25.05.2011 13:15
    Поделиться

    Минтранс: Интеллектуальные системы увеличат пропускную способность трасс

    В Петербурге прошел Третий конгресс по интеллектуальным транспортным системам, в котором приняли участие около 400 специалистов в области развития транспорта и внедрения информационно-коммуникационных технологий со всего мира.

    Новейшие разработки в области управления в самое ближайшее время могут появиться и на улицах российских городов, в первую очередь Москвы и Петербурга. Среди представленных на конгрессе интеллектуальных нововведений, которые уже начинают внедряться на дорогах России, - онлайн-системы прогнозирования метеорологических условий и состояния дорожного покрытия, мониторинга различных транспортных средств, оборудованных ГЛОНАСС или GPS, паркоматы (автоматы для взимания средств на платных дорогах), алкотестеры, блокирующие запуск двигателя при определении у водителя алкогольного опьянения.

    Заместитель министра транспорта России Николай Асаул в своем выступлении отметил, что внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) позволит на 20 процентов увеличить пропускную способность, снизить количество ДТП почти в два раза, повысить безопасность на дорогах, упростить процесс оформления документов на границе. Также эти системы в городе планируется применить для взимания платы за услуги в транспортной сфере - при оплате парковок, проезда по городским улицам и трассам федерального значения, контроля транзита и въезда. Кстати, большие надежды на интеллектуальные системы возлагают организаторы Олимпиады в Сочи.

    Представители иностранных компаний со своей стороны утверждают, что в России есть все условия для построения бизнеса в области ИТС.

    Внедрить систему интеллектуального контроля дорог будет просто благодаря 20-летнему европейскому опыту

    - Российский рынок ничуть не сложнее прочих мировых рынков, - рассказал председатель комитета Международной дорожной конференции по политике в области ИТС Жозеф Жако. - Внедрить здесь систему "умного" взимания платы или интеллектуального контроля превышения скорости просто необходимо, причем на основании ошибок двадцатилетнего европейского опыта это будет сделать гораздо быстрее и проще.

    В Петербурге интеллектуальные транспортные системы начали внедрять с 2008 года. По программе до 2011 года транспорт города поэтапно оснащается комплектами бортового оборудования на базе ГЛОНАСС. В прошлом году был создан и начал свою работу Центр управления городским пассажирским транспортом. За счет бюджетных средств Санкт-Петербурга разработана и зарегистрирована информационная система комплексной автоматизации транспорта (ИС "СКАТ"). В рамках ее развития на 2011-1012 годы предусмотрена реализация социальных информационных сервисов для горожан. Под этим подразумеваются интернет-портал городского пассажирского транспорта, сервис информирования через SMS-сообщения о движении транспорта на разных маршрутах, постепенная установка информационных табло на павильонах остановок. Помимо этого, будет введено оперативное управление движением транспортных средств из Центра управления городским пассажирским транспортом. Сейчас работает пилотный проект по разработке технологии удаленного управления транспортом.

    Однако, как отмечают эксперты, уже сейчас внедрение ИТС столкнулось с серьезной проблемой - отсутствием профессионалов в данной области. Создать в России адекватные научно-образовательные центры необходимо, но очень сложно. Мешают проблемы российской высшей школы - административная разобщенность, требование соблюдения образовательных ГОСТов. Европейский опыт показал, что такую проблему кадрового снабжения транспортной отрасли можно решить на базе открытых университетов, таких как в Британии, Гонконге. Здесь подготовка специалистов идет без отрыва от работы. Предложения о формировании таких вузов уже сформированы и поданы в минтранс и минобразования.