37 лет, служащий, Самара)

    Ответ: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" с 01.01.2012 органы полиции не будут осуществлять розыск должника, его имущества, а также розыск ребенка, функции по административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а также по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу.

    В этой связи ФССП России ведется работа по формированию правовой базы, которая могла бы урегулировать порядок передачи функций от МВД России органам исполнительной власти, наделенных полномочиями, которые позволят эффективно реализовывать возложенные на них обязанности.

    В частности, рассматривается вопрос о законодательном закреплении за ФССП России полномочий по розыску должника-гражданина и розыску ребенка, а также обязанности уполномоченных государственных органов в пределах компетенции оказывать содействие судебным приставам при осуществлении ими некриминального розыска, в том числе обеспечивая доступ к базам данных оперативных учетов, и путем организации электронного взаимодействия по обмену информацией о лицах и имуществе, объявленных в розыск в рамках исполнительных производств.

    Кроме того, ведется работа по передаче функции по исполнению судебных актов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, которая будет осуществляться несколькими уполномоченными органами, а именно: ФССП России, Пограничной службой ФСБ России и ФМС России. Непосредственно функция ФССП России будет заключаться в сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированные учреждения, доставлении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации с последующей передачей указанных граждан и лиц Пограничной службе ФСБ России.

    Порядок взаимодействия между указанными органами предполагается определить межведомственным нормативным правовым актом.

    Функция по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, в дальнейшем может осуществляться ФССП России во взаимодействии с Минобороны России и ФСИН России. Представляется, что Минобороны России и ФСИН России в пределах компетенции могут осуществлять конвоирование указанных лиц до здания суда, а ФССП России выполнять функции по обеспечению охраны и конвоирования задержанных лиц и лиц, содержащихся под стражей, доставленных в здания судов для проведения процессуальных действий.

    Полцарства за ремонт

    Вопрос: По решению суда МУП "Водоканал" и мэрия должны произвести определённые действия. Приставы что-то делают, к примеру, штрафуют организации, а когда я предложил штрафовать непосредственно должностных лиц, согласно ГПК и КОАП приставы ответили отказом, сослались на какую-то 17 статью. Объясните, пожалуйста, неужели приставы правы. Валерий (65, пенсионер, Архангельск)

    Ответ: Установлено, что в отделе судебных приставов по Ломоносовскому округу г. Архангельска Управления ФССП России по Архангельской области (Отдел) на исполнении с 28.01.2010 находится исполнительное производство об обязании мэрии г. Архангельска произвести прочистку, ремонт трубопровода ливневой канализации, выполнить проект по переключению стоков хозфекальной канализации, произвести ремонт тротуара, ремонт проезжей части дороги, организовать уличное освещение, согласно решению суда.

    В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно (01.04.2010, 18.04.2010, 23.11.2011 18.02.2011) направлялись требования об исполнении судебного решения.

    За неисполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 12.03.2010 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб., а также 23.12.2010, 18.01.2010, 22.02.2011, 28.06.2011 вынесены постановления о наложении на мэрию г. Архангельска штрафов на общую сумму 200 тыс. руб., 90 тыс. руб. из которых взысканы.

    В результате выхода 15.06.2011 судебного пристава-исполнителя по месту совершения исполнительных действий установлено, что судебное решение должником исполнено частично, произведены работы по прочистке и ремонту дренажно-ливневой канализации.

    Также в Отделе с 28.01.2010 на исполнении находится исполнительное производство об обязании МУП "Водоканал" выполнить ремонт и прочистку колодцев от К-30 до К-66, от К69А до К-66, ремонт трубопроводов колодцев, перекачку стоков из септика в колодец с помощью передвижного насоса, согласно решению суда.

    Определением Ломоносовского районного суда от 19.05.2010 должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до августа 2010 года.

    В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно (07.04.2010, 12.08.2010, 25.10.2010, 12.11.2010), направлялись требования об исполнении судебного решения.

    За неисполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 12.03.2010 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб., а также 06.04.2010, 31.05.2011, 28.06.2011 вынесены постановления о наложении на МУП "Водоканал" штрафов на общую сумму 120 тыс. руб.

    В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования исполнительного документа исполнены должником частично, произведена откачка септиков, о чем 10.06.2010, 15.06.2011, 23.06.2011 составлены соответствующие акты.

