06.06.2011 23:40
    Поделиться

    Госдума планирует вернуть внешние займы на российский рынок

    В Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса РФ, который фактически возвращает внешние займы на наш рынок.

    Сейчас власть требует от банков активного участия в финансировании модернизации экономики. Но проблема в том, что источников длинного и относительно недорогого фондирования, необходимого для таких инвестиционных проектов, на нашем внутреннем рынке нет. Возможности занимать эти деньги за рубежом теперь у банков тоже не стало, поскольку то же государство, которое вроде как требует, этот краник для наших банкиров прикрыло.

    "С 1 января 2011 года налоговая база банков, привлекающих кредиты в иностранной валюте, резко выросла. Если ранее было разрешено относить к расходам по валютным кредитам проценты в размере до 15% годовых, то с нового года эта планка была резко снижена до 6,6%", - рассказывает автор законопроекта депутат Анатолий Аксаков.

    Законопроект призван улучшить положение российских кредитных организаций, привлекающих зарубежные займы в иностранной валюте

    Теперь за основу берется ставка рефинансирования ЦБ. В настоящее время она составляет 8,25% годовых. Коэффициент, применяемый к ставке рефинансирования, равен 0,8. В итоге величина процентов, которые разрешено относить к расходам, - не более 6,6%. Все суммы, превышающие этот уровень, не могут быть отнесены на расходы заемщика, в результате резко вырастает налоговая база при исчислении налога на прибыль.

    Речь идет о субординированных внешних займах. "Суборды выдаются на особых условиях. Они длиннее по сроку, в случае банкротства банка (по нашему законодательству) возвращаются в последнюю очередь, и поэтому проценты по таким кредитам, как правило, выше, чем средние сложившиеся на рынке. Сегодня даже Сбербанк и ВТБ не смогут привлечь синдицированный кредит по ставке ниже 6,6%. Поэтому с этого года привлечение долгосрочных ресурсов (свыше 5 лет) на международных рынках стало неэффективным", - утверждают банкиры.

    Проблема еще в том, что новая норма была введена задним числом, и на налоги "попали" банки, уже привлекшие внешние займы. "Ряд банков в условиях кризиса привлекали валютные синдицированные кредиты на срок три года и более под 7% и 8% годовых, теперь они обязаны уплатить налог с превышения процентов", - рассказывает Анатолий Аксаков. Он отмечает, что сегодня многие кредитные организации по тем или иным причинам не могут привлекать ресурсы на внутреннем рынке, поэтому вынуждены искать иностранных инвесторов и привлекать зарубежные инвестиции. Процентные ставки в этом случае превышают 6,6% годовых на несколько пунктов и в среднем доходят до 9% годовых. Поскольку речь идет обычно о значительных объемах привлечения, исчисляемая с разницы сумма налога весьма существенна для заемщика.

    Внесенный законопроект призван улучшить положение российских кредитных организаций, привлекающих зарубежные займы, которые выражены в иностранной валюте, поскольку позволяет отнести на расходы суммы, не превышающие 9% годовых. "Принятие законопроекта облегчит привлечение средств на внешних рынках и позволит банкам активнее участвовать в финансировании проектов, направленных на модернизацию экономики", - считает Анатолий Аксаков. Законопроект также устраняет противоречие в методике расчета процентных ставок. Так, при исчислении процентных ставок в отношении зарубежных и отечественных заимствований применяется один и тот же показатель - ставка рефинансирования, что, по мнению экспертов кредитных организаций, является некорректным в отношении зарубежных заимствований. "Непонятно, почему в Налоговом кодексе цена валютного кредита измеряется ставкой рефинансирования. Банк России кредитует в рублях, а сравнивать рублевую и валютную ставку некорректно", - считают они.

    Поделиться