01.06.2011 23:23
    Поделиться

    Шаттл "Индевор" завершил свой заключительный полет

    Вчера в 10 часов 38 минут по московскому времени шаттл "Индевор" приземлился во Флориде.

    В космической истории этого челнока поставлена точка: 25-я миссия "Индевора" стала заключительной в его звездной карьере. В свой последний рейс к Международной космической станции "Индевор" отправился 16 мая. За 16 суток "звездного вояжа" челнок совершил 248 витков вокруг Земли и "накрутил" более 10 млн км.

    Он доставил на орбиту много новых приборов, в том числе уникальный детектор AMS-02 стоимостью 2 млрд долларов, предназначенный для исследования антиматерии и темной материи. Об этом спектрографе хотелось бы сказать особо. Как рассказал корреспонденту "РГ" бывший генеральный директор ЦНИИмаш академик РАН Николай Анфимов, появление детектора на станции связано с американским ученым китайского происхождения Самюэлем Тингом, который получил Нобелевскую премию за работу по образованию античастиц в лабораторных условиях. Планируется, что мощный криогенный электромагнит позволит  "ловить" частицы, приходящие из космоса, определять их массу, электрический заряд. Ученые надеялись найти частицы антивещества. Этот большой проект реализует сейчас международная группа специалистов в ЦЕРНе, в Женеве. На МКС этот прибор ждали еще в 2008 году. Но появился он только сейчас. И основной задачей экипажа  "Индевора" была как раз его установка на ферменной конструкции станции.  Детектор уже передал первые данные.

    Полет "Индевора" стал предпоследним полетом американских шаттлов в целом. Заключительный же аккорд оставлен за шаттлом "Атлантис", старт которого запланирован на 8 июля. После этого доставка космонавтов и астронавтов полностью ляжет на плечи российских пилотируемых кораблей "Союз".

    Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года: корабли "Союз" в 2014-2015 году доставят на станцию 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а в 2016 году обеспечат их возвращение на Землю. Кроме того, контракт предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов. Российские "Союз" обязуются брать также определенное количество груза. Это связано с транспортировкой членов экспедиции на МКС и обратно. Также на российскую сторону ложится ответственность за ликвидацию отходов. Разрешенный объем груза на одного человека составит примерно 110 фунтов (50 килограммов) при полете на станцию, примерно 37 фунтов (17 килограммов) на обратном пути, и объем мусора приблизительно 66 фунтов (30 килограммов).

    Почему шаттлы отправляют на пенсию

    Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Летать на американских шаттлах слишком рискованно, а потому необходимо списать их как можно скорее, заменив на корабль нового поколения. С таким заявлением выступил еще несколько лет назад глава специальной комиссии по расследованию причин катастроф космического шаттла "Колумбия" Гарольд Геман.

    О необходимости отправить шаттлы на пенсию высказывался в свое время и такой авторитетный ученый, как профессор Мэрилендского университета и академик РАН Роальд Сагдеев.

    - Для полетов к МКС и на Луну США необходимо создать новый пилотируемый корабль, похожий на "Союз", а не на шаттлы, - говорил он. - "Челноки" необходимо списать в 2010-2011 годах, поскольку они не полностью отвечают требованиям безопасности экипажа. Катастрофа шаттла "Колумбия" в феврале 2003 года значительно снизила эффективность эксплуатации МКС, поскольку из-за моратория на полеты "челноков" невозможно доставить на орбиту европейский и японский научные модули, а также другие крупногабаритные конструкции.

    Где "приземлятся" челноки

    Глава НАСА Чарльз Болден ранее назвал места, где навсегда останутся четыре космических челнока после завершения полетов американских многоразовых кораблей. По его словам, никогда не летавший шаттл "Энтерпрайз", который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. Его место в Смитсоновском институте займет шаттл "Дискавери".

    Шаттл "Индевор" после возвращения на Землю встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. Последний шаттл - "Атлантис" - будет выставлен в космическом центре имени Кеннеди во Флориде. НАСА также предлагает школам и университетам США получить для своих коллекций предметы, связанные с историей шаттлов, в частности куски термоизоляционных плиток.

    Кстати, как сообщают американские СМИ, поначалу челноки планировалось продавать музеям по цене от 400 до 800 тысяч долларов за штуку. Однако желающих не нашлось, поэтому НАСА объявило, что отдаст выведенные из эксплуатации челноки бесплатно - при условии самовывоза с мыса Канаверал.

    Между тем

    В общей же сложности за 19 лет эксплуатации шаттл "Индевор" выполнил 25 полетов на околоземную орбиту, совершив 4677 витков за 299 суток и пролетев почти 200 млн км. В его "послужной список" вошли, в частности, первый полет к орбитальному телескопу "Хаббл" для обслуживания этого уникального астрономического инструмента, полет в 1998 году к российскому орбитальному комплексу "Мир", спасение на орбите спутника "Интелсат-603" и другие космические путешествия.

