19.05.2011 17:11
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 36. Шесть шагов к читабельному сочинению

    Мы подошли к последнему перед экзаменом занятию. Напоминаем, что мы исследовали уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня поговорим о цитатах и подведем итоги. 

    Урок 36. Цитаты. Подведение итогов, или Шесть шагов к читабельному сочинению 

    I. Цитаты - вид прямой речи, представляющий собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений, приводимые автором. В отличие от собственно прямой речи, характерной для художественной и публицистической литературы, цитаты используются в основном в научной и научно-публицистической прозе, где они призваны аргументировать, развивать и подтверждать мысль автора. На письме цитата заключается в кавычки и может представлять собой как непосредственно прямую речь, так и включаться в предложение как его часть. 

    1. Если цитата сопровождается словами автора и представляет собой прямую речь, то на письме она оформляется как прямая речь, например:

    1) Белинский писал: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество".

    2) "Чем же сильна литература?" - вопрошал в своей статье Горький.

    3) "Язык, - отмечал Чехов, - должен быть прост и изящен".

    2. Если цитата включается в предложение как его часть (как правило, придаточная), она заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы, например:

    Чернышевский полагал, что "развитие языка идет вслед за развитием народной жизни".

    3.  Если цитата приводится не дословно, то на месте пропуска слов ставится многоточие. Рассмотрим эти случаи.

    1) если цитата оформляется как прямая речь после слов автора, но при этом приводится не с начала, то после двоеточия или союза что и кавычек следует многоточие, а цитата пишется с маленькой буквы, например: 

    Писарев говорил: "…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя". (Или: Писарев говорил, что "…красота языка…"); 

    2) если цитата оформляется как прямая речь перед авторскими словами и приводится не с начала, то после кавычек следует многоточие, но цитата начинается с прописной буквы, поскольку это начало всего предложения, например: 

    "…В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы", - писал Толстой

    3) если цитата часть предложения и пропущен текст в середине цитаты, то на этом месте ставится многоточие. При этом многоточие заменяет собой не только пропущенный контекст, но и знаки препинания, например:

    Белинский писал, что "стих Пушкина благороден… верен духу языка". - Здесь после слова благороден должна была бы стоять запятая, поскольку это однородное сказуемое, однако многоточие "съедает" эту запятую; 

    4) если цитата часть предложения, заканчивает его и приводится не до конца, то многоточие ставится в конце цитаты. После закрывающихся кавычек при этом ставится точка, как обычно в конце предложения, например: 

    Ломоносов писал, что "красота, великолепье, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг…"

    4. При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф после двоеточия кавычки не ставятся, например: лейтмотивом (что это такое? Словарь!) поэмы "Василий Теркин" Твардовского являются слова: 

    Бой идет святой и правый, 
    Смертный бой не ради славы, 
    Ради жизни на земле. 

    II. Подведение итогов, или Шесть шагов к читабельному сочинению 

    Разобрав в этой книге лексику, стилистику и грамматику текста, обобщим известные факты и выведем некие принципы создания предложений и оформления их в связный текст. Нам поможет в этом упоминаемая книга Джозефа М. Уильямса, из которой эта замечательная цитата: "Именно тогда, когда вы превращаете ваше первоначальное и хаотичное изложение в нечто более ясное, вы начинаете лучше понимать и свои собственные мысли. А когда вы лучше понимаете собственные мысли, вы выражаете их более ясно, когда вы выражаете их более ясно, вы понимаете их еще лучше - так оно и движется: вы пишете и начинаете лучше мыслить, вы мыслите и начинаете лучше писать… Мы должны стремиться писать тексты, которые пусть и далеки от совершенства, но которые по крайней мере читабельны соразмерно сложности их предмета и времени на их исправление". (Кстати, слово читабельный в Толковом словаре Д. Н. Ушакова означает "такой, что легко, приятно читать".)

    I. Пишите ясно

    1. Делайте главных действующих лиц подлежащими. 

    2. Делайте их действия глагольными сказуемыми. 

