04.05.2011 23:10
    Поделиться

    В Пермском крае некому предотвратить преступления в отношении новорожденных детей

    Можно ли предотвратить преступления в отношении новорожденных детей

    В Кунгуре Пермского края за убийство новорожденного малыша 25-летнюю мать приговорили к полутора годам лишения свободы с отсрочкой исполнения до 2022 года.

    Смерть ребенка, задушенного родной матерью, этой зимой всколыхнула весь Кунгурский район. Между тем с начала года в Пермском крае произошло еще два подобных шокирующих случая, когда матери пошли на убийство своих новорожденных малышей.

    Почему драматическая ситуация в бедной семье не встревожила социальные органы, и роковой поступок доведенной до отчаяния матери не был предотвращен, разбирался корреспондент "РГ".

    На учете не значится

    Смерзшийся пакет с телом мертвого младенца с веревочной петлей на шее нашли в мусорном баке на улице Пролетарской в Кунгуре. Подозрение пало на 25-летнюю Ирину Павлову (имя и фамилия изменены). Она жила вместе с двумя детьми в доме неподалеку, причем совсем недавно была "полненькой", а потом вдруг резко похудела.

    На допросе в следственном отделе женщина все отрицала. Улик у следователей тоже не было никаких: Павлова не числилась на учете в женских консультациях как беременная. Но вскоре нервы женщины не выдержали, и она созналась в убийстве своей новорожденной дочери.

    Шесть тысяч на троих

    Ирина Павлова воспитывала 11-летнюю дочь Анжелику и 4-летнего сына Сережу. Еще одна дочь, 8-летняя Анастасия, живет с родителями бывшего мужа. Павлова была замужем, но в 2007 году ее семья распалась. Анастасию забрала к себе свекровь, а у Ирины осталось двое маленьких детей. Помощи от бывшего мужа не было никакой.

    - Он нам никак не помогал, - говорит Ирина. - Сам не работает, денег у него нет. Жили на мою зарплату.

    Павлова работала продавцом в магазине. На зарплату в пять-шесть тысяч рублей в месяц надо было прокормить детей, одеть их, обуть, купить необходимые пособия в школу, детсад. При этом Ирина умудрялась всегда оплачивать коммунальные счета в установленный срок, только в этом году у нее появилась первая задолженность.

    - Никогда не подводила, - вспоминает Лидия Стребкова, продавец магазина, где два года отработала Павлова. - Очень добросовестная и ответственная. По характеру немного скрытная, но мягкая. В случае необходимости подменяла на сменах.

    Дети у Павловой всегда были ухожены и хорошо одеты. В детсаду, который посещает младший сын, никаких претензий. В 2009 году, когда сын Сережа поступил в детсад, его зарегистрировали в так называемой группе риска для детей из неполных семей. С ребенком работали полтора года, но никаких отклонений в поведении мальчика не обнаружили и в прошлом году его сняли с учета. Педагоги неоднократно проверяли, как устроен мальчик дома.

    - Условия нормальные, - говорит Наталья Максимова, заведующая детсадом. - Дома есть игрушки, книги. Мама Сережи активно участвовала в общих мероприятиях. У нас был конкурс на тему "Счастливый выходной день". Так она буквально за один вечер оформила фотоальбом. Очень хорошо получилось.

    Так же внимательно Ирина Павлова относилась и к дочерям. Соседи по лестничной площадке в доме, где живет Павлова, не говорят про нее ни одного плохого слова. Никаких шумных компаний в квартире, никто не видел ее пьяной или хотя бы курящей.

    Крик в ночи

    Когда Ирина в очередной раз забеременела, бывший муж отказал ей в материальной помощи, поскольку сам перебивался временными заработками, и денег у него не было. Но Ирина решила сохранить ребенка. "Где трое, там и четверо, как-нибудь проживем", - думала она. Потом снова пришла мысль об аборте, но сроки беременности были уже большие. Свой живот Ирина скрывала от всех как могла. Никому не говорила, что в положении.

