05.05.2011 10:38
    Поделиться

    Екатеринбурженка, попавшая в аварию в турпоездке, будет добиваться страховой выплаты в суде

    Этой зимой на отдыхе в Индии Юлия Филиппова сломала ногу. Лечение в чужой стране влетело в копеечку, но страховая компания "Эрго-Русь", продавшая девушке международный полис, отказывается полностью возместить затраты.

    Бедная Юля

    В феврале Юлия поехала в отпуск в страну Будды, чтобы заниматься йогой и ездить по индийским провинциям на мотоцикле. Загодя она купила у одной из крупных страховых компаний полис, так как хотела оградить себя от опасности оказаться за рубежом без медицинской помощи.

    Юля ехала на мотоцикле по индийской деревушке Вагатор. Из-за поворота вдруг выскочил микроавтобус с пьяным, как впоследствии выяснила индийская полиция, водителем за рулем. Девушке не удалось избежать столкновения. Итог: перелом костей левой голени, ушибы, рваные раны на лице, руках и ногах. Юлю доставили в больницу, где ей обработали раны и загипсовали ногу. "Сложили кости", как метко назвал эту процедуру директор уральского офиса Юлиной страховой компании Сергей Букреев. Однако нога стала отекать, Юлю перевезли в другую больницу. Врачи пришли к выводу, что кость сама не срастется, нужно закрепить ее металлическими штифтами. Закрепили. И вот тут начались "пляски с бубном". Страховщики согласились оплатить только первую помощь и два дня пребывания в клинике, сославшись на то, что по правилам они оплачивают только экстренное хирургическое вмешательство, а закрепление штифта в Юлиной ноге - операция, которую можно было сделать и дома.

    - Иногда у клиентов есть свое представление о размере страхового покрытия, которое не всегда соответствует реальным условиям договора. Но думать, что страховая компания должна платить за все, по меньшей мере странно. Я считаю, что Юлии не на что обижаться, ведь она получила  достаточно весомое возмещение вреда, - говорит Сергей Букреев.

    Однако и Юля, и ее адвокат Андрей Руденко думают иначе. Руденко, как только получил из Индии снимок Юлиной ноги, показал его врачу-травматологу высшей категории Кириллу Бердюгину. И тот не медля дал заключение: "Данный вид повреждения является абсолютным показанием для проведения интрамедуллярного остеосинтеза голени в срок, максимально приближенный к травме". Но и с заключением врача страховщики тоже не согласились; они посылают девушку в суд.

    - Это хорошо, что у меня тогда были деньги, были друзья в России, которые меня поддерживали, и я смогла оплатить операцию, - говорит путешественница. -  В больнице я видела людей с ожогами, переломами, отравлениями. Страховые компании попросту "заворачивали" клиентов. Что бы ни случилось, они отправляют человека в суд, потому что знают: большинство по­охают, да судиться не станут.

    Но Филиппова для себя решила твердо, что пойдет до конца, предварительно заручившись поддержкой общественности. Когда с девушкой случилось несчастье, друзья создали блог в ее поддержку, обращались в газеты, на телевидение. Именно поэтому сегодня история о "бедной Юле", попавшей в индийский "плен", у многих на слуху. 180 человек подписались под требованиями к страховой компании выполнить свои обязательства.

    Благотворительный сбор

    "Зачем я покупала медицинскую страховку? Страховая компания рассматривает это как благотворительность с моей стороны, так, что ли?" - недоумевает Юлия. Эксперты страхового рынка, и те признают, что подавляющее большинство страховщиков предпочитают платить своим клиентам только по суду. Делается это из расчета, что как минимум процентов 20-30 пострадавших не обратится к Фемиде. Бизнесмены-страховщики не будут по-человечески жалеть клиента, давать ему деньги всякий раз, когда на то есть основания. Иначе они попросту разорятся.

    - К моему глубочайшему сожалению, "динамят" своих клиентов практически все компании, - говорит эксперт общественного фонда "Территория" Максим Стародубцев. - Например, страховщик Филипповой - это "дочка" одного из известнейших в мире перестраховочных обществ. Что уж говорить о других, если даже эта видная фирма так действует.

