Пятнадцатый по счету и первый в этом году испытательный пуск морской баллистической ракеты "Булава" состоится, как и ожидалось, в июне и впервые будет проведен с АПЛ "Юрий Долгорукий" - головного корабля новой серии подводных ракетоносцев, строящихся на Севмаше по проекту 955 "Борей" санкт-петербургского ЦКБ "Рубин".
О том, что пуск новой ракеты решено наконец провести со штатного носителя, то есть с той самой подлодки, для которой она изначально была "занаряжена", сообщил второго июня официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков. До этого испытания "Булавы" (бросковые пуски, старты из надводного положения, а затем уже из-под воды) проводил экипаж специально переоборудованного для этих целей тяжелого атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской".
Наша газета за этим внимательно следила и регулярно информировала читателей, а подробности успешного пуска, состоявшегося в конце 2010 года, на страницах "Российской газеты" комментировал генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Дьячков. Сегодня Андрей Аркадьевич снова на острие общественного внимания: поработав чуть более года в должности руководителя конструкторского бюро, где рождались все наши стратегические подводные лодки, он возвращается на Севмаш, чтобы возглавить эту крупнейшую оборонную верфь, на которой начиналась его профессиональная карьера кораблестроителя.
По сведениям, которыми располагает "Российская газета", до конца июня Дьячков официально примет эстафету у нынешнего гендиректора ОАО "Севмаш" Николая Калистратова. Решение о смене руководства должны принять акционеры, а пока лишь состоялся Совет директоров, на котором принято заявление Н.Я.Калистратова о приостановлении его полномочий в качестве генерального директора. Сейчас Калистратов в находится в отпуске, а в должность и.о. генерального директора Севмаша с 6 июня заступает Андрей Дьячков.
Таким образом, летно-конструкторские испытания "Булавы" - давно разрекламированного детища Московского института теплотехники, продолжатся с учетом серьезных кадровых рокировок, состоявшихся в прошлом году и происходящих сейчас во всех звеньях научно-производственной кооперации: в самом МИТ, в "Рубине", а теперь и на Севмаше. Как отразится это на результатах контрольного пуска в июне и планах Минобороны принять "Булаву" на вооружение в 2011-2012 годах, никто из экспертов предсказать не берется.
Тем временем
Сам "Юрий Долгорукий" на днях вторично покинул стапельный цех Севмаша, куда был заведен этой зимой (после двух лет швартовных и ходовых испытаний) для выполнения работ, суть которых не разглашается. В пресс-службе завода лишь обтекаемо сообщили, что в эллинге "велась подготовка атомохода к завершающим этапам государственных ходовых испытаний". В конце мая подводный крейсер перемещен в плавучий док "Сухона" для спуска на воду. Сейчас сдаточная команда и экипаж "Юрия Долгорукого" активно готовят корабль к морскому походу.
Добавим, что в декабре прошлого года на Севмаше спущен на воду первый серийный атомоход проекта 955 - "Александр Невский". А в стапельном цехе продолжается строительство аналогичного ракетоносца той же серии - "Владимир Мономах". Официальная закладка четвертого корпуса, планировавшаяся в 2010 году, на неопределенное время отложена. Эксперты "РГ" связывают это с возможными изменениями самого проекта, если будет принято решение об ином - альтернативном "Булаве" - варианте ракетного оснащения для этого и последующих кораблей.