29.06.2011 23:20
    Поделиться

    Как получить компенсацию за снесенный в Москве гараж

    В столице начались выплаты компенсаций за снос гаражей

    Новый порядок выплат удобен для городских властей и выгоден для москвичей.

    В марте мэр Собянин утвердил новый порядок компенсации владельцам сносимых гаражей, оказавшихся помехой при освобождении столичной территории. Власти планируют выкупать у граждан гаражи, если они стоят на пути строительства. Уже больше 1 тысячи москвичей получили компенсации из бюджета. Причем по рыночной стоимости. Значит, конец "гаражным войнам"?

    Яму тоже посчитали

    В числе первых получателей компенсации оказались владельцы гаражных стоянок в Восточном административном округе, на месте которых начинается строительство транспортной развязки Вешняки - Люберцы. Как рассказали "РГ" в столичном департаменте строительства, именно отсутствие механизма выкупа долго тормозило эту важную стройку. Новый документ избавил и хозяев гаражей, и префектуры, которые должны разрешать неизменно возникающие конфликты, от лишней головной боли.

    Согласно постановлению правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года стоимость сносимого гаража определяли независимые оценщики. Разброс цен получился достаточно большим - от 100 тысяч до 1 млн рублей - в зависимости от места расположения, наличия инженерных коммуникаций, технического состояния. Гаражи-то разные: одни - из кирпича, другие - из бетона, из листового железа.

    "При оценке учитывалось все: наличие ямы, пола, отделка стен, - говорит председатель теперь уже бывшей крытой стоянки МГСА на Косинской улице Валерий Кириченко. - Ни у кого из 103 владельцев претензий нет, хотя компенсации за наши старые гаражи невелики - в среднем до 200 тысяч рублей".

    Согласно новому порядку, уведомление о сносе должно быть получено не позже чем за 30 дней до сноса, а сам снос оплачивают городские власти. От владельца требуется лишь предоставить документы на пользование гаражом. Поскольку большинство боксов в столице строились, когда регистрации имущества в нынешнем виде еще не существовало, префектуру устроят любые документы, в том числе и решения исполкомов райсоветов советских времен.

    После того, как бумажная часть работы останется позади, владельцы получают компенсацию. Только деньгами. Никто навязчиво не предлагает, как это было прежде, зачесть ее при оплате машино-места, например, в строящемся "народном гараже".

    По словам замруководителя департамента строительства Андрея Новикова, "подобный подход, построенный на взаимных интересах города и москвичей, позволит быстрее освобождать территорию, в которой столица остро нуждается, занявшись масштабным дорожным строительством".

    Вас тут не стояло

    Но и при таком порядке находятся обиженные. В том же Восточном округе в марте, когда правительство как раз утверждало новый порядок компенсации, снесли гаражный кооператив на улице Фрязевской. "Чиновница управы "Ивановское" нам сразу заявила: "Никакой компенсации не будет", - жалуется Надежда Филиппова, чей гараж вместе с 40 соседними попал под разборку. - Якобы эта территория нужна для метростроя под новую ветку Новогиреево - Новокосино".

    Москвичка прислала в редакцию "РГ" копию договора купли-продажи металлического блока в 2003 году, подписанного с ООО "Фобос" (за гараж семья заплатила две тысячи долларов), квитанции об оплате (последняя за январь 2011 года - 850 рублей) и прямо спрашивает: "Почему мы не имеем право на компенсацию? Разве мало требуемого по новому положению договора?"

    В префектуре ВАО нам так объясняют отказ: в 1995 году распоряжением префекта "Фобосу" выделили землю под строительство двухэтажного гаражно-технического комплекса. Вместо него появились блоковые боксы, по сути - самострой. Строения не были узаконены. Руководство кооператива только в 2010 году озаботилось оформлением документов, но договор аренды земли им не продлили. "Отсутствие земельных отношений, - пояснил пресс-секретарь префектуры Андрей Иванов, - главная беда. И виноват в этом "Фобос", который сделал членов кооператива заложниками своего бездействия. К тому же нет документального подтверждения, что эта территория пойдет под государственные нужды. А это - одно из главных условий выплаты компенсаций из бюджета города".

    Между тем, по утверждению Филипповой, на месте их снесенного бокса сейчас установлена чья-то "ракушка". Выходит, кому-то можно занимать место, а кому-то нет?

    К сожалению, в Москве подобных ситуаций может быть немало. Большая часть кооперативов пользовалась участками, отведенными под автостоянки, на условиях срочной аренды. Разорвать этот договор чиновники могли в любой момент, но чаще всего они просто не продлевали его. А когда срок истекал, давали арендаторам короткое время на то, чтобы собрать пожитки и, если есть желание, демонтировать конструкцию, чтобы вывезти к себе на дачу. В противном случае вызывали бульдозер.

    Чтобы не было подобных проблем, владельцам гаражей именно сейчас следует проверить, все ли документы в наличии, и если надо - дооформить право собственности. Тем более что в планах городских властей - масштабная дорожная стройка и снос десятков тысяч гаражей.

    Недавно руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев еще раз подтвердил благие намерения властей: "Владельцы сносимых гаражей, попадающих в пятно городской застройки, обязательно получат компенсацию".

    Полезная информация

    Право владельца сносимого гаража (гаражного кооператива, автостоянки) на компенсацию подтверждается любым из следующих документов:

    • актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
    • договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;
    • свидетельством о праве на наследство;
    • вступившим в законную силу судебным актом;
    • актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
    • документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;
    • иными документами, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

    (Из постановления правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы").

    Кстати

    Сейчас на 4 млн зарегистрированных в Москве легковых автомобилей приходится всего чуть больше 1,1 млн стояночных мест. Московские власти обещают, что уже в этом году число парковочных мест увеличится почти на 500 тысяч, а в течение пяти ближайших лет (по программе транспортного развития столицы) построят новые паркинги на 2 млн машино-мест.

    "Горячая линия" стройкомплекса Москвы:

    (495) 730-95-51 (по вопросам гаражного строительства).

    Поделиться