08.06.2011 23:30
    Поделиться

    Владивосток пересаживается на леворульные авто

    До недавнего времени более 90 процентов машин в Приморье были произведены на заводах Страны восходящего солнца. Жители края в шутку, но не без оснований называют Владивосток "городом победившего японского автопрома".

    Если, по данным статистики, доля "правого руля" в Зауралье за последние два года снизилась с 90 до 60 процентов, то Приморье "полевело" меньше всего - количество японских машин уменьшилось только на десятую часть. Между тем эксперты уверены: победа левого руля не за горами. Самое главное - на это нацелены власти, неоднократно декларировавшие необходимость развития отечественного автопрома и сделавшие определенные шаги в этом направлении.

    Первым стало введение заградительных пошлин, которое привело к резкому падению импорта подержанных машин.

    Японский синдром

    После повышения пошлин импорт автомобилей через таможни Дальнего Востока упал почти в десять раз. Новая экономическая реальность основательно подкосила автобизнес Приморья, но уже через год Дальневосточное таможенное управление вновь зафиксировало рост ввоза машин более чем в два раза по сравнению с 2009-м.

    Начали наращивать объемы продаж фирмы, занимающиеся покупкой машин на японских аукционах, наметилось оживление на знаменитом авторынке "Зеленый угол".

    Этому не помешали даже последние события в Японии, хотя сразу после них ученые-экономисты предупреждали, что землетрясение и его последствия могут привести к резкому сокращению поставок автомобилей.

    Опасаясь "фонящих" или побывавших под водой машин, насторожились и потенциальные покупатели, Из-за подобных страхов многие решили отложить покупку авто.

    Однако пока прогнозы оправдываются лишь частично. По словам начальника таможни Владивостока Виктора Холичева, "спад из-за аварии на японской АЭС оказался временным".

    - С 1 января Владивостокская таможня приняла около 40 тысяч автомобилей, что в два раза больше показателей прошлого года за этот период, - озвучил он цифры, уверив, что автомобили с высоким радиационным фоном на российский рынок не попадут.

    Напомним, что 59 "грязных" машин все-таки переплыли через море, но были остановлены в портах Дальнего Востока. После межведомственных разбирательств началась очистка "японок".

    На авторынке "Зеленый угол" сохраняется неплохой выбор автомобилей. Покупателей немного, почти все они - дальневосточники. Продавцы с нетерпением ждут лета - в это время за машинами традиционно начинают приезжать сибиряки.

    - Не думаю, что из-за призрачной опасности радиации все пересядут на "Лады", - говорит продавец Дмитрий. - А для тех, кто хочет лично убедиться, что мои машины не "фонят", я делаю так, - продолжает он, жестом фокусника извлекая из кармана небольшой прибор. - Это дозиметр. Проводим вдоль кузова. Видите, превышения нет.

    Кластерный подход

    С оптимизмом смотрят в будущее и на местном автосборочном заводе. "Соллерс - Дальний Восток" сейчас выпускает пять моделей внедорожников. В 2010 году с его конвейера сошли 13700 машин, проданы 13500. Пять процентов из них - в Приморье.

    - Жители края стали покупать больше наших машин, - говорит руководитель департамента по связям с общественностью компании Варвара Насырь. - Уже около семи процентов их остаются здесь. К тому же, как и в прошлом году, Владивосток занимает, пусть и с большим отрывом, четвертое место по продажам после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

    По ее мнению, свою роль играет то, что на Дальнем Востоке, по сравнению с западными регионами страны, слишком маленькая плотность населения. Поэтому основные рынки находятся за Уралом.

    - Даже если мы будем производить 25-30 тысяч машин в год, вряд ли тенденция изменится радикально. Чтобы наши авто оставались здесь, надо заменить все машины, которые ездят по городу. Как вы понимаете, это невозможно, - замечает она.

    Еще две зарубежные автомобильные компании выступили с предложениями об организации сборочных заводов в Приморье.

    - Думаю, что в течение пяти лет мы должны получить автомобильный кластер, в рамках которого будут выпускать примерно до 200 тысяч единиц автотехники в год, - заявил журналистам губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

    Машины для патриотов

    Не обделены в Приморье и почитатели российского автопрома. Дилерские центры предлагают и Вазы, и УАЗы.

    - В мае при плане 40 машин реализовали 47. Это немного меньше, чем весной прошлого года, когда работала программа утилизации, - рассказывает менеджер по продажам владивостокского дилерского центра отечественного завода Дмитрий Лаврешин.

    Статистика центра показывает, что 60 процентов покупателей - граждане, которые приезжают за машинами из районов края. Около 20 - из Владивостока. Еще около 15 процентов - юридические лица и организации как из столицы Приморья, так и из ее окрестностей. Пять процентов машин уезжают в другие регионы Дальнего Востока.

    - Стабильным спросом пользуются "Классика-2107" и "Нива". В последнее время появился интерес к "Калине", - описывает вкусы покупателей Дмитрий Лаврешин.

    Кроме того, в городе имеются европейские дилерские центры, есть и официальный продавец "правильных" авто Toyota.

    Так что выбор есть, и проблема лишь в деньгах, считает председатель общества по защите прав автолюбителей и депутат думы Владивостока Дмитрий Пенязь.

    - Любой нормальный человек хочет купить новую машину, но так как у него пока не хватает средств, он выбирает оптимальный для себя вариант. В нашем случае им стали японские машины, - уверен он.

    Между тем приморцы с беспокойством ждут 1 июля. С этого дня ввоз подержанных иномарок может усложниться из-за введения нового правила об обязательной технической экспертизе конструкции каждого авто и при необходимости его испытаний.

    Кстати

    Приморский дилер японских автомобилей до сих пор не получил ранее заказанные из Страны восходящего солнца машины. По словам представителей компании, Япония свои заводы запустила, но еще пока не поставляет продукцию в другие страны. Согласно обнародованной статистике, апрель был первым месяцем, когда японские заводы полностью почувствовали на себе последствия природной катастрофы, произошедшей 11 марта. Общее производство Toyota снизилось по сравнению с апрелем прошлого года почти вдвое - до 308,5 тысячи автомобилей. На 22 процента (до 248 тысяч) сократил в апреле производство Nissan, на 53 процента (до 138,5 тысячи) - Honda.

    Поделиться