15.05.2011 23:20
    Поделиться

    Вероника Скворцова: Здравоохранение переходит на единые стандарты

    Вынесенный на открытое обсуждение законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" вызвал много предложений, вопросов, споров. По итогам публичных дискуссий минздравсоцразвития скорректировало ряд положений законопроекта и внесло его на рассмотрение в Государственной Думе . О том, какие перемены в российском здравоохранении будут закреплены новым законом, рассказывает заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова.

    Российская газета: Вероника Игоревна! Можно ли в нескольких словах выразить суть представленного законопроекта? Что в нем главное?

    Вероника Скворцова: В нем много важных положений, каждое из которых требует внимания и тщательного раскрытия и интерпретации. Но есть у законопроекта "ядро", которое нужно видеть, чтобы правильно понимать и остальные его положения. Это гарантия государством всех видов бесплатной медицинской помощи для граждан России: от первичной до высокотехнологичной. Бесплатная медицинская помощь - огромное достижение и преимущество нашей системы здравоохранения, которое мы обязаны сохранить, но уже в новых социально-экономических условиях, при новых, повышенных требованиях к ее качеству. Для этого и создается соответствующая законодательная база. Новый законопроект, во-первых, учитывает произошедшие социально-экономические изменения в стране, вводя необходимые новые принципы работы службы здоровья, а во-вторых, учитывает достижения мирового здравоохранения и новые гуманитарные ожидания.

    РГ: Начнем с принципов работы. Есть ли в законе механизм, который не просто продекларирует бесплатную помощь, но и будет гарантировать реально ее получение? Это будет качественная помощь?

    Скворцова: Таких механизмов несколько. Некоторые из них содержатся в уже принятом Законе "Об обязательном медицинском страховании в РФ". В предложенном законопроекте мы закрепили как один из основополагающих принципов охраны здоровья доступность качественной помощи. Это обеспечивается, прежде всего, обязательным применением на всей территории страны порядков и стандартов оказания помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях. Это значит, что для каждой группы заболеваний выписан алгоритм оказания помощи: как быстро, где и в каких условиях она должна быть. Для каждого медицинского учреждения, участвующего в ее оказании, определены стандарты оснащения, требования к штатному составу работников. В стандартах дан перечень необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных услуг, лекарственных препаратов, препаратов крови, лечебного питания, вспомогательных материалов, которые гарантируются бесплатно заболевшим. Эти порядки и стандарты задают необходимый "минимально-достаточный" уровень качества помощи, ниже которого запрещено опускаться.

    Наличие стандартов не означает отсутствие индивидуализированного подхода к лечению больных. Стандарты приводят тщательно проанализированный на больших группах больных перечень всех компонентов качественной помощи с указанием средней статистической частоты применения каждого компонента и его стоимости для одного больного. Для создания этой "квинтэссенции" врачебного опыта работало многотысячное экспертное медицинское сообщество под руководством главных внештатных специалистов минздрава. Выбор того или иного компонента лечения определяется индивидуально, в зависимости от потребности больного, но все "компоненты" обязаны предоставляться бесплатно.

    В том случае, если больному по медицинским показаниям необходимы лекарственные препараты или другие компоненты лечения, не вошедшие в стандарт, они могут быть назначены по решению консилиума. В этом случае они также предоставляются бесплатно. Порядки и стандарты оказания помощи позволяют, с одной стороны, гарантировать достаточное ее качество. С другой - рассчитывать ее стоимость каждому больному, группам больных. А с учетом знания медицинской статистики, всему населению страны. Расчет стоимости стандарта построен по единым для всей страны закономерностям, которые включают и достаточный процент на заработную плату медицинским работникам. Это очень важно. Потому что не только процедуры диагностики и лечения должны быть стандартизированы и гарантированы заболевшему человеку, но ему также должны быть гарантированы врачи и медсестры, получающие достойную заработную плату, позволяющую не думать о дополнительных подработках, быть заинтересованными в результатах своего труда

    К 2013 году все российское здравоохранение должно перейти на единые порядки и стандарты, то есть к этому времени по всей России человеку будет гарантирована доступная качественная медицинская помощь. Внедрение порядков и стандартов заложено в региональных программах модернизации здравоохранения. Особое место уделяется вопросам подготовки и ответственности медицинских кадров.

    РГ: Зачем в законе полномочия по обеспечению здравоохранения забирают у муниципалитетов и передают на региональный уровень?

    Скворцова: Это сделано из практических соображений. Более всего пациенты недовольны работой поликлиник, ЦРБ, ФАПов. Но мало кто знает, что непросто повлиять на каждую ситуацию, вызвавшую оправданное возмущение. А происходит это потому, что финансирование муниципальной поликлиники или больницы определяется решением мэра города, так как это сфера муниципальных полномочий. К сожалению, часты ситуации, когда при финансировании по абсолютно субъективным причинам отдаются предпочтения одним учреждениям, а другим деньги выделяются по остаточному принципу. Мы постоянно сталкиваемся с жалобами пациентов на организацию работы учреждений здравоохранения, решить которые не можем, так как не имеем на это прав и полномочий. Новый законопроект "поднимает" уровень полномочий по организации медицинской помощи населению до регионального (субъектового) уровня. Это приведет к концентрации ответственности, четкому планированию в каждом регионе системы организации помощи, большей управляемости здравоохранением. Кроме того, это обеспечит и увеличение финансирования учреждений службы здоровья, так как у региональных бюджетов возможностей больше, чем у муниципальных. Это поможет выравнять условия и качество получаемой помощи по всей стране.

