Спустя несколько минут после того, как в ночь на пятницу раздались первые взрывы, от 102-го арсенала Центрального военного округа близ деревни Пугачево в Удмуртии в сторону трассы потек людской поток. Люди ехали на машинах, бежали, а кто не мог - полз. Над их головами пролетали снаряды...
Ночью перепуганные жители близлежащих деревень (взрывами выбило стекла в населенных пунктах в радиусе 9 километров) самостоятельно начали эвакуацию. Всего из зоны бедствия были вывезены более 28 тысяч человек, в том числе 10 тысяч жителей города Агрыз (Татарстан), находящегося на границе с Удмуртией. Власти оперативно разместили эвакуированных в школах, санаториях, детских лагерях, людей обеспечили питанием и спальными принадлежностями. Уже в субботу военные отрапортовали: пожар полностью потушен, однако пострадавшие от ЧП, по масштабам превзошедшее все трагедии, ранее случавшиеся в Удмуртии, еще долго будут видеть перед собой зарево полыхающих складов арсенала…
…Старушка сидела на бетонном блоке возле дороги, ведущей в Пугачево, и тихо смотрела на суету возле КПП, где с военными и полицией спорили жители села, желающие быстрее попасть в свои дома. В субботу было принято решение запускать в поселок в сопровождении полиции по одному человеку от семьи, чтобы покормить оставшихся без присмотра животных и осмотреть разрушения, проверить домашний скарб - не украдено ли чего. Домашней живности у старушки не было, особого богатства за свою долгую жизнь Галина Гетман тоже не нажила, а теперь больше всего было обидно за соседей, которые бросили ее в этом аду одну. Когда снаряды начали рваться один за другим и в окнах стали вылетать рамы, она бросилась к соседям, чтобы предупредить их о беде, а тех уже и след простыл.
Когда она на плохо сгибающихся ногах выбралась на центральную улицу, выяснилось, что большинство жителей уже покинуло поселок. Как могла, побежала и она. В это время сильно грохнуло в арсенале, и взрывной волной ее уронило на дорогу. Подняться не было сил, она встала на четвереньки и поползла. Потом ее не подобрала какая-то машина.
Возможно, это был "фиат" другого местного жителя, молодого парня Вячеслава Никулина. Когда случился первый взрыв, он только ложился спать. Посмотрел в сторону арсенала, увидел зарево и понял, что случилось. Разбудил родителей, завел свой грузовик, и они стали выбираться на трассу. По дороге тек людской поток. Гражданские бежали вперемежку с солдатами, а позади беспрерывно звучали взрывы. Он посадил в кузов грузовика столько людей, сколько тот мог вместить, и погнал машину в соседний поселок. Высадив людей, поехал за второй партией, но подъезд к арсеналу уже был перекрыт кордонами. Он заночевал в машине в лесу неподалеку.
У каждого, кто в ту ночь уносил прочь ноги от поселка, была своя история спасения. И история везения. Невероятно, но при стечении стольких неблагоприятных обстоятельств обошлось без жертв. Без прямых жертв. Двое пожилых людей скончались от сердечного приступа и случайно в круговерти первых противоречивых сведений попали в разряд погибших. Еще одного солдата не могут найти до сих пор ни в арсенале, ни в поселке.
Все могло быть гораздо трагичней. Во-первых, ночь. Во-вторых, паника. Как рассказывают жители поселка, у многих была истерика, толпа ревела и кричала. В-третьих, обошлось без пожаров в домах, что вообще удивительно, учитывая, что в каждый дом проведен бытовой газ. Кстати, газовая станция находится рядом с поселком. Еще чуть подальше - нефтяные "качалки". Но в эту взрывоопасную инфраструктуру не угодил не один снаряд, хотя разлетались они на несколько километров.
Как рассказывал один из местных жителей, "мы бежим в сторону Курчума, а через нас чертят небо снаряды". Бежали в сторону Курчума, потому что там дорога уходит вниз, а это при такой канонаде наиболее безопасно - снаряды перелетают дальше, поверху. Об этом ему рассказывали, когда он до выхода на пенсию работал в части связистом. Еще их учили, что в случае ЧП нужно спуститься в оборудованные подвалы в общественных зданиях - в доме культуры и так далее. Но он и сам этого не стал делать, и другим не посоветовал - завалит, когда еще найдут...
Вообще, удивительно, но, по словам пугачевцев, которые все это время жили в буквальном смысле на пороховой бочке, их никто не учил, что делать в подобной ситуации. Каждый спасался, как подсказывала интуиция.
Хотя, когда беда случилась, многие отмечали, что помощь прибыла очень быстро. Из Ижевска тут же выехала колонна автобусов, и всех, кто находился в этот момент на дороге, вывезли в столицу Удмуртии и соседнее село Ильинское, в школе которого пострадавшие и провели эту ночь. Тут же организовали горячее питание. Что немаловажно, поскольку пока никто не знает, когда они окончательно вернутся домой (точнее, смогут наладить там нормальную жизнь).
Еще один любопытный момент: несмотря на чрезвычайную ситуацию, обошлось практически без мародерства. Точнее, без краж, как поправила руководитель пресс-службы республиканской полиции Эльвира Марковина, "поскольку мародерство - на войне". За все время после ЧП были зафиксированы всего две кражи, да и то обе совершил местный, неоднократно судимый, вконец спившийся мужик. Сначала, чтобы опохмелиться, стащил у соседей коробку спиртосодержащей жидкости, а потом "вошел во вкус" и украл телевизор и пару телефонов. Брал, видимо, первое попавшееся, потому что, покопайся он в разрушенных домах подольше, нашел бы и деньги, и многое другое. Народ бежал так стремительно, что не захватил даже документы, некоторые бежали неодетыми, кто в чем спал.
