06.06.2011 23:40
    Поделиться

    Малый бизнес предлагает новый порядок привлечения гастарбайтеров

    Складывается впечатление, что для малого и среднего бизнеса возможность найма гастарбайтеров еще более актуальна, чем для крупных предприятий. Хотя, казалось бы, найти 20-30 работников среди местного населения проще, чем 200-300. Чем объясняется такой интерес к миграционной тематике, корреспонденту "РГ" объяснил президент "ОПОРы России" Сергей Борисов.

    Российская газета: Сергей Ренатович, ваша организация сейчас активно участвует в разгоревшейся дискуссии по изменению миграционного законодательства? Неужели без мигрантов не справитесь?

    Сергей Борисов: Мы не только участвуем в обсуждении, но по сути стали инициатором общественного диалога на эту тему. Демографическая ситуация в России, постоянное сокращение трудоспособного населения уже сегодня сделало нехватку кадров одной из основных проблем, препятствующих полноценному развитию бизнеса. В дальнейшем же ситуация будет лишь ухудшаться: по демографическим прогнозам, к 2025 году убыль населения рабочих возрастов превысит 13 процентов, в 2012-2017 годах работоспособное население будет ежегодно сокращаться более чем на 1 миллион человек.

    Без масштабного пополнения трудовых ресурсов из-за рубежа мы не только не сможем вывести российский малый бизнес на качественно новый уровень, но и обеспечить запланированный в России экономический рост.

    РГ: Звучит пафосно.

    Борисов: Тем не менее это так. Мы создали Комитет по миграционной политике и учредили Автономную некоммерческую организацию "Международное агентство содействия сотрудничеству предприятий малого и среднего бизнеса "ОПОРА ДРУЖБЫ". И первое, что сделали эти новые структуры, - вместе с ведущими научно-исследовательскими институтами (Высшей школой экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН) провели масштабное исследование на тему: "Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России", не имеющее аналогов в российской практике.

    Кроме того, летом прошлого года мы провели первое большое обследование российских компаний с целью определить основные характеристики использования иностранной рабочей силы в экономике России и оценить масштабы "миграционного сегмента" на российском рынке труда. Опрос, проведенный в 47 регионах России, охватил около четырех тысяч компаний.

    Серьезная исследовательская работа позволила нам сформулировать собственное видение концепции государственной миграционной политики России с учетом интересов малого и среднего бизнеса.

    РГ: И в чем этот интерес?

    Борисов: В первую очередь это совершенствование механизма оценки потребности в иностранной рабочей силе и регулирования ее привлечения, попросту говоря, механизма квотирования.

    Нужно сказать откровенно, на сегодняшний день нет эффективного механизма определения потребности экономики в иностранной рабочей силе, равно как нет никакой оперативности в этом вопросе, поскольку от бизнеса требуют планировать потребность на полтора года вперед. О бумажной волоките и сопутствующим ей административным барьерам и говорить не приходится. Все это делает сегодняшнюю систему квотирования крайне затруднительной для участия в этом процессе предприятий малого и среднего бизнеса.

    Подумайте сами, разве могут малые предприятия с высокой точностью и на длительный срок вперед прогнозировать свои потребности в иностранных работниках? Нет, и это доказывают результаты нашего опроса: 40 процентов респондентов, представляющих малый бизнес, сказали, что ко времени подачи заявки на квоту им практически невозможно определить и обосновать численность необходимых в следующем году иностранных работников. Более 70 процентов представителей компаний, привлекающих иностранную рабочую силу, назвали действующие официальные процедуры оформления мигрантов слишком трудными.

    Изучив ситуацию изнутри, сегодня мы предлагаем такой, на наш взгляд, разумный порядок - размещать в открытой и постоянно обновляемой базе данных органа занятости информацию работодателей о вакантных рабочих местах. По нашему мнению, подача информации об имеющихся вакансиях в орган занятости должна быть обязательной только в том случае, если на указанные вакансии работодатель планирует привлечение иностранных работников. Кроме того, с целью снижения административных барьеров следует предусмотреть электронную форму подачи соответствующих заявок работодателей в базу.

    По аналогии с международным опытом, если в течение месячного срока орган занятости или сам работодатель не находят подходящих работников из числа граждан России, работодателю должно предоставляться право привлекать на эти вакансии иностранных работников.

    РГ: На недавней международной конференции по миграции было предложено начать оргнабор иностранных работников. Насколько это интересно бизнесу? Или для малых предприятий и "самотека" хватит?

    Борисов: Действительность такова, что потенциал постсоветских стран, которые долгое время были основным источником миграционных потоков в Россию, иссякает. Более того, уже в ближайшие годы многие страны бывшего Союза столкнутся с теми же демографическими проблемами, что и Россия. Наступает время острой конкурентной борьбы за мигрантов и вести ее нужно непременно в странах исхода трудовых ресурсов.

    Не случайно на одном из заседаний Правительственной комиссии по миграционной политике Игорь Шувалов отметил необходимость создания международной сети по привлечению в Россию мигрантов из-за рубежа. И мы считаем, что это должны быть не только отделения Россотрудничества, ФМС, МИДа. В этом деле, как нам кажется, более эффективной является именно частная инициатива.

    И сегодня одна из основных задач, которую решает "ОПОРА России", - создание инфраструктуры по отбору, привлечению и обучению иностранных мигрантов...

    Должен сказать, что мы уже вплотную занимаемся темой оргнабора в рамках совместного пилотного проекта с Международной организацией по миграции. Проект предполагает привлечение на российские предприятия работников из Киргизии и Таджикистана. Только на днях мы вернулись из командировки в эти страны, где провели встречи с руководителями ведомств, имеющих отношение к трудовой миграции, агентств занятости, учебных заведений. Нам удалось заручиться поддержкой значительного числа партнеров. Уже в ближайшее время проект заработает. Тестирование пилотных моделей позволит нам учесть все плюсы и минусы этой формы работы и выработать жизненные рекомендации по развитию организованных форм привлечения иностранных работников на российские предприятия.

    Поделиться