    РГ: Вы сказали о "гуманитарных ожиданиях". Что вы имели в виду?

    Скворцова: Не только здравоохранение, но и вся социальная сфера в мире развивается в направлении большего внимания и заботы о человеке. Новый законопроект учитывает произошедшие за последние десятилетия гуманитарные перемены. Например, я считаю очень важным, что в законопроект включены государственные гарантии на бесплатное оказание паллиативной помощи. Ведь, несмотря на все огромные достижения медицины, неизлечимые заболевания продолжают существовать, принося людям огромные страдания. Да, этих людей невозможно вылечить, но можно и нужно облегчать их страдания.

    Эта, называемая "паллиативной", помощь в российском законодательстве прописана не была, а, следовательно, врачи и учреждения здравоохранения не могли ее оказывать. Такая ситуация приводила не только к страданиям неизлечимо больных людей, но и к страданиям их семей, а также давала поводы для финансовых злоупотреблений и аморальных поступков. После того, как законопроект будет принят, паллиативная помощь станет одним из законных и обязательных видов бесплатной помощи.

    Мировая гуманитарная практика идет в сторону дифференциации и учета потребностей не только большинства, но и очень небольшого количества людей. Неоднократно в последнее время общественные организации и родственники больных редкими, или так называемыми "орфанными", заболеваниями писали о своих сложных проблемах, связанных с необходимостью дорогостоящего лечения и дорогостоящих лекарств. Редкие заболевания, которыми страдают немногие, как правило, носят наследственный, генетический характер. Они неизлечимы, человек страдает от них всю жизнь. Стоимость лечения одного больного с редким заболеванием только на протяжении одного года порой составляет десятки миллионов рублей. И хотя, повторюсь, таких людей немного, им также должна быть гарантирована медицинская помощь. В новый законопроект внесен раздел об орфанных заболеваниях. Будут создаваться федеральные перечни этих болезней и лекарств, необходимых для их лечения.

    РГ: При обсуждении законопроекта много вопросов вызвал пункт о возможности нахождения в больнице матери с ребенком только до 3 лет. Как выглядит этот пункт в окончательном варианте?

    Скворцова: Сейчас в законопроекте гарантировано нахождение матери или другого родственника в стационаре с ребенком в возрасте до 3 лет или, при наличии медицинских показаний, и старше, с предоставлением ухаживающему родственнику койки рядом с больным ребенком и питания. Это важно, так как до этого таких правил в российском здравоохранении не было, и каждый стационар сам решал вопросы нахождения родственников. В некоторых стационарах и сейчас не просто разрешено матерям находиться с ребенком, но и бесплатно создаются условия для их пребывания в стационаре. Но есть учреждения, где мамы спят на стульях, и им приходится оплачивать свое присутствие рядом с ребенком. Закон запретит такую практику.

    РГ: В законопроекте есть раздел, касающийся очень больной и неурегулированной в российском здравоохранении темы - трансплантации органов? Какие изменения произойдут в этой области?

    Скворцова: Это важная гуманитарная проблема. Современные технологии трансплантации позволяют сохранять жизни тысячам людей. До настоящего времени в российском законодательстве не было института волеизъявления, в котором четко прописывались бы нормы, по которым еще при жизни человек мог бы оставить согласие или несогласие на использование его органов в случае гибели, или нормы, по которым такое согласие давали бы его близкие родственники. Отсутствие института волеизъявления тормозило развитие отечественной трансплантологии, о чем неоднократно говорили специалисты. Наконец, в законопроекте такой полноценный институт волеизъявления вводится, а основные необходимые процедуры будут закреплены в законе о донорстве и трансплантации органов и тканей.

    РГ: В законе есть раздел, в котором определена ответственность человека за здоровье. Не означает ли это, что здравоохранение перекладывает ответственность за здоровье с себя на пациента?

    Скворцова: Этот раздел имеет совсем другой смысл. Он нацелен, скорее, в будущее нашего здравоохранения. Только что в Москве по инициативе правительства РФ и ВОЗ была проведена Глобальная конференция министерского уровня по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям. Мы еще раз убедились, что Россия по направлению профилактики и здорового образа жизни находится не только в русле развития мирового здравоохранения, но даже впереди. Сегодня мировое здравоохранение выбирает абсолютным приоритетом для сохранения здоровья и увеличения продолжительности активной жизни профилактику и формирование здорового образа жизни. Важно, как в этой области строятся отношения медицинского работника и каждого человека. Ведь, к врачу приходит не больной, а здоровый еще человек. Он приходит, чтобы получить советы и помощь в предотвращении возможных болезней. Чтобы такие взаимодействия происходили и были продуктивными, нужно, чтобы врач и пациент были единомышленниками, партнерами, в равной мере разделявшими ответственность за здоровье. Без активного желания человека быть здоровым, его невозможно "оздоровить". Поэтому, когда мы говорим об ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих детей, мы подразумеваем, прежде всего, профилактические мероприятия и ведение здорового образа жизни. В сфере же оказания медицинской помощи при заболеваниях ответственность врача и всего государства, в целом, не только сохраняется, но и усиливается новым законодательством.

    Поделиться