    По фактам непринятии полных и своевременных мер по исполнению судебных решений судебный пристав-исполнитель Шипицына Л.В. привлечена к дисциплинарной ответственности.

    Предлагаем разъяснить, что в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера влечет наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц.

    Как рассекретить алименты

    Вопрос: Муж скрывает реальные доходы при выплате алиментов. Как правильно рассчитать сумму положенных мне алиментов (он индивидуальный предприниматель). Каковы должны быть действия приставов в этом случае? Котельникова Юлия (30, воспитатель детского сада, Краснодар)

    Ответ: Подпунктом "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, предусмотрено, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    В настоящее время в большинстве территориальных органов ФССП России сложилась следующая практика расчета задолженности по алиментам в рамках исполнительных производств, по которым должниками являются индивидуальные предприниматели, применяющие различные системы налогообложения.

    По исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, должниками по которым являются индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, судебные приставы-исполнители размер задолженности по алиментам определяют исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

    При определении размера задолженности по алиментам индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, учитываются понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.

    При этом судебный пристав-исполнитель при расчете задолженности по алиментам требует у должников первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.), предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и производит расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.

    В случае, если должник не предоставляет указанную документацию, то судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации производит расчет задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

    Вместе с тем на практике судебные приставы-исполнители сталкиваются с несогласием должников с произведенными расчетами задолженности по алиментам, которые удерживаются из доходов индивидуальных предпринимателей. Так как, проблемным вопросом, возникающим при расчете задолженности, является фактическое подтверждение имеющегося дохода и расходов должника, поскольку из документов, являющихся налоговой отчетностью не всегда возможно получить указанные данные. Должники, в свою очередь, заинтересованы в увеличении сумм расходов и, соответственно, в занижении сумм полученных доходов.

    Поэтому судебные приставы-исполнители рекомендуют в таких ситуациях обращаться взыскателям в суд с заявлением о взыскании с должников-индивидуальных предпринимателей алиментов в твердой денежной сумме в соответствии со статьей 83 Семейного кодекса Российской Федерации.

    В настоящее время действующим законодательством не урегулирован порядок определения доходов индивидуальных предпринимателей, из сумм которого необходимо рассчитывать задолженность по алиментам.

    Постановлением КС РФ № 17-П разъяснен порядок расчета задолженности по алиментам индивидуального предпринимателя только при применении упрощенной системы налогообложения и если предприниматель ведет учет своих расходов.

    Данный вопрос обсуждался на Научно-консультативном совете при ФССП России. В настоящее время Управлением организации исполнительного производства реализуются принятые на заседании совета решения.

    Деньги на крышу

    Вопрос: Какие существенные меры и, главное, когда предпримет ФССП России для улучшения социальной защищенности работников и остановки текучести кадров судебных приставов-исполнителей, особенно в областных центрах? Дмитрий

    Ответ: ФССП России, как федеральный орган исполнительной власти, в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1050, обеспечивает реализацию требований постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63, "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии                                на приобретение жилого помещения".

    В 2009 - 2010 годах на учет для получения единовременной выплаты постановлены 646 федеральных государственных гражданских служащих и 1 166 членов их семей. Впервые, с момента создания Федеральной службы судебных приставов, единовременные выплаты для приобретения жилья предоставлены 531 государственному гражданскому служащему на сумму более 1 миллиарда рублей. Только за 6 месяцев текущего года Комиссией ФССП России рассмотрено более 1400 заявлений федеральных государственных гражданских служащих и поставлено на учет для получения единовременной выплаты 648 госслужащих.

    С октября 2009 года в ведении ФССП России находится федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторий ФССП России "Зеленая долина", расположенное на черноморском побережье Краснодарского края, созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 44-р, (далее - Санаторий).

    Предметом и целью деятельности Санатория являются укрепление здоровья, профилактика заболеваний и отдых работников ФССП России и членов их семей. За 2009 - 2010 год санаторно-курортное лечение получили 9 142 человека, из них 6797 федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и 2345 членов их семей. За прошедший период 2011 года санаторно-курортным лечением обеспечено 3447 работников ФССП России и членов их семей.

    Вопрос: Скажите, пожалуйста: когда судебных приставов приравняют к правоохранительным органам? Андрей (37, ФССП, Тюмень)

    Ответ: С учетом осуществляемых в настоящее время ФССП России функций в подготовленном МВД России проекте федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", ФССП России определена в качестве органа, в котором предусмотрено прохождение правоохранительной службы. В настоящее время указанный законопроект проходит согласование в органах исполнительной власти, для последующего направления на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

    Вместе с тем говорить о конкретных сроках отнесения Федеральной службы судебных приставов к числу правоохранительных органов, по нашему мнению,  преждевременно.

