23.06.2011 23:30
    Поделиться

    В Польше представят Центры диалога и согласия

    В Польше представят "Центры диалога и согласия"

    Директор польско-российского центра диалога и согласия Славомир Дембски. Фото:Ариадна Рокоссовская

    В рамках первого Польско-российского конгресса средств массовой информации во Вроцлаве состоится презентация российско-польского и польско-российского Центров диалога и согласия. Соглашение о создании таких центров было подписано в прошлом году во время визита президента России Дмитрия Медведева в Польшу.

    О том, какие задачи ставят перед собой недавно созданные в наших странах центры, зачем во Вроцлаве соберутся представители СМИ, политики и общественные деятели из наших стран во главе с министрами культуры России и Польши Александром Авдеевым и Богданом Здроевским, "РГ" рассказал Славомир Дембски, уполномоченный министром культуры Польши для создания польско-российского Центра.

    "В России и Польше появились две структуры, которые будут друг с другом сотрудничать. Самый важный этап создания польско-российского центра, за который отвечаю я, уже пройден. В марте этого года наш Сейм принял закон о его создании, в апреле этот документ был подписан президентом Польши Брониславом Коморовским, и после этого вступил в силу. Уже в июне наши центры организовали свои первые мероприятия. Первое - это научно-историческая конференция в Риге посвященная 90-летию подписания российско-польского мирного договора. Заключение мира между нашими странами было очень важным для Европы событием, но сегодня оно незаслуженно забыто. Ни у вас в России, ни у нас в Польше никто об этом мирном договоре не вспоминает, хотя то, что происходило 90 лет назад в этой части Европы, имело значение для всего континента, и повлияло на его судьбу. И разговор о наших взаимоотношениях в контексте истории всей Европы может быть хорошей основой для диалога.


    Министр культуры РФ Александр Авдеев. Фото:Ариадна Рокоссовская

    Второе мероприятие - Первый польско-российский конгресс СМИ во Вроцлаве - это попытка стратегического подхода к отношениям наших стран. В Польше информации о России больше, чем в России о Польше, точно также и интерес к России в Польше значительно выше. Однако, очень часто и ваши и наши СМИ, рассказывая о наших странах, руководствуются стереотипами. Понятно, что им так проще, потому что это отвечает потребностям читателей. Скрытые полонофобия и русофобия - это то, что журналистам легче всего затронуть, и таким образом заработать свой хлеб. И с этим трудно что-то поделать. Но мы предлагаем журналистам взглянуть на наши страны немного иначе, и заработать свои деньги другим способом. Мы хотим помочь СМИ установить контакты с интересными людьми, обеспечить им прямой доступ к информации из первых рук.

    Политики, общественные деятели из России и Польши соберутся во Вроцлаве, чтобы поговорить на четыре темы. Во-первых, это, конечно же, политика, причем, в двух контекстах. Первый - 20 лет наших отношений после распада восточного блока. Мы пригласили на конгресс людей, которые об этом кое-что знают. Второе - 1 июля к Польше переходит председательство в Евросоюзе. Во-вторых, разговор пойдет о культуре. Обсудим, что полякам неплохо бы почитать о России, а русским о Польше. Нам очень важно найти поддержку в крупных издательствах для серий публикаций: не художественной литературы, потому что уже есть издательства, которые этим занимаются, а политической публицистики. Есть тексты, которые помогают полякам ответить на вопросы: "Кто мы?" "Откуда мы?" В России эти замечательные авторы практически не известны. Точно также и у вас есть множество авторов, которые писали и пишут об отношениях России с другими странами, в том числе и с Польшей. Их книги можно было бы сделать доступнее для польских читателей. В-третьих, мы собираемся поговорить об обществе. Откуда этот стереотип неприязни? И, в-четвертых, религия. Какую роль она играет в наших странах?


    1 российско-польский конгресс СМИ. Фото:Ариадна Рокоссовская

    Таким образом, мы хотим затронуть темы, о которых и так говорят и у вас и у нас, но редко кто-то пытается сделать так, чтобы мы обсудили это вместе. Я уверен, что в наших отношениях есть множество областей, которые сами по себе не являются конфликтными, а благодаря развитию диалога в этих областях, мы сможем узнать друг о друге больше, стать более восприимчивыми друг к другу. Это, конечно, взгляд безграничного оптимиста, но, по крайней мере, мы сможем как-то повлиять на оптимизацию нашей политики. Если мы будем знать, какой может быть реакция другой стороны на то или другое действие, и почему она так реагирует, то мы дадим политикам шанс избежать ошибки или хотя бы задуматься. Это - работа на много лет вперед. Раньше мы этим не занимались, и сегодняшний день является доказательством того, что это было ошибкой. Ничто не происходит само по себе, и наши политические проблемы порой возникают на ментальном уровне. Собственно, для этого и были созданы наши центры диалога и согласия, аналогов которым нет нигде в мире. Это была инициатива и российской, и польской стороны. Мы хотим хотя бы попробовать что-то изменить. Нет гарантии, что это удастся. Но мы, по крайней мере, узнаем друг друга лучше.

    У наших центров есть и другие важные задачи. Мы создадим стипендиальные программы для российских и польских ученых, которые хотят заниматься польско-российскими отношениями - их прошлым или будущим. Наверняка найдутся люди, которые хотели бы посвятить свою научную карьеру исследованию наших отношений, выучить язык. Есть такие вещи, которые были бы очень интересными для нас - поляков, да и вы могли бы узнать о своей стране что-то новое. Например, к моменту революции 1917 года в Санкт-Петербурге из 10 миллионов жителей 400 тысяч были поляками. Как они жили, чем занимались? Это чрезвычайно интересно. Еще пример: польский историк профессор Анджей Хвальба на основании неких источников утверждает, что во время Бородинской битвы на стороне русских сражалось больше представителей польских дворян, чем на стороне князя Иосифа Понятовского. Это можно было бы выяснить. Почему такие исследования до сих пор не проводились? Возможно, потому, что не было достаточного финансирования, структур, которые бы это поддерживали. Теперь все это у нас есть. Попробуем это использовать на благо наших будущих взаимоотношений.

    Поделиться