01.06.2011 23:20
    Поделиться

    Александр Жаров: На наших глазах создается новая модель потребления информации

    Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров представляет доклад экспертов о будущем СМИ

    Рабочая группа Совета по массовым коммуникациям при Минкомсвязи России представила на сайте "Российской газеты" доклад "Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления", посвященный анализу перспектив развития медиа отрасли в обозримой перспективе.

    Текст документа подготовлен редакционным бюро в составе А.Г. Быстрицкого (общее редактирование), И.В. Кирии, М.С. Пучкова, М.А. Лайко (ответственный секретарь), на основе мнений, высказанных широким кругом экспертов, представляющих основных игроков российского медийно-коммуникационного поля. В работе приняли участие представители 60 крупнейших СМИ, операторов связи, телекоммуникационных компаний.

    Предлагаемый доклад представляет собой обобщенные ожидания развития отрасли на грядущее десятилетие, а также анализ существенных перемен в медиа-коммуникационной отрасли, и последствий, к которым ведут эти перемены.

    По словам заместителя министра Александра Жарова, доклад в настоящее время предложен к дальнейшему обсуждению руководителям средств массовой информации, телекоммуникационных операторов и интернет-компаний, авторитетным специалистам отрасли для выработки окончательной версии.

    "К концу года будет подготовлена финальная версия доклада, согласованная с медиасообществом, для обсуждения на уровне правительства страны",- сказал замминистра.

    Александр Жаров ответил на вопросы " РГ".

    Российская газета: Александр Александрович, название доклада говорит само за себя. Эксперты прозондировали прошлое, настоящее и будущее отечественной информационной среды. И все же на чем бы вы акцентировали внимание профессиональных игроков рынка массмедиа?

    Александр Жаров: Важным является то (и это стало толчком для написания доклада), что ситуация для средств массовой информации, как в России, так и в мире принципиально изменилась с развитием новой среды распространения контента, которой является Интернет.

    Эта среда бурно развивается, появляются новые беспроводные широкополосные виды информационного транспорта, 3G, 4G. Скорость потоков информации растет, происходит постепенное слияние всех сред распространения контента.

    В данном случае я уже имею в виду рост числа приемных устройств в каждой семье. Как современных телевизоров, так и приставок, которые предлагают операторы связи. Современный ТВ-приемник уже сегодня обладает функциями доступа в Интернет, в дальнейшем он превратится в мультимедийный центр, интегрированный не только с сайтами-агрегаторами, но и с социальными сетями, магазинами электронной торговли, новостными порталами и т.д.

    На рынке появляются универсальные устройства, способные забирать информацию через телевизионный и радиосигнал, брать сигнал со спутника, из эфира, из кабеля.

    Пользователь новых медиа вскоре будет самостоятельно определять, какую информацию, когда и на каком устройстве он будет потреблять.

    По-моему, главное, что профессионалам рынка массмедиа, необходимо осознать, так это неизбежность конвергенции технологий различных типов СМИ по созданию и распространению контента.

    Совсем давно, к примеру, были только газеты, которые с помощью того или иного вида транспорта доставлялись в киоски или почтой, приходили домой по подписке. С появлением телевидения и радио ситуация для газет поменялась в худшую сторону, поскольку радио и телевидение стали предоставлять потребителям изображение, и звук, и элементы присутствия, и другие различные интерактивные вещи, с которыми печатным СМИ, к тому же не поспевающим за эфиром, стало трудно соперничать. Но сейчас уникальность ситуации в том, что в новой универсальной среде любая муниципальная газета при условии, что у нее есть свой сайт в Интернете, и крупнейший федеральный канал, находятся от потребителя информации на одинаковом расстоянии, измеряемом одинаковым количеством кликов компьютерной мышью.

    Поэтому важнейший вызов, который стоит перед всеми СМИ, сегодня в том, насколько быстро и качественно они смогут адаптироваться к новым медиа, включая и социальные сети, твиттер и другие опции, которые дает Интернет. Кто сделает быстрее и качественнее, тот больше будет выигрывать в конкурентном соревновании.

    Второй важнейший вызов - это изменение экономической цепочки между средствами массовой информации, операторами связи и гражданами, потребителями информации. Если до недавнего времени операторы связи просто передавали сигнал пользователям Интернета, слушателям, зрителям, то сейчас они начинают выполнять новую функцию - активную, агрегирующую.

    То есть собирают контент: телевизионные каналы, сайты в "пакеты"- "экономический", "премиальный" и так далее и предлагают своим потребителям. При этом ранжируя СМИ в зависимости от предпочтений каждого зрителя. Уже сейчас ведущие операторы связи, интернет-провайдеры способны с помощью специальных программ выстраивать картину предпочтений пользователей, вплоть до создания индивидуального информационного профиля потребителя, и предлагать ему информацию в зависимости от его интересов. Таким образом, на наших глазах, создается новая модель потребления информации, ориентированная на индивидуальный выбор конкретного потребителя. Безусловно, это окажет влияние и на рекламный рынок.