    Менее понятно: В самом начале чтения эссе Ф. Искандера мне вспомнились собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина.

    Более понятно: Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина.

    3. По аналогии с двумя предыдущими пунктами создавайте из подлежащих - предметных существительных (или личных местоимений) - действующих лиц.

    ВМЕСТЕ С ТЕМ! Признаковое существительное может: 

    а) развивать тему в следующем предложении контекста:

    Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше мне были интересны рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.;

    б) заменить собой целое придаточное предложение:

    Я выполнил то, что просил меня учитель. = Я выполнил просьбу учителя.

    4. Не начинайте первого предложения в контексте с пассивной конструкции.

    Менее понятно: Автором-публицистом решено выбрать темой статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым.

    Более понятно: Автор-публицист выбрал темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым.

    ВМЕСТЕ С ТЕМ! Используйте пассивную конструкцию, если:

    а) в роли действующего лица абстрактное существительное:

    Выборы показаны по телевизору.;

    б) она предлагает согласованную последовательность субъектов или объектов:

    (Начав читать эссе Ф. Искандера, я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина.) И дальше мне были интересны рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.

    5. Правильно употребляйте слова, грамматические формы слов и предложения, влияющие на смысл фразы.

    ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

    Совершенные Пугачевым деяния были в глазах Гринева тяжким поступком (надо пароним проступком. Что значит выражение в глазах Гринева?).

    МЕСТОИМЕНИЯ

    Менее понятно: Пушкин наделил Савельича свойственной ему (кому? Пушкину или Савельичу?) индивидуальностью.

    Более понятно: 

    1) Пушкин наделил Савельича индивидуальностью. 

    2) Пушкин наделил Савельича индивидуальностью, свойственной этому герою.

    3) Пушкин наделил Савельича свойственной этому герою индивидуальностью.

    ДЕЕПРИЧАСТИЯ, ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

    Менее понятно: Прочитав "Капитанскую дочку", у Искандера возникли собственные ощущения от повести. ("Ощущения прочитали и возникли".)

    Более понятно:

    1) Прочитав "Капитанскую дочку", Искандер составил собственное впечатление о героях повести.

    2) Когда Искандер прочитал "Капитанскую дочку", у него возникли собственные ощущения от повести.

    СОЮЗЫ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И САМИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

    Менее понятно: Гринев не боялся (кого?) и вел себя смело с Пугачевым.

    Более понятно: Гринев не боялся Пугачева и вел себя с ним смело.

    ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Менее понятно: Чтобы понять этот ответ, вопрос должен быть проанализирован.

    Более понятно:

    1) Чтобы кто-нибудь понял этот ответ, вопрос должен быть проанализирован.

    2) Чтобы понять этот ответ, надо проанализировать вопрос.

    3) Чтобы понять этот ответ, вы должны проанализировать вопрос.

     II. Пишите связно

    1. Переходите от "данного" к "новому". При этом сохраняйте действующих лиц: перемещая их далее по тексту, вы перемещаете и знакомую информацию.

    Действующие лица крайне важны для читателей: читатели опираются на них, чтобы сфокусировать свое внимание на определенных сообщениях и понять, о чем данный фрагмент текста. Если читатели почувствуют, что последовательность действующих лиц согласована, они будут двигаться по абзацу плавно. - В этом фрагменте предметы речи действующие лица и читатели, которые выстроились в логическую цепочку.

    2. Всегда, если затрудняетесь сразу написать предложение, особенно сложное, подумайте, какие мысли вы хотите выразить, и: а) запишите их простую последовательность; б) затем соедините в предложении, следя за порядком слов и не затемняя действующего лица.

    Менее понятно: После победы на выборах с губернатором связывают надежды, которые он может оказаться неспособным выполнить.

    Эта корявая фраза заключает в себе три мысли: 1) новый губернатор победил на выборах; 2) с ним связывают надежды; 3) он может их не оправдать (вы заметили ошибку в словосочетании "выполнить надежды"?). В главной части - односоставном предложении логически затемнен субъект - действующее лицо: можно спросить связывают (надежды) с кем? с губернатором и после победы с кем? с губернатором.

