28.06.2011 00:00
    Поделиться

    Более трети россиян не хотят смотреть отечественное кино

    Что угрожает существованию российского кино

    Слова о близкой гибели отечественного кино снова зазвучали с трибун. Наиболее убедительно этот прогноз звучал на конференции "Перезагрузка системы международного продвижения российского кино", которая прошла в дни Московского кинофестиваля.

    Гендиректор Первого канала Константин Эрнст назвал причину нежелания зрителей смотреть российские фильмы: "Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку". Он обозначил и конкретные стилевые приметы кино, отвратившего от себя зрителей: "яйца судьбы и молочные железы Анны Семенович" - хочется думать, что один из боссов нашего ТВ относит свое обвинение и к практике телеэкранов, в этом смысле далеко опередивших кинематограф.

    По статистике, более трети россиян не хотят смотреть наше кино. Никто не знает статистики того, как относятся к нему зрители мира, но права отборщик Венецианского фестиваля Алена Шумакова: нужно менять его культурный имидж, словно бы навек застрявший в фазе неясных душевных метаний из бесчисленных подражаний Тарковскому, - Шумакова назвала это "малахольностью". Кино действительно страдает от навязанной ему теории о том, что оно якобы должно зеркально отражать жизнь, открывая ее темные закоулки. Вечная тьма на экранах и оттолкнула зрителей: они эти закоулки и так хорошо знают, а от кино ждут соразмышления, доброго совета, надежды.

    Говоря о мировом кризисе кино, Константин Эрнст призвал объединять усилия "с западными институциями и режиссерами: поодиночке никто никуда прорваться не сможет". Его оптимизм охладил продюсер Сергей Сельянов, напомнив, что "путь копродукции - непростой и даже скользкий: многие копродюсеры просто выжимают средства, не занимаясь продвижением фильма".

    В СССР работу по продвижению картин на мировые экраны осуществлял "Совэкспортфильм", его представительства были во всех регионах планеты, издавался журнал на четырех языках. После крушения СССР заботиться об этом стало некому, и об отсутствии системы распространения фильмов говорили участники конференции. Лауреат Берлина и Лондона Алексей Попогребский заметил, что в мировой практике агенты начинают рекламировать и продавать фильм прокатчикам на стадии съемок, а у нас - когда картина уже взяла призы. Его фильм "Как я провел этим летом", например, попал на фестивали только благодаря личным усилиям режиссера. О том, как на Западе лоббируют картины, напомнил Алексей Учитель, чьи фильмы дважды номинировались оскаровским комитетом на премию "Оскар", но об их дальнейшей судьбе никто не заботился. Хотя "есть множество тонкостей, которые оскаровский комитет обязан знать, если его действительно волнует результат", - сказал автор фильмов "Пленный" и "Край". Впрочем, первые шаги в этом направлении сделаны: усилия по продвижению нашего кино в мире призваны объединить недавно воссозданный "Совэкспортфильм". Назначен и его новый директор - им стала Екатерина Мцитуридзе, в последние годы успешно возглавлявшая Российский павильон на Каннском кинофестивале.

    Новейшие угрозы самому существованию нашего кинематографа обсудили на "совете экспертов" "Российской газеты" ведущие кинопродюсеры страны.

    Поделиться