Поделиться

    Атомный авианосец нового поколения планируется ввести в строй в 2023 году

    Военно-морской салон в Санкт-Петербурге весьма наглядно показывает, что судостроение в нашей стране не просто живо, оно буквально фонтанирует революционными идеями, многие из которых уже реализованы.

    МВМС-2011 - салон международный, но самые интересные экспозиции отечественные. Иностранцы, которых, на удивление, много, выставляются очень скромно. И это странно, так как наша страна именно сейчас предлагает развивать широкую и взаимовыгодную кооперацию в области судостроения. Сам девиз салона: "Через сотрудничество к миру и прогрессу" говорит об этом вполне определенно.

    В условиях объективной глобализации столь сложная и многоплановая в технологическом отношении отрасль, как судостроение, не может быть сугубо национальной. Например, даже боевые корабли ВМС США насыщены элементами и целыми системами, разработанными и выпущенными в других странах. Важны идеи, особенно новаторские. Уровень современной индустрии позволяет реализовать самые смелые из них.

    Если пройтись по отечественным павильонам МВМС-2011 и представить, что демонстрируемые модели различных кораблей и экранопланов, а также их оснастка на самом деле не пластиковые макеты, а готовые изделия, которые стоят в морской акватории выставочного комплекса, дух захватывает.

    Ведь тогда получается, что Россия - величайшая и самая передовая по техническому оснащению океанская держава мира. Мы действительно можем быть если не впереди планеты всей, то в числе лидеров - совершенно точно.

    У причальной стенки стоят корвет "Сообразительный" проекта 20380 и малый артиллерийский корабль "Волгодонск" проекта 21632 "Торнадо". Это корабли совершенно новых форм и обводов в стиле "невидимой" технологии "СТЕЛС".

    Конечно, невидимками они не стали, но заметность их уменьшилась существенно. И вооружение у кораблей соответствует требованиям современности. Как утверждают специалисты, работающие на салоне, огневая мощь, казалось бы, небольших корветов соизмерима с мощью крейсеров середины прошлого века.

    На базе таких проектов уже строятся экспортные варианты. Заказов на них набралось немало, и они продолжают поступать в "Рособоронэкспорт". Многие предприятия ОСК загружены твердыми заказами на годы вперед. Остается лишь пожалеть, что далеко не все замыслы пока удается реализовать в рамках национальных судостроительных проектов.

    Заграница порой более восприимчива к российским разработкам. Все мы как данность воспринимаем превосходство западных цифровых технологий.

    И мало кто знает, что цифровую карту Мирового океана первыми составили не в США с их мощным флотом и развитыми IT-технологиями, а в России. Начали эту работу почти двадцать лет назад специалисты питерского объединения "Транзас". Они же первыми в мире разработали программное обеспечение для судовождения и навигации при помощи компьютерных технологий.

    Кажется невероятным, но на многих частных яхтах руководителей корпорации "Майкрософт", в том числе у ее основателя Билла Гейтса и Пола Аллана, стоит навигационное оборудование, в котором программное обеспечение, то есть софт, российской разработки и производства.

    Навигационные системы, разработанные в Питере, стоят на всех кораблях береговой охраны США и даже на атомном французском авианосце "Шарль де Голль".

    Сегодня упомянутое промышленное объединение выпускает очень современные комплексы управления кораблями и судами всех типов. Получается, что продвинутые "мозги" для кораблей тоже родом из Питера.

    Здесь же разработаны тренажерные комплексы, полностью имитирующие управление плавучими средствами любой сложности - от катера до авианосца.

    Настоящей сенсацией в обширной экспозиции Объединенной судостроительной корпорации стали макеты боевых кораблей ближайшего будущего. Это корветы ближней морской зоны "Орелъ", "Строгий" и более мощный корвет проекта 052.

    Как уверяют их разработчики, несмотря на футуристические обводы, в этих кораблях воплощены все лучшие традиции отечественного кораблестроения, адаптированные к требованиям XXI века.

    Кстати

    В профиль корветы будущего чем-то похожи на исторические крейсера "Аврора" и "Варяг", а по сути своей действительно революционны.

    В США очень похожие корабли уже закладываются. Мы вполне можем идти с ними вровень. Просто надо решиться, отойти от сложившихся стереотипов, и действительно начинать строительство Флота XXI века. И похоже, в Объединенной судостроительной корпорации решились. По словам ее президента Романа Троценко, сейчас идет расчет конструкции этих корветов, в строй отечественных ВМФ они смогут вступить уже в 2015 году. А еще в планах ВМФ строительство атомного авианосца нового поколения. Работы над ним планируется начать в том же 2015 году, а в строй ввести в 2023 году.

    Поделиться