    Объем таких услуг в России пока ничтожен, но на перспективу этот факт важно учитывать. Хотя трудно угадать сегодня конкретные модели рынка СМИ и оператов связи в будущем, но эти и другие факторы требуют учета и осмысления, чтобы создать наиболее благоприятные условия как для развития бизнеса средств массовой информации, так и операторов связи. И, конечно же, учесть интересы потребителя, который должен получать много интересной, разнообразной и если можно так выразиться "быстрой" информации.

    РГ: В докладе весьма детально анализируются проблемы регулирования интернет-пространства, причем как на международном, так и на национальном уровне. Много дискуссионных, "крайних", предложений. Например, о введении "интернет-гражданства". О проблеме права собственности информагентств на "горячие" новости, часто стремящихся запретить другим повторять раздобытую ими информацию до тех пор, пока новости не перестанут быть "горячими". О создании общественных фондов Интернета, которые могли бы покрывать расходы на создание и распространение продукции. Об информационном налоге.

    Жаров: Введение интернет-гражданства - это, конечно же, экзотика. Но доклад писали люди творческие, не чиновники, что здорово. Поэтому в работе довольно много неожиданных идей, мнений. Но для того чтобы в конечном итоге, получить полноценный продукт, необходимо дать максимальную свободу для креативных решений.

    На самом деле по разным разделам доклада - а есть технический, есть юридический раздел, есть раздел авторского права, проблем самоуправления интернет-среды, есть экономический раздел с различными сценариями-, действительно, много дискуссионных вопросов. Причем, как на международном, так и на государственном, региональном, муниципальном уровнях. И мы ждем, конкретных предложений от отрасли.

    РГ: Предлагается решать и проблемы международного уровня. Например, создать надгосударственную структуру наподобие Международного суда по правам человека, способную разбираться в проблемах международного обмена информацией. Авторы также инициируют серию международных конференций, в том числе на уровне ООН и ЮНЕСКО, с целью создания международных правовых документов, регулирующих деятельность Интернета. Кто эти амбициозные идеи будет продвигать ?

    Жаров: Поскольку процессы, которые описаны в докладе, касаются всего мира и интернациональной информационной среды, очевидно, что те изменения, которые будут вноситься в национальное законодательство, должны сопрягаться с международными. В случае если отрасль подтвердит требуемые изменения и они будут поддержаны органами власти, в том числе министерством иностранных дел, министерством экономического развития, тогда, очевидно, дойдет дело до международных инициатив.

    РГ: Авторы доклада формулируют задачи государственной политики, новации для более эффективного развития информационно-коммуникационной среды в России. Среди них - активизация действий государства по развитию сетей следующего поколения, налоговое стимулирование провайдеров в развитии широкополосного доступа в Интернет. И даже включение прокладки инфраструктуры для Интернета "последней мили" в стандартный набор коммуникаций при строительстве зданий. Эти идеи жизнеспособны?

    Жаров: Коллективный доклад ценен прежде всего его всесторонней объективностью. Когда в России несколько лет назад началось движение по подготовке к переходу на цифровое вещание, прежде появился аналогичный коллективный труд отраслевых экспертов, - концепция, посвященная этому технологическому скачку. В итоге на основании концепции была написана федеральная целевая программа, внесены поправки в закон о связи, сейчас готовы поправки в закон о СМИ. Вызовы, которые описывает новый доклад, еще более глобальны, чем при переходе России "на цифру".

    Чем больше технологий создания и распространения контента находится в руках СМИ, тем шире потенциальная аудитория, а значит, тем выше конкуренция.

    РГ: Поменяется ли, на ваш взгляд, в ближайшее время структура рекламного рынка? Будет происходить отток или переток рекламных финансовых потоков? Что в этом плане ждет российскую печать?

    Жаров: Очевидно, что увеличение доли Интернета в рекламном пироге за счет других средств массовой информации продолжится.

    По-прежнему большинство рекламодателей предпочитают традиционные носители информации, и рекламные цифры Интернета в России пока меньше, чем у телевидения и даже чем у радио и печатных СМИ.

    Но прирост объемов ежегодного рекламного бюджета в Интернете впечатляет - от 50% до 70%.

    Если такая динамика сохранится в течение 5-7 лет, то структура рекламного рынка изменится, в ущерб печатным СМИ и радио.

    РГ: Как они эффективно могут конкурировать за рекламный пирог ?

    Жаров: Сегодня в России зарегистрировано более 90 тысяч СМИ. И жизнь любого из них на рынке зависит от правильной экономической политики. Каков рецепт? Получить максимальный объем аудитории с помощью представленности контента в разных информационных средах. При этом газета должна оставаться газетой, радио - радио, телевидение - телевидением, а сайт - сайтом. А люди, которые их делают, должны и творить и мыслить по-разному.

    Поделиться