27.06.2011 23:43
    Поделиться

    Задержка рейса из-за опоздания губернатора Иркутской области вызвала резонанс в обществе

    История с опозданием губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева на рейс "Аэрофлота", из-за которого самолет продержали на взлетном поле целый час, довольно показательна. И дело здесь даже не в губернаторе, который уже несколько раз извинился перед пассажирами, - в конце концов, не отправят же его в отставку за этот, давайте честно признаемся, довольно мелкий инцидент.

    Просто "казус Мезенцева" наглядно демонстрирует, как именно должно осуществляться взаимодействие крупных государственных компаний с "элитами". "Аэрофлот" в данном случае - очевидный позитивный пример.

    Вкратце напомним, как выглядела эта ситуация, судя по переговорам командира воздушного судна Андрея Литвинова. Рейс 748 "Аэрофлота" должен был вылететь из Иркутска в Москву в 13.00 8 июня 2011 года. Однако вместо разрешения на вылет диспетчер заявил Литвинову, что, мол, пока не подъедет "первое лицо" (сиречь, губернатор области), запускаться нельзя. "А давайте первое лицо поедет на своем личном самолете, а я вожу пассажиров, и у нас рейс регулярный. Пожалуйста, пусть ваше первое лицо не опаздывает на вылет, и тогда оно будет летать с нами", - ответил пилот. Под угрозой того, что самолет вообще не вылетит, КВС пришлось уступить и пассажиры час прождали опаздывающего губернатора.

    Кто виноват - диспетчер (работник Росаэронавигации) или глава региона Дмитрий Мезенцев, пусть решают между собой. Но несомненно, что летчик "Аэрофлота" Литвинов достойно защищал права пассажиров. При этом не стоит думать, что эта позиция - из ряда вон выдающаяся или идет вразрез с интересами компании. Напротив, авиаперевозчик последовательно проводит политику, что на борту нет разницы между ВИП-чиновником и рядовым пассажиром. Все рейсы должны летать по расписанию, без скидок на то, что в салоне самолета присутствует очередная чиновная шишка. Для тех, кто хочет летать по своему графику, есть чартеры, личные водители и литерные рейсы.

    Нет, безусловно, было время, когда чуть ли не любая шишка могла рушить график. Но "Аэрофлот" за последнее время уже не раз доказывал, что компания не собирается прогибаться под отдельных власть предержащих. В конце концов, самодурство некоторых представителей властной вертикали не является выражением государственной политики, а лишь самым негативным образом характеризует самих чиновников.

    Среди последних случаев, получивших широкую огласку в прессе, - история с пьяным дебошем трех следователей СКП в аэропорту Пулково. Вечером 6 августа 2010 года аэробус А320 готовился к вылету в Москву. Следователи Пешковский, Рукосуев и Иванов пили, матерились и оскорбляли всех вокруг. Командир воздушного судна решил не подвергать угрозе безопасность пассажиров, а также испытанию их нервы и снял дебоширов с рейса, несмотря на все их угрозы и размахивания страшными "корочками". Самолет вылетел в Москву с большой задержкой. Через две недели двух следователей с позором выгнали из СКП, а одному влепили "строгача".

    Менее известна недавняя история, когда украинский дипломат в начале апреля оскорблял пассажиров и персонал лайнера "Аэрофлота", следовавшего рейсом из Ханоя в Москву. Сотрудник МИД Украины Владимир Коновалов, как писали СМИ, хамил и обещал расправиться с неугодными, заявляя при этом, что никто его унять не сможет, так как он обладает дипломатическим иммунитетом. Выходя из самолета, он избил бортпроводницу. Совершенно не чувствуя себя виноватым, Коновалов заявил: "Она не бегать должна по летному полю перед государственным деятелем, поэтому и получила". Затем факт избиения он отрицал, сравнивая себя с советским дипкурьером Теодором Нетте, сотрудником НКИД, погибшим в перестрелке с бандитами в 1926 году. Но позиция "Аэрофлота" была жесткой и однозначной - любой пассажир, устроивший дебош на борту самолета, должен понести наказание. Через несколько дней после инцидента стюардессе были принесены извинения на уровне МИД Украины, затем перед ней заставили извиниться и неудавшегося "нетте", который получил выговор.

    Все это важные сигналы для общества. Во-первых, круговой поруке не место в элитах. Во-вторых, за злоупотребления полномочиями следует наказание. В-третьих, бизнес (при всем понимании его важной государственной функции, как в случае с "Аэрофлотом") одинаково относится ко всем своим клиентам, вне зависимости от того, есть ли у них корочки с мигалками или нет. Пусть таких компаний пока не очень много, но то, что они есть, то, что они открыто заявляют об этой своей политике, позволяет рассчитывать, что при поддержке общественных сил ситуацию с хамством и злоупотреблениями чиновников удастся переломить. По крайней мере в воздухе и на борту самолета. Для начала. А далее - везде.

    Между прочим, есть еще одна инициатива "Аэрофлота", призванная обеспечить комфорт для добросовестных пассажиров и пресечь хулиганство в воздухе. Руководство "Аэрофлота" уже давно выступает с идеей создания так называемого "черного списка пассажиров": с его появлением совершившие непотребные выходки в салоне самолета рискуют не только деньгами (надо сказать, небольшими), но и тем, что в будущем им попросту не продадут билеты.

    В России такого рода практика пока не заведена, между тем за рубежом она распространена повсеместно. На днях за массовое пьяное побоище на борту самолета "Virgin Atlantic" трое пассажиров пожизненно были лишены права летать рейсами авиакомпании и заплатили штраф в 7 тысяч фунтов стерлингов. Кстати, за дебош на самолете "British Airways" можно лишиться права пользоваться услугами авиакомпании также на всю жизнь. "Черный список" KLM закроет путь в воздух на пять лет.

    Другими словами, хотите летать, будьте добры, ведите себя прилично, не создавайте угрозы безопасности своим же соседям. Набедокурили - будьте добры - отвечайте вне зависимости от наличия мигалок, корочек и колец в носах. Тем более далеко не факт, что, если чиновному хулигану откажет в праве летать "Аэрофлот", другие авиакомпании (как российские, так и западные), согласятся брать себе на борт дебошира.

    Поделиться