01.07.2011 16:20
    Поделиться

    Мария Агранович: Проблемы ЕГЭ имеют давнюю предысторию

    Сегодня в Общественной палате России состоялось обсуждение хода проведения Единого госэкзамена в 2011. По сути, еще одна попытка экспертов понять, что же произошло в этом году с "единым". Почему на второй год после штатного введения в стране экзамен так "оскандалился". Главные вопросы дискуссии: "Как обеспечить независимость процедуры проведения ЕГЭ?", "Как добиться честного проведения ЕГЭ на федеральном, региональном и местном уровнях?", "Должна ли негативная общественная реакция стать основанием для отказа от ЕГЭ?". Свои рекомендации специалисты направят в Комиссию при Президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.

    Как бы то ни было, а в обществе накал страстей вокруг ЕГЭ дошел, похоже, до возможного предела. На днях стартовала акция "OFF!"по сбору подписей за отставку министра образования и науки.

    Надо сказать, что пресс-конференция, посвященная старту акции и началу сбора подписей (за лето планируется собрать 3-4 миллиона), началась в худших традициях травли зверя на охоте. Фурсенко обвиняли в придумывании ЕГЭ, переходе на двухуровневое образование в вузах, плохих учебниках... А между тем многое из сказанного - откровенное вранье. Идея Единого госэкзамена и его внедрение началось аж в 2001 году, а нынешний министр на посту с 2004 года. Интерес России к Болонской конвенции тоже начался задолго до прихода Фурсенко. Приближение России к европейским "трендам", в том числе и в образовании, уже тогда было частью государственной политики страны.

    Председатель Российского союза студентов Артем Хромов, увлекшись перечислениями, вменял в вину министру и то, что его ведомство принимает решения монопольно, без обсуждения с обществом. Опять вранье. В тот же ЕГЭ с 2001 года регионы вступали добровольно и по окончании экзаменационного периода вносили свои предложения, каждый год в экзамене что-то менялось с учетом именно этих предложений. Ну и совсем странно говорить, что проекты новых стандартов и нового закона об образовании не обсуждаются с обществом. Оба проекта уже больше полугода размещены в открытом доступе в интернете, именно благодаря этому сейчас ведется такой предметных разговор и о том, и другом документе.

    История с отчислением студентов МФТИ, писавших ЕГЭ по математике за школьников, тоже выглядит немного не так, как озвучил председатель РСС. Артем Хромов уверяет, что Андрей Фурсенко заявил о том, что "принял решение об их отчислении". Как человек, слышавший произнесенное министром лично, скажу: никаких "принял решение" не было и не могло быть. Было высказано личное мнение человека о том, что студентов надо наказать, возможно, отчислением. Однако министр подчеркнул, что решение об отчислении или другом наказании должен и будет принимать только ректор МФТИ.

    К счастью, после пары анекдотов в адрес Фурсенко собравшиеся вспомнили, что у них все таки есть некий Манифест, и их цель - донести его до широких масс, а не просто огульно "попинать" министра образования. Требования документа таковы: немедленная смена курса образовательной политики в России, разделение Минобрнауки на два министерства: науки и просвещения, расследование всех обстоятельств, связанных с нарушениями на ЕГЭ, и созыв Всероссийского конгресса по вопросам развития и будущего отечественного образования и науки.

    Из всех этих требований смена курса образовательной политики, на мой взгляд - самое сильное. Никто не спорит о том, что в нынешней системе образования много язв. Принцип "круговой поруки" действует на всех уровнях. В подлоге документов, подмене результатов ЕГЭ, по сути, заинтересованы все - от школьника и учителя до регионального образовательного чиновника. Ведь чем лучше в школе результат ЕГЭ, тем выше зарплата педагога (один из критериев ее расчета по новой системе - успешность учеников), тем лучше выглядит школа и, как следствие, регион.

    Учителя практически перестали учить, ЕГЭ стал "красной тряпкой", похоже, единственная цель - сдать любой ценой на высокие баллы этот ЕГЭ. А о том, что сдать экзамен можно, если просто хорошо учиться и хорошо учить, все забыли.

    Образование сегодня стало той темой, о которой могут говорит все, и практически все - "со знанием дела". Вряд ли за ужином каждая российская семья обсуждает увеличение ВВП, внешнюю политику или экономику России. А вот поболтать о том, что творится в школе, - может каждый. Только вот предложить работающую альтернативу далеко не каждый в состоянии. Организаторы акции "OFF!" утверждают, что у них есть альтернативный проект закона об образовании. Может быть, разместить этот проект в интернете? Чтобы все сказанное не выглядело "пшиком"?

    Поделиться