04.05.2011 23:27
    Поделиться

    Сибирский ученый предлагает оригинальную методику поиска углеводородных месторождений

    Землетрясения рождают месторождения углеводородов на шельфах Японских островов. Об этом заявил корреспонденту "РГ" доктор геолого-минералогических наук профессор из Тюмени Роберт Бембель. Он готов доказать это на практике вместе со своими коллегами-единомышленниками.

    Ученый напоминает о мощном землетрясении 11 сентября 1927 года, разрушившем Ялту. Тогда море близ города вспыхнуло - пламя взметнулось на полукилометровую высоту. Это диковинное явление, на публичное обсуждение которого советские власти наложили табу и вообще засекретили, профессор объясняет выбросом из глубин земли потока газа - самовозгорающейся смеси из сероводорода и метана. В мае Роберт Бембель выступит в Сочи на заседании Евроазиатского союза геофизиков с докладом о тесной связи больших и малых землетрясений (не исключая территорию Западной Сибири) с процессами образования углеводородных залежей. А в сентябре разовьет тему на аналогичном сахалинском форуме.

    Когда происходят землетрясения, утверждает Бембель, водород из недр планеты постоянно прорывается вверх по так называемым геосолитонным трубкам (каналам). И взаимодействуя с органическими остатками, рождает в "порах" земли месторождения газа и нефти. Причем процесс идет довольно быстро, а благоприятствуют ему малые землетрясения в зонах глубинных разломов. Гигантские залежи вроде Самотлора открыть не сложно.

    Сложнее обнаружить мелкие субвертикальные структуры и попасть, что называется, в яблочко - в геосолитонную трубку, радиус которой обычно не превышает полукилометра. В ней-то и сконцентрирован основной объем углеводородов. Из трубки они выходят подчас с чудовищной силой, как на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, где, кстати, небольшое землетрясение и спровоцировало катастрофическую аварию. Как правило, на такие каналы геологи натыкались случайно. Зато в этих случаях из скважины удается взять максимум сырья при минимальных расходах на добычу. Другое дело - безопасность работ.

    Для успешного поиска геосолитонов не годится даже трехмерная (3D) сейсмика, необходима высокоразрешающая объемная сейсмика (ВОС). А ею отечественная геология пренебрегает, с сожалением констатирует Бембель. Достаточно сказать, что в проекте долгосрочной программы изучения геологического потенциала Западной Сибири акцент поставлен на использование примитивной сейсмики 2D. По мнению ученого, это чудовищное расточительство, поскольку технология малоэффективна.

    Бембель свои замыслы связывает исключительно с ВОС и находит понимание у добывающих компаний. Высокоразрешающую объемную сейсмику профессор намерен применить, в частности, для доказательства существования залежей природного газа в шельфах Японии. Для пострадавшей страны это может стать чем-то вроде палочки-выручалочки.

    Поделиться