    Более понятно: После победы губернатора на выборах с ним связывают надежды, которые он может и не оправдать.

    3. Выделяйте логически ударные элементы фразы.

    С логическим ударением перемещаются вправо (в конец фразы):

    "новое" в предложении - та информация, ради которой создано предложение и которая далее будет развиваться в контексте (дополнения, обстоятельства, пояснительные и присоединительные конструкции, придаточная часть, стоящая после главной):

    У автора текста возникла мысль, что причиной "перевернутых отношений" хозяина и слуги может быть только любовь. (Обратите внимание на усилительную частицу, подчеркивающую ударное дополнение в придаточном.)

    С логическим ударением перемещаются влево (в начало фразы):

    а) обстоятельства-детерминанты: 

    Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина.;

    б) подлежащие или другие члены предложения, начинающие предложение при параллельной логической связи:

    Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал "с величайшим наслаждением". Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше.

    Всегда логически выделяются в предложении слова, стоящие непосредственно перед знаком препинания, а также:

    а) логический акцент на месте тире:

    Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что "Капитанская дочка" - великое произведение, раз может иметь множество прочтений.

    б) вводные слова:

    Савельич, по утверждению автора, был вовсе не рабом Гринева.;

    в) обособления:

    Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая "Капитанскую дочку", чувствовал перевернутость психологических отношений хозяина и слуги.;

    г) придаточное, разбивающее главное:

    Часто книги, которые мы читали в детстве, хочется потом перечитать. (Логическое ударение падает на три слова: книги, (в) детстве, перечитать. Поработайте над фразой и сделайте ударными слова книги и (в) детстве.)

    III. Пишите стройно

    1. В начале информации начинайте предложение с подлежащего или как можно быстрее переходите к нему.

    Менее понятно: Благодаря синтаксическому параллелизму ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!"), риторическому вопросу и воклицанию ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!") Савельич предстает перед нами выпукло.

    Более понятно: Савельич предстает перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!"), риторическому вопросу и воклицанию ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!").

    2. Избегайте прерывать подлежащее и сказуемое слишком распространенными определениями - причастными оборотами и придаточными определительными, быстрее переходите к сказуемому.

    Менее понятно: Савельич, по мнению Ф. Искандера, появление которого он ждал "с величайшим наслаждением", один из главных героев повести.

    Более понятно: Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал "с величайшим наслаждением".

    3. Избегайте прерывать сказуемое и дополнение (или обстоятельство, выраженное существительным с предлогом) слишком распространенными конструкциями, быстрее переходите к дополнению и обстоятельству.

    Менее понятно: Искандер, очевидно, искал, в связи с чем и было высказано предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича", объяснение восприятию отношений персонажей.

    Более понятно: Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".

    4. Избегайте нанизывания одинаковых придаточных после главной части. Разбивайте такое бесконечное предложение на логические блоки и ставьте точку. Используйте сложносочиненные и бессоюзные предложения.

    Менее понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны, поскольку и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение", в связи с чем мы уверены, что "Капитанская дочка" для Искандера - как раз такое произведение.

    Более понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение". И мы уверены, что "Капитанская дочка" для Искандера - как раз такое произведение.

    5. Удлиняйте предложение причастными и деепричастными оборотами, другими видами обособлений, акцентируя таким образом нужную вам информацию и разнообразя стиль. Избегайте при этом нанизывания причастий, как и нанизывания придаточных частей.

    Например, в предложении Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги" деепричастный оборот лаконично отсылает читателя к предмету внимания автора эссе.

    В предложении Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции причастный оборот заменяет придаточное, при этом в причастном обороте два причастия - однородных определения, которых достаточно для выражаемой рецензентом мысли.

    IV. Пишите кратко

    1. Удаляйте бессмысленные слова.

    Менее понятно: Экспозиция и заключение авторского текста в действительности логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи каждого конкретного литературного произведения является сочетание определенных факторов, которые определяются желанием "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение".