    Для шаттла "Атлантис", который в последний раз отправиться на орбиту 8 июля, это будет 135-й и завершающий полет.

    Из истории шаттлов
    • Программа кораблей многоразового использования была разработана более 30 лет назад, а первый шаттл - "Колумбия" совершил полет в апреле 1981 года. Первоначально считалось, что шаттлы можно будет запускать чуть ли не по первому требованию, и в течение года они будут совершать множество полетов. На деле оказалось, что запуск такого корабля чрезвычайно сложное мероприятие, а их техническое обслуживание требует значительных затрат времени и денег.
    • Первый полет шаттла "Дискавери" состоялся 30 августа 1984 года. В ходе его модернизации было внесено 107 изменений в конструкцию, из них 17 - впервые на этом корабле.
    • Первый полет "Атлантиса" - 3 октября 1985 года, а "Индевора" - 7 мая 1992 года. Кроме того, был еще "Энтерпрайз", который стал музеем, так и не побывав в космосе.
    • Шаттл всегда летает с экипажем, который обычно состоит из командира, пилота, двух - пяти специалистов (научных сотрудников - специалистов по операциям) и двух-трех специалистов по полезному грузу (научные сотрудники - специалисты по конкретным исследованиям).
    • Состоит корабль из трех основных элементов: воздушно-космического самолета "Орбитер", многоразовых ракетных ускорителей и сбрасываемого топливного блока.
    • "Орбитер" - летательный аппарат вместе с крыльями и шасси для посадки имеет длину 34,2 м, высоту 17,3 м и размах крыльев 23,8 м. Основной конструкционный материал - алюминий; используются также титан, композиционные и другие специальные легкие и прочные материалы.
    • Отсек экипажа имеет три уровня. На летной палубе, самой верхней, во время взлета и приземления находятся командир, пилот и два специалиста по операциям. Здесь расположены десять иллюминаторов. На средней палубе находятся кухня, система переработки отходов, спальное помещение и основание шлюзовой камеры, через которую космонавты выходят из корабля при проведении работ в открытом космосе. Боковой люк средней палубы служит для входа и выхода экипажа, когда корабль находится на Земле. В грузовом отсеке могут располагаться космический аппарат или лабораторные модули до 5 м в диаметре и 18 м длиной. Вес полезной нагрузки зависит от высоты и наклонения выбранной орбиты полета корабля. Корабли могут выводить на околоземную орбиту до 25 000 кг. До 15 000 кг возвращают на Землю.
    • Критики шаттлов утверждают, что каждый их полет обходится примерно в 1 миллиард долларов. В любом случае именно дороговизна не только эксплуатации челноков, но и их разработки стала причиной свертывания программ многоразовых кораблей в других странах.
    • Советский многоразовый корабль "Буран", который начал разрабатываться в середине 1970-х годов, имел некоторые принципиальные отличия от американского. Так, вместо двух твердотопливных ускорителей на нем использовались четыре мощных ЖРД. Конструкторы расположили основные двигатели в спасаемой гондоле в донной части внешнего топливного блока; на орбитальном корабле располагались только двигатели системы маневрирования. Наш шаттл совершил только один беспилотный полет 15 ноября 1988-го. Сделав три витка, он приземлился недалеко от стартовой площадки на космодроме Байконур. Других полетов не было из-за серьезных проблем в разработке надежной компьютерной системы управления (единственная причина, по которой первый полет проводился без экипажа). Но в целом программа была прекращена из-за недостатка финансирования.
    • Европейское космическое агентство в середине 1980-х годов начало работу над проектом многоразового корабля "Гермес", который должен был выводить четырех космонавтов и небольшой полезный груз на околоземную орбиту и возвращать обратно. По мере разработки корабля стоимость проекта быстро увеличивалась, и его размеры были уменьшены до размеров транспортного корабля типа "Аполлон". Тем не менее в 1994 году проект был закрыт. Национальное Агентство космических исследований Японии в 1980-х годах начало работу по проекту экспериментального орбитального самолета HOPE, который должен был разгоняться ракетой H-2. HOPE на первом этапе должен был эксплуатироваться как беспилотный грузовой корабль, а затем трансформироваться в пилотируемый вариант. В 1980-х годах Великобритания разрабатывала аппарат горизонтального взлета и посадки (HOTOL), который мог эксплуатироваться в пилотируемом и беспилотном вариантах. Этот проект, как и "Гермес", был закрыт на начальных этапах разработки из-за ожидаемых чрезмерно больших затрат.
    Поделиться