20.06.2011 23:42
    Поделиться

    Оншорам удалось создать условия, предотвращающие иммиграцию капитала

    Глобализация мировой экономики вынуждает государства ужесточать конкуренцию за налогоплательщиков, ведущих международный бизнес. В мире давно существует целая сеть крупных финансовых центров, на базе которых многие мультинациональные корпорации выстраивают холдинговые и торгово-финансовые структуры. Одним из краеугольных камней таких центров и залогом их популярности в бизнес-среде является благоприятный налоговый климат.

    Речь идет уже не об офшорах, по отношению к которым повсеместно вводятся жесткие меры противодействия, сводящие к нулю преимущества их использования, а о целой когорте вполне респектабельных европейских юрисдикций - т.н. "оншорах", таких как Нидерланды, Австрия, Швейцария, которым удалось создать условия, предотвращающие иммиграцию собственного капитала и стимулирующие приток иностранных инвестиций. Законодательство этих стран предусматривает не только низкие налоги на международный бизнес, но и удобные инструменты предотвращения налоговых рисков. Поэтому создание международных компаний в подобных юрисдикциях традиционно считается оптимальным.

    Для России очень актуальны проблемы, связанные с утечкой капитала и привлечением иностранных инвестиций. Для их решения в стране необходимо культивировать благоприятный инвестиционный климат, внедрять современные подходы к налогообложению, основанные не только на передовом опыте налоговых органов зарубежных стран, но и практике налогового структурирования, применяемой бизнесом в международных операциях.

    Итак, начнем с холдингов: при выборе юрисдикции для международной холдинговой компании бизнес руководствуется пятью основными критериями, а именно:

    - создание холдинговой компании, ее содержание, реорганизация и продажа не должны приводить к налоговым затратам для учредителей в стране ее регистрации (напр., налог на капитал, гербовый сбор, госпошлина и т.п.);

    - доходы, получаемые холдинговой компанией от дочерних компаний, должны освобождаться от налогообложения как у выплачивающей стороны (налог, удерживаемый дочерней компанией у источника выплаты), так и у получателя (т.н. participation exemption);

    К таким доходам, в частности, относятся дивиденды и доходы от продажи акций или долей дочерних компаний (т.н. capital gain);

    - дивиденды, распределяемые уже самой холдинговой компанией в пользу акционеров, должны освобождаться от налогообложения как на уровне холдинговой компании, так и в руках акционеров;

    - важно, чтобы у страны регистрации холдинговой компании была развитая сеть договоров об избежании двойного налогообложения.

    Данный признак свидетельствует о степени интеграции государства в глобальное налоговое пространство и является индикатором его позитивной международной репутации. Для многих стран важно, чтобы иностранные акционеры не были из офшорных юрисдикций;

    - предпочтительно, чтобы страна регистрации холдинговой компании обладала четкими законами, сложившейся правоприменительной практикой и отлаженной системой решения налоговых споров, предоставляла возможность выдачи рулингов и заключения ценовых соглашений (т.н. advanced pricing agreement, или APA).

    Данные критерии перечислены по мере убывания их значимости для выбора юрисдикции для холдинговой компании. Наиболее важными критериями являются критерии 1-3. Если государство не соответствует хотя бы одному из них, создание в нем холдинговой компании не может считаться оптимальным с точки зрения налогообложения. Критерии 4 и 5 не являются определяющими, однако их выполнение придает юрисдикции дополнительную привлекательность.

    Чем полнее страна подходит указанным критериям, тем охотнее международный бизнес будет выбирать ее для создания международных холдинговых компаний. Многие государства стремятся приблизить свою налоговую систему к указанным выше критериям, что проявляется в таких глобальных современных тенденциях, как освобождение дивидендов, полученных из активных компаний, от повторного налогообложения, снижение ставок налога на прибыль, отмена устаревших налогов, упрощение и ускорение налогового администрирования и т.д.

    Так, например, Нидерланды и Австрия, в которых и так уже давно существуют холдинговые центры, недавно были отменены налоги, ставшие рудиментарными, а именно: налог на капитал, взимавшийся в Нидерландах по ставке 0,55% от суммы вклада в уставный капитал голландской компании (отменен с 01.01.2006), гербовый сбор, взимавшийся в Австрии по договорам займа, заключаемым на территории Австрии, по ставке 1% от суммы займа (отменен с 01.01.2011). Кроме того, только в Европейском союзе за последние пять лет ставки налога на прибыль снизили 15 из 27 государств.

    Россия не стоит в стороне от этих тенденций. Однако меры, реализованные в отечественной налоговой системе по отношению к холдингам, пока носят паллиативный характер. Режим освобождения холдинговых компаний - т.н. "стратегических" акционеров от налога на прибыль имеет очень узкий диапазон применения и весьма слабо стимулирует развитие зарубежной холдинговой деятельности из России. Так, например, под освобождение не подпадают доходы от продажи акций и долей дочерних компаний, тогда как обычно в международной практике из-под налогообложения освобождается связка "дивиденды плюс доходы от продажи акций". 50%-ный барьер владения капиталом завышен: за рубежом этот порог редко где превышает 25%. Ведение "черных списков" не прозрачно и таит для налогоплательщиков элемент непредсказуемости.

    Таким образом, для улучшения инвестиционного климата в России режим налогообложения холдинговых компаний нуждается в серьезной доработке в сторону его либерализации с учетом современного опыта и лучшей мировой практики международного налогообложения. В противном случае налоговый аспект будет оставаться мощным сдерживающим фактором развития налоговой системы в данном направлении, а бизнес будет продолжать выстраивать международные операции через иностранные холдинговые структуры.

    Виктор Александров, департамент налогообложения зарубежных компаний ОАО "ЛУКОЙЛ"

    Поделиться