25.05.2011 23:20
    Поделиться

    Летом в Москве появятся новые киоски-модули

    Торговые павильоны нового образца появятся на улицах Москвы уже в июле.

    Когда в прошлом году начали убирать торговые палатки, жители гадали: что появится вместо них? Если архитектуру мы определяем как "симфонию в камне", то какую музыку сыграют нам придуманные московскими архитекторами киоски нового образца и новой системы - модульной? Об этом обозреватель "РГ" и побеседовал с заместителем главного художника Москвы Дмитрием Васильченко.

    Российская газета: Дмитрий Викторович, откуда возникла идея модуля?

    Дмитрий Васильченко: Из необходимости навести элементарный порядок на улицах Москвы. Разные торговые сети, предприниматели, фирмы делали свои проекты торговых павильонов, все они получались разной ширины, высоты, глубины, вот и вышел тот "шанхай", что мы видим в Москве сегодня. Мы предложили из этой ситуации выход - модульную систему.

    РГ: Расскажите о ней вкратце.

    Васильченко: Модули - это то, из чего мы собираемся "собирать" новые киоски, этакие кубики "Лего", которые складываются в любые конструкции. Из элементов 2 на 1,5 метра набирается необходимая площадь, можно сделать ее размером 4 на 1,5, 3 на 2, 3 на 4 метра и так далее.

    Можно сделать киоск павильонного типа, с дверью, внутренним залом, можно с торговлей через окна - прелесть модуля в том, что из него можно композиционно делать многое, исходя из того, чем в павильоне будут торговать - газетами или овощами. Киоски очень легкие, не имеют заделки в землю, и если что-то меняется в градостроительной ситуации вокруг, киоск переставляется в течение часа.

    РГ: Но говорят, новые павильоны влетят бизнесменам "в копеечку".

    Васильченко: Мы со многими предпринимателями, в частности с организацией "ОПОРА России", объединяющей малый бизнес, обсуждали этот вопрос, и, по их подсчетам, стоимость такого модуля будет меньше стоимости нынешнего киоска. Во-первых, за счет серийности, а во вторых - за счет общей подводки электричества и других коммуникаций.

    РГ: Поговорим о внешнем виде павильонов. Когда проекты дизайнерских решений были обнародованы, они сразу вызвали критику.

    Васильченко: Начну с того, о чем мы уже писали на сайте Москомархитектуры: обнародованные проекты были самыми первыми наработками, рабочими вариантами. Мы показали просто подход, идеологию оформленного модуля, не входя в детали его эргономики и оформления! Когда началось общественное обсуждение наших проектов, старались учесть всю критику. Бизнесмены писали о тесноте модулей - мы их расширили, люди говорили, что нужно место для сумок, навесы - в проекты закладывались крючки, подставки, козырьки.

    РГ: А что касается внешнего вида?

    Васильченко: Мы здесь решили ввести такое понятие, как городской гарнитур, городская мебель. Согласитесь, ведь в современной квартире никто рядом с кроватью в стиле Людовика XIV не повесит люстру хай-тек. Вот мы и постарались стилево "вписать" торговые павильоны в окружающий их городской пейзаж, объединить в такие гарнитуры малые формы городской среды.

    Для исторической застройки разработали стиль "Классика", "Модерн", у современных районов будут свои стили. Мы ставили себе и такую смелую задачу, чтоб не только не нарушить городскую среду, но и украсить ее, и разработали огромное количество вариантов и компоновочных, и дизайнерских, мы собираемся соответствующий стиль придавать и среде вокруг павильонов.

    РГ: Но работа по проектированию таких масштабных перемен в облике города не может начаться иначе как через творческий конкурс.

    Васильченко: На это, увы, не было времени. Задача мэром была поставлена, предприниматели заволновались за свои точки, и поэтому сначала провести - как положено - тендеры, потом конкурсы, то есть растянуть этот процесс на годы город не мог себе позволить. Жители не должны были терять места приобретения товаров, предприниматели - рабочие места. Надо было все делать быстро, и мы подготовили проекты основных модульных конструкций.

    РГ: А пока с киосками обошлись совершенно по-нашему: убрали, "под сурдинку", почти все.

    Васильченко: Не преувеличивайте. Префектурами были убраны вссамовольные, неоформленные киоски, а также все объекты, попавшие в "красную линию" дорожной сети. Их оказалось 40 % от числа всех киосков, и мы увидели, что не можем позволить себе такое сокращение! По разным районам допустимо было сокращать от 15 до 20 %.

    РГ: Исходя из этих цифр вы и готовили схемы размещения павильонов?

    Васильченко: Да. Мы старались, где возможно, сохранить их места расположения, потому что павильоны стоят, как правило, там, где это удобно жителям, где коммерсант имеет клиентуру. Причем столкнулись с такими вещами, что даже перенос киоска на 20-30 метров в сторону резко влиял на выручку - поток покупателей резко сокращался. Стали изучать обеспеченность торговыми точками в тех местах, где их не хватало, наметили новые площадки, и вышло, что там вполне могут разместиться те самые 40 %!

    Свои наработки мы передали в префектуры. Дальше, как и требовал мэр, были общественные слушания с муниципалитетами, с бизнесменами, с жителями районов и округов, и наши предложения были дополнены.

    РГ: Новые киоски согласно постановлению правительства Москвы должны с 1 июля начать вставать на свои места.

    Васильченко: Часть из них, безусловно, встанет. А в целом складывается такая ситуация: предполагаемый производитель этих конструкций - хотя, конечно, переговоры ведутся с несколькими предприятиями - может осилить только порядка 30 модулей в месяц. Поэтому сейчас мы стараемся убедить руководство города, что сроки должны быть сдвинуты.

    В первую очередь будут обеспечены новыми павильонами неосвоенные участки. Во вторую мы будем производить выборочную замену на обжитых точках. Ведь если павильон нормально выглядит по градостроительным нормативам, если он не мешает транспорту - его надо сохранить. Мы его модернизируем, сделаем эстетичней, поставим подсветку, и пусть работает. Иначе мы задачу решим только на бумаге и не решим на практике.

    Кстати

    Сейчас в столице насчитывается около 14 тысяч различных киосков, ларьков и палаток. В округах столицы, по сообщениям префектур, планируется сократить до 20%, а кое-где и до 27% объектов. Но, как заверяют власти города, ларьки, торгующие социально значимыми товарами, например хлебом и молоком, останутся.

    Поделиться