11.05.2011 11:32
    Поделиться

    Недобросовестные заемщики Пермского края придумывают схемы уклонения от выплаты кредитов

    Наследством экономического кризиса для многих банков, которые работают на территории Приволжского федерального округа, стали невозвращенные долги заемщиков.

    В Пермском крае наибольший процент просроченных долгов сегодня приходится на оптовую торговлю (18,3 процента), строительство (14,6) и торговлю легковым автотранспортом (10,4 процента). По мнению банкиров, кредитные организации сейчас практически никак не защищены от недобросовестных заемщиков, которые, сменив вывеску после процедуры банкротства, не спешат возвращать долги, создавая проблемы с реализацией залогового имущества.

    По оценке представителей Западно-Уральского филиала крупнейшего банка России, сегодня можно выделить несколько основных схем, которые недобросовестные заемщики используют для ухода от выплаты долга кредиторам. Одна из них - преднамеренное банкротство, когда предприятие переводит все активы на другое юридическое лицо и прекращает свою деятельность. В Перми наибольшую известность эта схема получила в связи с использованием подобных ходов некоторыми автодилерами.

    Еще одна схема, которая позволяет недобросовестным заемщикам снизить сумму долга, - это размытие реестра кредиторов. Выглядит она следующим образом. В процессе банкротства в реестре кредиторов появляется еще одна или несколько фирм, которая также предъявляет претензии на возврат долга к заемщику. В результате доли всех кредиторов, которые рассчитывают получить долг после реализации имущества банкрота, становятся меньше. Как правило, для размытия реестра используется подставная фирма, претензии которой зачастую фиктивны.

    Существуют и явно мошеннические схемы, когда путем подлога предприниматели пытаются вывести активы, в отношении которых действует исполнительное производство. Чаще всего в таких случаях залоговое имущество вывозят с предприятия или прячут. Достаточно часто уже после введения процедуры наблюдения должник пытается доказать, что арестованное имущество передано в залог еще до получения им кредита. Аргументация зачастую сопровождается подделкой документов. А иногда сам должник заявляет, что считает поддельными залоговые документы. Нередко мошенникам удается убедить суд в своей правоте.

    Вызывает недоумение у банкиров и работа арбитражных управляющих, которые назначаются судом для руководства предприятиями-банкротами. Как правило, возражения появляются, когда становится очевидным, что управляющий - сам экономически заинтересованное лицо. Один из ярких примеров - банкротство машиностроительного завода, руководство которого получило от банка кредит на развитие литейного производства. Когда на предприятии уже работал арбитражный управляющий, выяснилось, что значительная часть производственного оборудования разрезана на части и сдана в металлолом, а часть имущества утеряна. В наследство новому собственнику достались пустые цехи.

    В соответствии со статьей 196 Уголовного кодекса РФ преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей или лишением свободы до трех лет. В прошлом году в уральских регионах зафиксировано 64 уголовных дела по этой статье, но в Пермском крае не было заведено ни одного.

    - Большинство сегодняшних банкротов - это жертвы кризиса, - поясняет директор консалтинговой компании Егор Чурин. - Но следует учесть, что кредитовались эти предприятия без учета их реального финансового состояния. Думаю, что, учитывая опыт кризисных лет, банки ужесточат свои требования к потенциальным корпоративным заемщикам и при этом будут использовать данные аудиторских проверок этих предприятий.

    По мнению специалистов, проблему отчасти можно решить методами государственного регулирования. В частности, принять четкое законодательное описание процедур и правил, касающихся регулирования обеспечительных мер при кредитовании юридических лиц и погашения ссудной задолженности.

    Тем временем Банк России обнародовал данные о задолженности по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приволжском федеральном округе в первом квартале 2011 года.

    Кредитный портфель коммерческих банков ПФО в январе-марте постоянно рос. Если на 1 января он составлял 1,564 триллиона рублей, то через два месяца - уже 1,627 триллиона. В частности, у торговых предприятий задолженность перед банками выросла - с 316,033 до 332,067 миллиарда рублей. У производителей электроэнергии, газа и воды, несмотря на постоянно повышающиеся тарифы, - с 63,39 до 74,18 миллиарда рублей.

    А вот по сельскому хозяйству и лесопромышленному комплексу зафиксирован небольшой спад задолженности - со 180,46 до 179,171 миллиарда рублей. Меньше стали банки кредитовать и строителей - 100,606 и 99,226 миллиарда рублей соответственно. Дело в том, что предприятия строительного комплекса в основной своей массе еще не преодолели негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Что же касается предприятий агропрома и лесных хозяйств, то они в прошлом году сильно пострадали от неурожая, вызванного аномально жаркой погодой. Как следствие, снизилась их способность брать и обслуживать кредиты.

    Справка "РГ"

    Задолженность по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПФО в первом квартале достигла суммы 1 триллион 624 миллиарда 839 миллионов рублей. Лидирует Татарстан - 333 миллиарда рублей долга. На втором месте Самарская область - 202 миллиарда, на третьем Нижегородская область - 243 миллиарда. На четвертом месте Пермский край - 174 миллиарда, на пятом - Башкортостан - 163 миллиарда.

    Поделиться