Сейчас жильцов разрушенных зданий ждет серьезный ремонт. Хотя сами дома уцелели (в большинстве случаев повылетали лишь рамы и двери да посрывало шифер с крыш), внутри нужно делать капитальный ремонт. В некоторых домах осколками поразбило даже унитазы. Как и за чей счет все это будет приводиться порядок, пугачевцы не знают. Как и семья Андрея и Светланы Мерзляковых. Они были в это время в гостях в Ижевске, когда им позвонили родители и сообщили о случившемся. Андрей сразу поехал за ними на машине. Прошли по тому, что осталось от квартиры, пособирали уцелевший скарб, вот только кошка так и не объявилась. Сейчас их приютили друзья, но вечно на чужих половицах жить не будешь...
Кстати, когда выяснилось, что все люди живы и более-менее целы (всего за медицинской помощью обратился 91 человек, в больницах сейчас 37, в основном с нетяжелыми ранениями - как правило, порезы от стекол), всеобщее внимание было обращено на оставшихся дома животных. Выходившие из поселка люди несли с собой кошек, собак и даже попугаев в клетках. "Героем дня" стал котенок Боря, в одиночку переживший "бомбежку". Казалось, что люди испытывают чувство вины перед братьями своими меньшими за то, что бросили их в опасности.
Как заявил "РГ" начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин, который "ногами прошел всю территорию", в жилой зоне опасных предметов не осталось. Полностью зачищена от разлетевшихся боеприпасов территория военного городка и всего жилого сектора поблизости от арсенала - всего 11 населенных пунктов в Удмуртии и один в Татарстане.
На территории городка военные уже начали расчищать серьезные завалы из деревьев, вырванных в корнем взрывной волной. Хотя неразорвавшиеся снаряды со взрывчаткой (боеприпасы в арсенале хранятся в расснаряженном состоянии, то есть без взрывателей, что также помогло избежать более крупномасштабной трагедии) еще лежат на проезжей части. Инженерные машины занимаются расчисткой территории. Возле очагов тления, один из которых расположен рядом со складом пороха, работают робототехнические комплексы. На тушении арсенала задействовано немало техники. В том числе самолеты и вертолеты, которые скидывали на арсенал по 800 тонн воды в день.
Все это дало свои результаты. Хотя и в субботу взрывы гремели достаточно часто, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что было в ночь с четверга на пятницу, когда канонада была сплошной, а зарево от гигантского пожара было видно в Ижевске - за 30 с лишним километров от арсенала. Теперь, по словам представителя МЧС, интенсивность взрывов минимальна, и те снаряды, которые представляют наибольшую опасность, находятся на безопасном расстоянии от источников горения.
"Всего было 170 тысяч тонн взрывчатки, - говорит Игорь Паньшин. - Сколько уничтожено и сколько осталось, посчитать пока невозможно. Тем более, есть снаряды и в лесу". Самый дальний, по его словам, был найден за 4 километра от арсенала.
Что послужило причиной взрыва, сейчас выясняет следствие. Оно же должно установить и то, насколько грамотно действовали военные, когда пожар только начался. Насчет того, как это происходило на самом деле, есть только версии. По одной из них, когда стало ясно, что своими силами пожар не потушить, все просто рванули как можно дальше от арсенала. Любые попытки разговорить солдат, как и следовало ожидать, ни к чему не привели: "Без комментариев".
С жителями Пугачево сейчас работают военные психологи. Хотя, когда первый шок прошел, их больше волнует другое - будет ли им компенсация за потерянное имущество? Как говорит руководитель администрации президента и правительства Удмуртии Александр Горяинов, этот вопрос изучается, устанавливается сумма ущерба. Пока правительство республики приняло решение выделить всем пострадавшим по тысяче рублей на каждого зарегистрированного взрослого жителя - в виде поддержки оказавшимся в сложной ситуации.
Что же касается домашнего имущества, здесь могут быть разные варианты. У кого-то оно застраховано. Не исключено, что кто-то подаст иск в суд на Министерство обороны о возмещении ущерба.
- Комиссия регионального министерства строительства уже обследовала населенные пункты и выявила порядка 2600 пострадавших домовладений с описанием всех разрушений, - говорит он. - По предварительной оценке, большинство удастся восстановить в ближайшие 2 недели. За исключением особо пострадавших зданий, где от ударной волны просели перекрытия или разошлись стены. В военном городке дома в порядок будет приводить Спецстрой РФ.
Все это время те, кто еще не рискует вернуться домой, по-прежнему могут пользоваться пунктами временного проживания. В пострадавших населенных пунктах постепенно открываются медицинские учреждения или, при необходимости, передвижные медпункты и магазины. Кстати, продавцам рекомендовано временно отказаться от торговли спиртным, включая пиво.
Вернувшимся же домой жителям, прежде чем везти детей, рекомендуют убрать осколки стекол и другие опасные предметы. Кроме того, в ближайшие дни будут открыты поселковые школьные лагеря, где присмотрят за детьми из пострадавших домов. Ребят также пока рекомендовано не выпускать на улицу, поскольку не исключено, что разлетевшиеся после взрыва боеприпасы может оказаться на приусадебном участке. Пока саперы обследовали только улицы.
Но народ в Пугачево, похоже, не очень обращает на это внимание. Пережив страшную ночь, те, кто пострадал меньше других (в основном это хозяева частных домов возле военного городка), не дожидаясь помощи, уже сами поднимают заборы и вставляют рамы. Жить-то как-то надо.