15.05.2011 23:20
    Поделиться

    Руководители энергетического сектора предлагают запретить толлинг - переработку российской нефти за пределами страны

    И без того напряженная ситуация на отечественном топливном рынке может обостриться еще сильнее. Руководители энергетического сектора предлагают запретить толлинг - переработку российской нефти за пределами страны, с последующим ввозом в Россию полученного бензина и других видов нефтепродуктов. Такая инициатива чревата дефицитом топлива в крупнейших сельскохозяйственных областях России.

    Для отмены толлинга энергетики приводят, на первый взгляд, весомые аргументы - мол, механизм неэффективен с точки зрения налоговых поступлений. Толлинг предусматривает беспошлинную поставку нефти на перерабатывающие мощности вне России и взимание ввозных таможенных пошлин и акцизов за произведенный бензин при его импорте в нашу страну. А вот экспортная пошлина с тонны нефти принесет в казну больше доходов, чем импортная пошлина и акцизы за ввезенный бензин, считают в минэнерго.

    Эксперты же топливного рынка рисуют совсем другую картину. Во-первых, убрать с рынка толлинговый бензин, значит, усугубить топливный кризис и создать проблемы на юге России, так как отечественные НПЗ работают на пределе мощности и просто не в состоянии принять дополнительное сырье для увеличения производства бензина, особенно в этом регионе.

    Кроме того, даже если бы переработка нефти, поставляемой на толлинг, была возможна внутри России, бюджет потеряет доходы от толлинга, а именно импортную пошлину на ввозимые нефтепродукты и экспортную пошлину на нефть как на технологическое топливо.

    В то же время, как показал кризис, экспортируемый из России автобензин имеет низкое качество и не может быть переориентирован на внутренний рынок, поскольку не соответствует требованиям российского технического регламента на нефтепродукты.

    Таким образом, отмена толлинга, который является одним из реальных механизмов обеспечения внутреннего рынка недорогим и качественным топливом, может дестабилизировать ситуацию и привести к непредсказуемым последствиям в главном сельскохозяйственном регионе России. "Этот рынок вообще не надо регулировать, здесь нет темы, нет проблемы", - убежден аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков.

    По данным независимого информационно-аналитического центра "Кортес" в 2010 году в Россию в рамках толлинга было ввезено около 500 тысяч тонн высокооктановых бензинов, львиная доля которых была произведена на Украине. "Толлинг - это дополнительный источник поступления бензина в нашу страну. По толлингу мы получаем нефтепродукты из ближнего зарубежья и это нормально, - говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Нам надо, чтобы внутренний рынок был насыщен топливом и чтобы цены не были высоки".

    По мнению аналитиков, толлинговый бензин - главная причина, по которой недавний дефицит топлива не коснулся Краснодарского края, ведь существенную долю в топливном балансе юга России занимают нефтепродукты с Лисичанского нефтеперерабатывающего завода на Украине. Лисичанский НПЗ был построен в 70-е годы прошлого века для обеспечения нефтепродуктами южных областей Советского Союза и на данный момент является высокотехнологичным производством по многим ключевым параметрам, в том числе и по выходу бензинов из единицы сырья, превосходящим средний показатель российских НПЗ. Предприятие перерабатывает российскую нефть, производя основные объемы из тех 500 тысяч тонн высокооктановых бензинов, которые ввозятся в Россию каждый год.

    Именно бензин, произведенный на Украине, позволял автовладельцам юга России без проблем заливать полные баки, пока в других регионах страны ограничивали отпуск бензина в одни руки.

    "Толлинг эффективно работает, и отказываться от него нецелесообразно. Благодаря толлингу у компаний есть возможность предлагать качественное топливо по более низким ценам. И в нынешней ситуации просто "откидывать" мощности по производству бензина было бы не очень правильно", - констатирует директор по развитию и маркетингу ИАЦ "Кортес" Павел Строков.

    По его словам, ввезенные 500 тысяч тонн бензинов на фоне 34 млн тонн, произведенных внутри страны, являются небольшой, но весьма важной частью топливного баланса страны. Южным регионам страны будет трудно обойтись без украинского бензина - его исчезновение приведет к скачку цен и дефициту топлива в крупнейших сельскохозяйственных областях России.

    Очевидно, что сегодня необходим компромисс между стремлением государства пополнить бюджет и потребностью граждан в качественном бензине по справедливой цене и в необходимом объеме. Взвешенным решением могла бы стать четкая законодательная регламентация толлинга в нефтяной промышленности, говорят эксперты. Для производства нефтепродуктов за пределами России необходимо ввести понятные и прозрачные процедуры, чтобы повысить эффективность механизма ввозных таможенных пошлин на нефтепродукты, а, следовательно, и доход с каждой переработанной тонны нефти, который получает бюджет России.

    Проблемы на топливном рынке требуют серьезного внимания государства и понятной, сбалансированной системы регулирования. Поспешные решения с неочевидным эффектом для бюджета страны и ее граждан в сегодняшней ситуации принимать точно не стоит.

    Поделиться