    Строго по делу

    Вопрос: Должны ли судебные приставы строго следовать и выполнять судебное решение, или все решается по принципу "как бог на душу положит"? Суд требует вселения в квартиру, а она физически не существует, есть документ, что это комната! Надеюсь, Вы понимаете эту разницу! Константин (безработный, Нижний Новгород)

    Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

    При этом в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения. Данное заявление должно быть рассмотрено в десятидневный срок со дня его поступления.

    Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, такую ситуацию. У судебных приставов находится 3 исполнительных производства о взыскании в мою пользу некой суммы долга в пределах 100 тысяч рублей. Два года не исполняют. Пишу жалобу в прокуратуру, находят нарушения, пишут представление. Через 2 дня в отношении меня возбуждается старшим судебным приставом уголовное дело по ст. 315 УК РФ (Злостное неисполнение решения суда), так как организация должна практически такую же сумму по решению суда. Платим ежемесячно по возможности, от 4 до 15 тысяч. Предложила судебному приставу исполнять те исполнительные производства и зачесть их в долг предприятия. Началась практически осада. Перекрыты счета, проводятся обыски с выездом с электрошокерами, наручниками. Пишу в прокуратуру о возбуждении уголовного дела о превышении должностных полномочий - отказывают. Хочется спросить, а ст. 13"О судебных приставах", а Кодекс этики, и почему ему нет даже нарекания старшему судебному приставу за неисполнения в течение 2 лет. А наше решение вступило в силу - 2 месяца и уже уголовное дело. Как можно связаться с Вами и сообщить о всех нарушениях, которые происходят. (Это и подделка постановлений, липовые акты и т.д.). Елена (52, малый бизнес, Киренск Иркутской)

    Ответ: Установлено, что в Киренском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Иркутской области (далее - Киренский отдел) на исполнении находится сводное исполнительное производство в отношении ООО < > на общую сумму взыскания 120 854,64 руб. Руководителем указанной организации является Л.

    В рамках исполнительного производства Л. неоднократно предупреждена об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ. Вместе с тем требования исполнительных документов должником-организацией не исполнены.

    На основании заявлений взыскателей по сводному исполнительному производству о привлечении руководителя ООО к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ дознавателем Киренского отдела в отношении Л. 25.03.2011 и 08.04.2011 возбуждены уголовные дела, которые объединены в одно.

    Согласно информации Управления ФССП России по Иркутской области, какие-либо противоправные действия в отношении Л. не производились.

    Кроме того, по результатам рассмотрения заявления Л. о превышении должностных полномочий старшим судебным приставом Киренского отдела Сафьянниковым Д.С., следственным отделом по Киренскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области 06.06.2011 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении указанного должностного в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного лица ч. 1 ст. 285 и ч. 1 ст. 286 УК РФ.

    В Киренском отделе на исполнении находятся исполнительные производства о взыскании с Ч. , С. и Б. денежных средств в размере 29 485 руб., 23 918 руб. и 24 242,78 руб. соответственно в пользу Л.

    В рамках указанных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем принимаются меры по взысканию с должников задолженности. С Ч. взысканы денежные средства в размере 8 339,93 руб., остаток долга по исполнительному документу составляет 21 145,07 руб.; с С. взысканы денежные средства в размере 9 460,32 руб., остаток долга по исполнительному документу составляет 14 147,68 руб.; с Б. взысканы денежные средства в размере 8 492,98 руб., остаток долга по исполнительному документу составляет 15 749,98 руб.

    Вопрос: Уважаемый Сергей Владимирович!

    "25" мая 2006 года судебный пристав-исполнитель Московского РО ГУ ФССП по Нижегородской области вынесла постановление о возвращении исполнительного документа ввиду отсутствия имущества для погашения долга, неустановления места работы.

    Однако я знаю, что на сегодняшний день у должника имеется имущество.

    Могу ли я взыскать с должника денежную сумму согласно исполнительного листа или же пропущены все процессуальные сроки? Если да, то что для этого необходимо?

