05.05.2011 23:00
    Поделиться

    В Третьяковской галерее показали "Неактуальную рекламу"

    Выставка "Неактуальная реклама. Русский плакат начала ХХ века" в Третьяковской галерее практически впервые представляет публике около 100 раритетов (в том числе работы Константина Сомова, Леона Бакста, Сергея Судейкина, Константина Коровина, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Ларионова), которые пришли в музей в основном из двух знаменитых коллекций.

    Одна принадлежала художнику Михаилу Ларионову, который был страстным коллекционером тиражной графики, и была передана в дар Третьяковской галереей по завещанию его второй жены Александры Клавдиевны Томилиной в 1989 году. Другая связана с именем собирателя плакатов и экслибрисов Ф.Ф. Федорова, его коллекция оказалась в ГТГ в 1933 году. Иначе говоря, в основу выставки легли собрания художника и библиофила. Это отчасти объясняет, почему на выставке большинство работ связано с художественной, театральной, издательской, социальной жизнью, но отнюдь не с рекламой товаров. Отчасти, но все же не совсем.

    Скажем, на выставке французской афиши конца XIX века, которую показывал ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2006 году, преобладали как раз постеры с рекламой велосипедов и шин, зубной пасты и консервы сардин... Русские художники хорошо знали французские постеры. Хотя бы потому, что в 1897 году в Петербурге, Москве, Киеве была показана первая международная выставка плаката, на которой можно было увидеть среди прочих и работы Альфонса Мухи, Анри де Тулуз-Лотрека... Кстати, плакат, оповещающий об этом событии, можно увидеть в экспозиции.

    После этой выставки 1897 года работать в низком "бульварном" жанре плаката не считают зазорным работать лучшие русские художники: от Коровина и Билибина до Ларионова и Гончаровой.

    В отличие от французского, плакат в России не был ориентирован на фланёров, прогуливающихся по французским бульварам. Бульвары другие, да и публика не та. Его целевая аудитория не покупатель, а образованное сословие, которое нужно заинтересовать культурным событием.

    Как следствие, плакат дистанцируется от лубка, который всегда был адресован "массам", а поначалу гораздо ближе к книжной иллюстрации. Он может быть изысканно-утонченным, как у Сомова или Феофилактова (который рекламировал подписку на журнал "Золотое Руно"), может быть стилизован под вязь древних рукописей. Фактически некоторые плакаты, как, например, афиша Билибина к концерту "Духовных песнопений в Московской консерватории" (1910), и выстраиваются, как книжная страница. Когда речь идет о благотворительном базаре в 1914 году, Васнецов рисует русского витязя, борющегося со Змеем Горынычем, а сбоку пускает столбец плотного текста.

    Многие художники приносят в плакат опыт театральной декорации. Судейкин превращает афишу карнавала Русского охотничьего клуба (1914) в модель декорации, со сценой, масками и кукольными персонажами. Пять лет спустя в Тифлисе плакаты Судейкина окажутся единственным оформлением поэтического вечера футуриста Василия Каменского. Плакаты сыграют одновременно роль ширм и... все той же книжной иллюстрации с поэтическими строками. А уникальные плакаты Бакста к спектаклю "Мученичество Св.Себастьяна", который ставила Ида Рубинштенй в Париже в 1911, похожи на яркие эскизы театральных костюмов - в рост человека.

    Но чему бы ни были посвящены плакаты: немой "фильме" или Военному заему, балу-маскараду или автомобильной выставке, концерту или кампании борьбы с туберкулезом, благотворительным балам эмигрантов в Париже или первой климатической станции в Гаграх - они возвращают атмосферу, вкусы, стиль эпохи. Той, из которой вышло ХХ столетие...

    Поделиться