    Конечно, есть и у страховых фирм своя, хорошо аргументированная и проверенная на опыте правда. В суд они направляют людей еще и потому, что уверены: у клиентов не найдется необходимых доказательств своей правоты.

    Когда с человеком происходит что-то неприятное, он чаще всего не думает о том, что надо собирать и заверять документы. Он просто выживает. Вот поэтому в суде бывает трудно отстоять свое право на возмещение затрат, - объясняет ситуацию юрист Андрей Руденко.

    А бывает, что страховая компания требует отправить ей подлинники документов якобы для того, чтобы разобраться в ситуации и принять решение о выплате денег. Однако эти документы частенько у них "теряются". Поэтому юристы советуют иметь по два-три экземпляра, на всякий случай.

    Но и сами российские туристы не отличаются особой предусмотрительностью. Вот какой случай, к слову, рассказал нам Максим Стародубцев. Екатеринбурженка отправилась на отдых во Францию. Там с ней приключилось несчастье - она впала в диабетическую кому. Больница, в которой женщина лечилась, выставила ей счет на достаточно большую сумму, но страховая компания оплачивать его отказалась. А все дело в том, что туристка, покупая полис и заполняя декларацию о здоровье, не указала в ней, что больна диабетом. Хотела сэкономить несколько евро на оплате полиса, а в итоге потеряла несколько тысяч. И сейчас вряд ли даже суд обяжет страховщика возместить ей ущерб.

    Многие наши соотечественники из-за таких конфликтов со страховыми компаниями вообще перестали покупать полисы. Вот весьма характерное мнение с одного тематического сайта: "Сама никогда не покупаю страховку, когда езжу за границу, не верю, что компания выполнит свои обязательства. Российского гражданина может защитить только он сам, родственники или друзья".

    Один на один

    Не совсем ясной в нашей истории остается позиция страхового надзора. Начальник отдела надзора уральского управления этой службы Алтыншаш Аубакирова в телефонной беседе с корреспондентом "РГ" заявила, что по каждому обращению пострадавших туристов ведется проверка. Однако пояснить, какие меры воздействия на страховую компанию инспекция может предпринять в таких ситуациях, Аубакирова затруднилась. Филиппова, кстати, писала в инспекцию. Однако там, сославшись на Гражданский кодекс, ей ответили, что "нарушение страховщиком обязанности по рассмотрению заявления страхователя и принятию по нему решения по общему правилу носит частноправовой характер. Таким образом, вы вправе требовать возмещения причиненных убытков в судебном порядке".

    Адвокат Филипповой считает этот ответ "отпиской"; бездействие страхнадзора, на его взгляд, причиняет его клиентке лишние переживания. Поэтому он собирается в исковом заявлении предъявить и страховой компании, и надзорному органу солидарные требования о возмещении Юле морального вреда.

    На заметку

    1. Когда едете за рубеж - покупайте страховку, в которую включены все возможные опасности.

    2. Если вы едете по приглашению, попросите ваших знакомых застраховать вас в той стране. Так вый­дет немного дешевле и повысится шанс, что вам, случись что, выплатят страховку. Однако помните, что в случае спора судиться с иностранной компанией будет сложнее.

    3. Имейте с собой на банковской карте "заначку" - две-три тысячи долларов на "черный день".

    4. Если произошел страховой случай, максимально тщательно собирайте все документы в нескольких экземплярах, чтобы в случае спора было проще отстоять свою правоту в суде.

    5. Сигнализируйте своим страховым агентам сразу же, как только произошло несчастье. По возможности пытайтесь мирно разобраться с ними на месте.

    6. Запишите адрес и телефон больницы, в которую вас доставили, чтобы впоследствии с врачами можно было связаться.

    7. Помните, что если у вас есть все документы, подтверждающие вашу правоту, вы скорее всего выиграете суд. Можно еще попробовать предъявить ответчику требования о возмещении морального вреда и затрат на оплату услуг представителя.

    Поделиться