13.05.2011 13:19
    Поделиться

    Писатель Роман Сенчин: Среди молодых наследников Победы нацизм невозможен

    Чувствуете ли вы себя наследниками победителей?
    да

    Роман Сенчин, писатель:

    - Я чувствую себя наследником той страны,  которая победила в Великой отечественной войне. Память о Победе, следы этой Победы живы до сегодняшнего дня, подобно памяти о победах России 17-19 века. К счастью, победа над фашизмом в 1945-м году до сих пор актуальна.

    Мой дед воевал, был тяжело ранен, его отправили в один из самых восточных госпиталей в  Красноярск, куда свозили практически не излечимых. Но после войны он женился, родили двух сыновей. Так продолжился наш род. Дед умер в 1954-м году от ран. Сомневаться в своей правоте победителей тому поколению в голову не приходило. Тогда после войны они ни на что не жаловались, у них была цель восстановить разрушенную страну. А сейчас? Ветеранов осталось очень мало, и они нуждаются в настоящем, не юбилейном  внимании. Внимание же сейчас сводится больше к показухе, к грандиозным парадам. А этим людям нужна забота не раз в год.

    Униженными наших ветеранов назвать, конечно, нельзя. Но обществу нужно понимание: забота о ветеранах войны нужна в большей степени не самим ветеранам, а обществу - ради детей, которые должны чувствовать себя наследниками победителей. Этому не способствует пересмотр истории. На мой взгляд, попытка приравнять Сталина к Гитлеру - просто абсурд. Трудно себе представить такое после Нюрнбергского процесса. Черчилль с Рузвельтом, тогда получается, переписывались, много раз обедали, подписали соглашения в Ялте с чудовищем и людоедом? То, что происходило в Германии в 30-е - 40-е годы сложно представить себе разумом. То же, что совершил Сталин - это преступление перед собственной страной и народом, но не "преступление перед человечностью", как было отмечено на Нюрнбергском процессе. Приравнивать коммунизм и социализм к нацизму невозможно. А то, что это сравнение распространяется еще и на людей того поколения, солдат Великой отечественной, на мой взгляд, является преступлением.

    Чтобы поколение молодых чувствовало себя наследниками Победы, не нужно пропаганды. Настроения молодежи зависит от настроения всего общества. И если общество настроено на попрание прошлого, то среди молодых его членах будут царить оскорбительные для памяти дедов идеи.

    Впрочем, и так называемый "позитив" не поможет исправить ситуацию. Сколько сейчас выходит сказочных фильмов о Великой отечественной с голливудскими белозубыми героями. Но их все не только невозможно смотреть, но даже вредно молодому поколению. Хорошо, что сейчсас очень многие любят свою историю, охотно читают книги о погибшей советской Атлантиде и пытаются разобраться, что происходило во время войны. Нет, не все тогда было хорошо и правильно, одномерно. Идеализация вызовет отторжение. Молодежь чувствительна к фальши и слишком нарочитой чистке мозгов. Я вспоминаю, что в конце 70-х у нас появились так называемые "фашики", которые пропагандировали нацистскую атрибутику. Делали они это только из-за протеста давлению и запретам.

    Я думаю, что среди молодых наследников Победы нацизм невозможен.  

    нет

    Антон Носик, создатель интернет-изданий gazeta.ru и lenta-ru:

    - Для меня причастность к событиям той войны это причастность к судьбам моих бабушек и дедушек, ее участников, - совершенно конкретных, родных мне людей.

    Так, я не чувствую себя, например, наследником жертв сталинских репрессий. Ровно потому, что они не коснулись моей семьи. И мне очень трудно было бы чувствовать себя наследником всех, кто тогда воевал. И тех людей, которые попадали в немецкий плен, а потом в сталинские лагеря. И людей, которых расстреливали заградотряды, и людей, на которых СМЕРШ отрабатывал свои производственные планы. И тех, что становились инвалидами и которых в 24 часа выдворяли из Москвы. И целой армии, которая имела несчастье иметь своим командующим генерала Власова, а после этого 150 тысяч человек, героически сопротивлявшихся немцам, заклеймили "власовцами" и большую часть расстреляли…

    Конечно, было много чудовищной жестокости в отношении к воевавшему в 1941-45 гг. поколению. Не только во времена Сталина, а и сегодня. Когда многие из оставшихся в живых ветеранов живут трудно. Когда о них, их нуждах забывает государство, забывает общество, практически ничего не знает о них молодежь. Когда история страны, история ее Победы в той войне подчас подвергается переоценке - а, значит, переоценке подвергается и их роль поколения победителей...

    Но я родился и вырос в стране, которая в той войне победила. И по этому поводу двух мнений быть не может. При этом моя страна, если говорить о ней как о государстве, как тогда, так и теперь относилась к своим гражданам отвратительно. В том числе и к тем из них, что прошли войну, проливали кровь, выстояли, одержали верх над страшным врагом.

    Впрочем, такое незавидное отношение к своим гражданам российское государство выказывало всегда, к любому когда-либо жившему в нем поколению. Так было и при Иване Грозном, и при Петре Первом, и при Николае Первом, и при Николае Втором, и при Ленине, и при Сталине, и при генеральных секретарях ЦК КПСС. То есть непрерывно воспроизводится модель государства, для которого люди являются винтиками и шлаком. Это государство, в котором мы живем, это - традиция.

     А Победа 1945 года - это некоторый факт в истории нашего государства. Как победа над Наполеоном, так и победа над Гитлером. Мы, действительно, их победили. То самое государство, которое при этом могло оставить без погребения 150 тысяч своих воинов, погибших на Волховском фронте, - оно победило Гитлера. В частности, победило и потому, что было готово так безоглядно расходовать свой человеческий ресурс. Что тоже - традиция.

    Все это наша история, которую, безусловно, нужно знать. Никто не выбирает ни своих предков, ни страну, в которой родился и которая его сформировала как человека и гражданина, ни, соответственно, ее историю. И предложения избирательно рассматривать свою национальную историю - они просто практически не реализуемы.

    Но моя наследственная связь с ней и с Победой во Второй мировой войне - это мои дедушки и бабушки, прошедшие по фронтам всю войну. А вот моя мама, которая родилась 9 мая 1945 года и которую, естественно, зовут Виктория, - она, разумеется, рассматривает себя как дочь, как прямую наследницу Победы.

    Поделиться