11.05.2011 23:31
    Поделиться

    Эдинбург готовит референдум об отделении от Соединенного Королевства

    Идея полного государственного суверенитета Шотландии  еще каких-нибудь пять лет назад казалась не более чем фантазией разгоряченного воображения националистов.

    Сегодня невероятное все явственнее грозит стать очевидным. Прошедшие 5 мая выборы в Шотландии принесли победу той партии, которая с завидным упорством и с впечатляющей тактической мудростью доказывала все долгие последние годы своим избирателям, что светлое будущее шотландцев лежит вне брачного союза с Лондоном.

    Еще в конце минувшего столетия Шотландская национальная партия (ШНП) была не просто "вечно оппозиционной", но своего рода политическим изгоем. Поговаривали, что культовый голливудский "Джеймс Бонд" Шон Коннери, уже доживший до седых волос,  никак не удостаивался чести получить рыцарский сан и титул сэра, потому что являлся одним из активистов ШНП. Джинн вылез однако из бутылки, когда в 1998-м тогдашний британский премьер Тони Блэр разрешил шотландцам иметь собственный парламент и собственное правительство. Довольно скоро стало очевидно: шотландские националисты - не одиозная секта, а пользующаяся  весьма широкой поддержкой электората политическая сила. Шон Коннери  получил "сэра", ШНП - стала крупнейшей партией в парламенте, так что  в 2007-м ее лидер Алекс Салмонд сформировал правительство меньшинства. Ну а неделю назад националисты победили с впечатляющим перевесом, и у Шотландии появилось правительство, опирающееся на поддержку теперь уже одной фракции. Этой самой фракцией оказалась именно Шотландская национальная партия.

    Отныне ничто не мешает ШНП реализовать свою сверхзадачу, заявленную главным лозунгом ее избирательных кампаний - провести референдум о независимости Шотландии. Но зачем же так нужна шотландцам независимость и почему им так хочется сбежать из  могучего Соединенного Королевства? Правды ради надо заметить, что развода хотят не только шотландцы, но и сами англичане. Проведенный в 2006-м еженедельником "Санди Телеграф" опрос общественного мнения принес впечатляющие тому доказательства: в пользу  независимости Шотландии высказались 52 процента респондентов в Шотландии и ... 59 процентов опрошенных англичан.

    Впрочем, не стоит  удивляться реакции "простых" англичан. На обывательском уровне немало здешнего народу смотрят на Шотландию как на чересчур жирующую за их счет "вотчину". И в самом деле, к чести Лондона надо заметить, что он не обижал Шотландию денежным довольствием, оставляя, правда, решение всех стратегических вопросов национальной политики за Вестминстером и выделяя Холируду (парламент Шотландии - ред.) лишь небольшую толику хозяйских полномочий.  Ежегодно Эдинбургу выделялось из общенациональной казны 11 миллиардов фунтов стерлингов (18 миллиардов долларов). Таким образом субсидии Лондона составляют порядка 60 процентов национального бюджета Шотландии. Шотландцы имеют более щедрую пенсионную систему и систему социальных пособий, лучшую службу здравоохранения, нежели остальные части Соединенного Королевства. Наконец, здесь осталось бесплатным высшее образование, стремительно растущее в цене в Англии.

    Казалось бы, вот и живи, опираясь на поддержку Лондона, как у Христа за пазухой. Однако ШНП считает, что в экономическом отношении Шотландия только выиграет, самостоятельно управляя своей экономикой. Немалая ставка при этом делается на нефть. Около 90 процентов всей нефти Соединенного Королевства добывается на шотландском шельфе. Более крупными запасами в Европе располагает только Норвегия. Но шотландцы не ставят лишь на природное сырье. Именно здесь, как нигде в Британии, стремительно развиваются информационные технологии. Эдинбург считается четвертым по своему калибру финансовым центром Европы. Стоит ли поминать о доходах от экспорта жидкого золота Шотландии, ее бесконкурентного виски?

    Мне доводилось встречаться и беседовать с Первым министром Шотландии Алексом Салмондом в 2007-м, когда возглавляемая им  ШНП впервые сформировала правительство Шотландии. И от лица "РГ" я тогда задала ему вопрос: "А что если референдум о независимости будет-таки провален? Ведь получается, что в отличие от объединяющейся Европы, Шотландия набирает обратную, центробежную силу?" Первый министр ответил, что процесс выхода из состава Соединенного Королевства будет очень мягким, поэтапным". В  ходе референдума вопрос не будет стоять ребром "Так мы отделяемся - или нет?" Вопрос будет стоять о том, хотели бы шотландцы новые полномочия своему парламенту - или хотели бы полную для него независимость? У шотландцев будет право решать, в какой именно степени их парламенту нужна самостоятельность". Что же касается "центробежной силы", то Алекс Салмонд заметил, что сотрудничество Шотландии с Европой в случае получения этой страной независимости может только укрепиться и расшириться, так как Шотландия не страдает, в отличие от Англии, евроскептицизмом.

    И если Шотландия в ходе референдума решит-таки в пользу развода с остальной Британией, то детонатором этого решения, как пить дать, явится факт засилия в сегодняшнем Вестминстере консерваторов. В отличие от весьма популярных у шотландцев лейбористов, партия тори здесь не пользовалась поддержкой никогда. Именно партию тори шотландцы отождествляли с английским снобизмом и лондонцентризмом. К тому же политика затягивания поясов и сокращения рабочих мест, проводимая сегодня коалиционным правительством консерваторов и либеральных демократов, никоим образом не соответствует настроениям шотландского электората.

    Ну, а что же Лондон? Согласно заявлению госсекретаря по делам Шотландии  Майкла Мура, Лондон не будет препятствовать проведению референдума о независимости Шотландии, так как эта процедура вполне законна.

    Поделиться