    Еще хотелось бы заметить на непрофессиональный подход сотрудников данного отделения: на телефонные звонки не отвечают, а если и поднимут трубку, то грубят и дают невнятные ответы (в частности судебный пристав Маринина Ж.Г.).

    Махмут Нуруллович (49, Стоматолог, Казань)

    Ответ: В Московском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Нижегородской области на исполнении находилось исполнительное производство от 11.01.2006 о взыскании денежных средств в размере 121 673,88 руб. с С. в пользу Х.

    На основании пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" 25.05.2006 исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю с актом о невозможности взыскании.

    В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона.

    В соответствии со ст.ст. 21, 22 Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

    1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

    2) частичным исполнением исполнительного документа должником.

    В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

    Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

    Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на все жалобы в администрацию Службы судебных приставов на незаконные действия судебного пристава Юрия Зоря приходят формальные ответы-отписки, и никто не пытается разобраться в том, что у моей матери отобрали судебные приставы единственное жилье, в нарушение всех законов его реализовали, провели незаконно торги, оценили квартиру в престижном районе по нереально заниженной цене, в момент нахождения квартиры под арестом каким-то образом оформили куплю-продажи квартиры - единственного жилья и сейчас все покрывают беззаконие? Кто же за этим стоит? Анна (38, юрист, Москва)

    Ответ: Для того, чтобы разобраться в вопросе, необходимо ознакомиться с материалами исполнительного производства.

    Одновременно с этим необходимо отметить, что нормами Закона (глава 18) предусмотрен специальный порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

    В частности, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

    Указанная жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

    Кроме того, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

    Помимо этого, заявитель может записаться на личный прием к руководителю территориального органа ФССП России или к должностным лицам центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов.

    Вопрос: Уважаемый Сергей Владимирович!

    Обращается к Вам бывший сотрудник одного из подразделений правового обеспечения территориального органа ФССП России со следующим вопросом.

    Почему с 2006 г. и по настоящий момент ни одному сотруднику юридической службы (подразделения правового обеспечения) территориальных органов ФССП России не выплачиваются надбавки предусмотренные приказом ФССП России от 23 января 2006 г. N 42-к "О мерах по повышению уровня правового обеспечения деятельности Федеральной службы судебных приставов"?

    Как курирующий Правовое управление ФССП России заместитель, скажите насколько подобная практика (неисполнения собственных приказов Службой, Указов Президента РФ, издание формальных приказов) способствует стимулированию сотрудников юридических подразделений территориальных органов ФССП России?

    Насколько я знаю многие федеральные службы (налоговая, казначейство и пр.) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. № 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" издали собственные приказы (как ФССП России), но в отличие от ФССП России осуществляют выплату рядовым сотрудникам юридических подразделений территориальных органов предусмотренной Указом Президента РФ надбавки.

    Редакцию газеты "Российская газета" прошу опубликовать данный вопрос, так как Вы понимаете, что действующие сотрудники ФССП России не могут задать его вышестоящему начальству, без негативных последствий для себя.

    Ссылка на приказ, размещенный на сайте "Российской газеты".

    Александр (34, Государственный служащий, Мирный)

    Ответ: По вопросу установления надбавки за особые условия государственной службы, государственным служащим ФССП России, осуществляющим проведение правовой экспертизы правовых актов и их визирования в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, ФССП России были сделаны запросы в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

    Минзравсоцразвития  России в своем ответе от 08.08.2005 № 2540-17 высказал мнение о невозможности применения Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб  государственных органов" (письмо - в приложении к данному материалу), поскольку данным указом было предоставлено право увеличивать ежемесячные надбавки государственной службы до 70 процентов должностного оклада отдельным категориям работников по сравнению с размерами указанных надбавок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 09.04.1997 № 310 для федеральных государственных гражданских служащих (до 20 процентов). Указом Президента Российской Федерации от 25.06.2002 № 656 в целях повышения социальных гарантий федеральным государственным гражданским служащим для всех федеральных государственных служащих размеры ежемесячных надбавок были установлены в пределах от 60 до 200 процентов должностного оклада (в зависимости от группы замещаемых должностей). В связи с чем, Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 применяться не может, так как Указ Президента РФ от 25.06.2002 № 656 фактически поглотил его.

    Минфином России в ответе от 05.06.2007 № 14-04-02/2123 данное мнение поддержано и сообщено (письмо - в приложении к данному материалу), что согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусмотрена одна ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы, размер которой значительно превышает уровень надбавки, определенной Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528.

    Поделиться