    Более понятно: Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение".

    2. Удаляйте дублирующие категории - плеоназмы (гр. pleonasmos излишество), обороты речи, содержащие лишние слова.

    Менее понятно: Во время лабораторных испытаний в мае месяце мембрана стала фиолетового цвета и блестящей на вид.

    Более понятно: Во время лабораторных испытаний в мае мембрана стала фиолетовой и блестящей.

    ПОМНИТЕ, однако, что любая лексическая "красивость" может принадлежать авторскому стилю. Работайте над своим собственным стилем!

    3. Избегайте канцелярита.

    Менее понятно: Изучение Ф. Искандером проблемы взаимоотношений героев произведения А. Пушкина "Капитанская дочка" позволило ему (кому?) прийти к выводу, что в силу сложившихся причин в основе этих взаимоотношений лежит любовь слуги к своему барину.

    Более понятно: Ф. Искандер размышляет о взаимоотношениях героев произведения А. Пушкина "Капитанская дочка" и приходит к выводу, что в основе этих взаимоотношений лежит любовь.

    4. Заменяйте производные предлоги, словосочетания (в том числе расщепленное сказуемое), избыточно длинные придаточные одним словом.

    Менее понятно: Когда вы внимательно читаете то, что вы написали, для того, чтобы исправить стиль, то что вы должны сделать прежде всего - это посмотреть, используете ли вы подлежащие, выраженные признаковыми существительными, вместо того, чтобы то же самое сообщение передать с помощью предметных существительных.

    Более понятно: Редактируя (Когда вы редактируете) свой текст, сначала замените признаковые существительные-подлежащие на предметные.

    Здесь пять избыточных конструкций свернуты в слова:

    когда вы внимательно читаете то, что вы написали - редактировать

    для того, чтобы исправить стиль - свой текст

    вы должны сделать прежде всего - это посмотреть, - сначала

    используете ли вы Х вместо того, - заменить

    чтобы то же самое сообщение передать с помощью Y - Х на Y

    5. Пользуйтесь вводными словами только для подчеркивания мысли.

    Менее понятно: Вероятно, некоторые, с позволения сказать, читатели, по-видимому, сейчас не совсем поймут то, что автор, быть может, намеревался высказать.

    Более понятно: Может быть, некоторые читатели сейчас не совсем поймут то, что автор намеревался высказать.

    V. Пишите объемно

    Казалось бы, этот пункт противоречит предыдущему, но на самом деле нет. Потому что какую бы сложную фразу вы ни создали, если ваша мысль выражена в ней четко, все предложение будет ясным, связным, стройным и логичным. 

    Чтобы писать объемно, нужно тренироваться. Поэтому пишите разные предложения и тексты, добавляйте в них, как хорошие приправы в суп, тропы (как в этом предложении), речевые фигуры, различные конструкции, создающие симметрию частей предложения (это однородные члены с союзами и без, сложносочиненные предложения, параллельные придаточные части). Учитесь менять ритм фразы (это достигается сменой грамматических основ, к примеру, личной на безличную, присоединением, бессоюзной связью). Вырабатывайте внутренний слух, для чего больше читайте хорошей литературы и - пишите, исправляйте, переписывайте и опять пишите. 

    Мастер-класс - предложение В. Солоухина из рассказа "Кувшинка". Проанализируйте его "молекулярное строение": 

    Тихое зеркало омута, которое разбиваешь вдребезги, прыгнув вниз головой с травянистого ласкового бережка; хрустальная влага, которая струится вдоль тела, омывая и охлаждая каждую клеточку кожи; рыбий всплеск на вечерней заре; туманы, расползающиеся от реки на прибрежные луга; пряные запахи в зарослях крапивы, таволги и мяты, когда устроишься в укромном уголке, - и уж дрогнул и пошел вкось под широкий глянцевый лист красный с беленьким поплавок

    VI. Пишите грамотно

    Изучите эту книгу. И - никогда не пишите слова, которые не можете проверить! 

    Удачи!

    Поделиться