11.05.2011 23:40
    Поделиться

    Коллапс в "Домодедово" и "Шереметьево" в декабре 2010 года произошел из-за плохого госрегулирования

    Коллапс в Домодедово и Шереметьево в декабре прошлого года произошел из-за плохого госрегулирования

    Критическое состояние российской гражданской авиации возникло из-за недостатков в организации государственной системы управления. Этот главный вывод озвучил вчера журналистам аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин по результатам проверки аэропортов Шереметьево и Домодедово.

    Оценивалась эффективность  использования средств федерального бюджета и госимущества. Проверку, напомнил он, спровоцировал транспортный коллапс в декабре 2010 года, когда в обоих аэропортах были отменены и задержаны почти 700 рейсов (228 в Домодедово и 428 - в Шереметьево). А десятки тысяч пассажиров стали заложниками этой ситуации.

    По словам Рябухина, госрегулирование и контроль за гражданским авиаперевозками разделены между четырьмя ведомствами. Это Минтранс, Ространснадзор, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). И такая структура не соответствует стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, сослался аудитор на этот авторитетный орган контроля, в 2008 году его эксперты провели в России плановую проверку российского воздушного хозяйства и обратили особое внимание на недостатки авиационного законодательства. По результатам уже собственной проверки Счетная палата усмотрела в этом инертность ведомств. "Четыре года назад в России был принят федеральный закон "О транспортной безопасности", но многие необходимые нормативные документы, в том числе о безопасности в аэропортах, в продолжение этого закона до сих пор так и не приняты", - отметил Рябухин. И это сказалось на работе аэропортов.

    Например, в Шереметьево рейсы были в основном отменены из-за отсутствия специальной жидкости и техники по обработке наледи, напомнил Рябухин. При этом аудитор добавил, что в 2009 году минтранс отменил свою инструкцию по подготовке аэропортов к осенне-зимнему периоду. Но взамен никаких документов не последовало. В итоге эти решения отданы на усмотрение многочисленных организаций, которые эксплуатируют аэропорты. В чрезвычайной ситуации 26-31 декабря 2010 года сотрудники аэропортов и представители госорганов в Домодедово действовали исходя из распорядительных документов иностранной компании "Эрпорт менеджмент компании Лимитед", с острова Мен, а не на основании порядка, предусмотренного для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Недопустимыми аудитор считает и существующие сегодня разделение аэропорта Домодедово на отдельные объекты с разными формами собственности, а также закрепление в федеральной собственности из всего аэропорта только аэродрома. "Такая "конструкция" нарушает единство технологического имущественного комплекса недвижимости федерального аэропорта, создает риски в обслуживании прибытия и убытия самолетов" пояснил Рябухин.

    Состояние имущественного комплекса, продолжил он, тоже вызывает вопросы. Вкладывая миллиарда бюджетных рублей в аэродромное хозяйство, государство сегодня не имеет отдачи от деятельности своих ФГУПов в Домодедово и Шереметьево. Вместо того, чтобы  покрывать затраты и работать на бюджет, ФГУПы глубоко убыточны. Более того, сегодня существует риск покрыть их растратную деятельность средствами из бюджета. Речь, по словам Рябухина, идет о миллиарде рублей. Именно на такую сумму, без согласования с собственником, то есть, государством, ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" затеяла сделку с необеспеченными векселями по реконструкции объектов недвижимости. "В итоге на 31 декабря 2009 года у ФГУП образовалась кредиторская задолженность на сумму свыше 977 тысяч рублей", - сказал Рябухин.

    Обнаружили аудиторы и еще одну проблему. Теперь уже нарушение земельного законодательства: 4 земельных участка площадью свыше четырех гектаров в границах аэропорта Домодедово проданы в частную собственность кипрской компании "Асьенда инвестменс Лимитед". "Эти участки надо возвращать в законное состояние", - сказал Рябухин. По его словам, материалы с результатами проверки переданы в минтранс, Росавиацию, Росимущество. И направлены  в межведомственную транспортную прокуратуру. Там, по данным Рябухина, уже начата работа.

    Не менее серьезные выводы сделала Счетная палата и по итогам проверки НПО "Энергомаш" имени академика В.П.Глушко, ведущего стратегического оборонного предприятия, разработчика и производителя двигателей для всех видов ракетоносителей. В 2009 - 2010 годах в рамках антикризисной поддержки и финансово-экономического оздоровления этому предприятию было выделено свыше 2 миллиардов рублей. Деньги предназначались  для увеличения уставного капитала, для реконструкции  и модернизации сборочных производств и цехов. Однако руководство провело многомиллионные операции при эмиссии акций в ущерб государству и в пользу одного миноритарного акционера - ЗАО "ИК Регион". В итоге, стоимость его акций увеличилась почти на миллиард рублей, а государство приобрело акции почти в восемь раз дороже их номинальной стоимости. Более того, почти 80 миллионов рублей смогли заработать в "Энергомаше" на искусственно созданных штрафах и пени - это еще один вывод Счетной палаты. Обогащались на господдержке  и персональные руководители. В пример Рябухин привел деятельность председателя совета директоров Виктора Ремишевского, который до конца 2010 года был заместителем руководителя "Роскосмоса".  С его ведома, с руководящим составом НПО "Энергомаш" заключались трудовые контракты, предусматривающие выплаты выходного пособия в сто раз превышающем годовую зарплату обычных работников. А она  на "Энергомаше" находилась тогда на уровне 200 тысяч рублей в год. В контрактах также были записаны обязательства при выходе на пенсию проводить работникам доплаты в размере не менее 3 тысяч евро в месяц. Разовые премии "свои людям" осуществлялись также щедро и составляли от 4 до 25 миллионов рублей.

    Эти нарушения, которые нанесли государству ущерб, при том, что финансового оздоровления "Энергомаша" так и не произошло, стали возможны, в том числе, и из-за действий представителей Росимущества, делает вывод Рябухин. Они не выполняли директивы государства и в течение длительного времени не вводили внешнее управление на "Энергомаше". "По какому принципу в это акционерное общество были делегированы представители государства, которые фактически не препятствовали принятию экономически не оправданных решений, ответ на этот вопрос должны также дать и в Росимуществе, проведя собственное служебное расследование", - отметил Рябухин.

    Поделиться