    В одну из ночей начались схватки, и Павлова родила девочку. Ирина разволновалась - она не знала, что делать. Ребенок начал плакать. Роженица внезапно испугалась, что крики младенца услышат спящие дети. Ирина закрыла дочке ротик. Потом, когда младенец замолчал, принесла шнурок и перетянула ему шею. Зачем она это делала, о чем при этом думала, Ирина ответить не может...

    Без поддержки

    По мнению следователей, одной из причин преступления стала элементарная бедность. Ирина Павлова любила своих детей мать, не могла так просто взять и убить ребенка. В России существует система помощи многодетным семьям. Они получают пособия, пользуются льготами и находятся под постоянным контролем многочисленных социальных служб. Как выяснилось, Павлова пользовалась только льготой на оплату содержания сына в детском саду. Ей возвращали из бюджета 70 процентов внесенных средств. Больше никакой поддержки от социальных ведомств Павлова не получала. Хотя по закону имела на это право как многодетная мать. Павлова могла получать ежемесячное пособие на детей до тех пор, пока им не исполнится 16 лет. Одинокой маме эти суммы могли быть увеличены в два раза.

    В территориальном управлении минсоцразвития Пермского края по кунгурскому городскому округу сообщили, что Павлова на учете у них не состояла.

    - Никакой информации об этой семье к нам не поступало, - говорит Людмила Устюгова, заместитель начальника управления. - Дело в том, что мы работаем на основании заявлений от людей и сами нуждающихся не разыскиваем. А эта женщина к нам не обращалась.

    В комиссии по делам несовершеннолетних администрации Кунгура про семью Павловых узнали только после возбуждения уголовного дела. Специалисты по защите прав детей разводят руками: никаких сигналов о том, как тяжело приходится Ирине Павловой, поднимающей детей на мизерную зарплату, к ним не приходило. Самой же Павловой просто некогда было заниматься сбором необходимых документов для оформления пособий.

    - Там же надо справки разные собирать, документы носить, в очередях сидеть, - говорит она. - А у меня времени на это просто не было. Муж бывший никак мне не помогал.

    Спасение по телефону

    Поступок, совершенный Ириной, невозможно оправдать. Но, может, после этой трагедии властям стоит пересмотреть сам подход к решению проблем многодетных семей. Сейчас, если родители пьянствуют и фактически предоставляют детей улице, им оказывают материальную помощь, пытаются улучшить условия жизни, да и необходимые справки за них чиновники порой собирают сами.

    Но кто-то отчаянно пытается выкарабкаться из материальной и социальной ямы самостоятельно. Государству протянуть бы им руку помощи, взять под защиту, а не дожидаться повторения подобных трагедий. "РГ" уже писала о предложении жителя Перми открыть в больницах так называемые "окна жизни" для подкидышей ("Рожденные, чтобы жить" в "РГ-Неделя" от 25 марта 2010 года). Но оно так и осталось неуслышанным.

    Мы попытались узнать, куда можно обратиться женщине, попавшей в непростую жизненную ситуацию. Людмила Кочкаева, руководитель Пермского центра социально-психологической адаптации и терапии, пояснила, что в любое время можно или позвонить в их службу по телефону или подойти лично. Опытные психологи проведут душеспасительную беседу и подскажут, к кому можно обратиться для решения вопросов по восстановлению утраченных документов, или где можно провести некоторое время, пока подыскивается постоянное жилье. В Пермском крае есть социальная гостиница, где предусмотрено семь мест для матерей с детьми. Отделение было создано только в этом году, и для всех желающих его явно не хватает. В одной из пермских больниц есть кризисный центр, рассчитанный на 10 человек, но и там нет свободных мест. Кроме краевого центра, подобных учреждений в Прикамье больше нет.

    Кунгурский городской суд признал Павлову виновной по статье 106 УК РФ "Убийство матерью новорожденного ребенка" и принял решение отправить ее в колонию-поселение на полтора года. Но суд учел, что на попечении у нее осталось трое несовершеннолетних детей, и поэтому отсрочил исполнение приговора до тех пор, пока младшему, 3-летнему ребенку не исполнится 14 лет.

    - Мы направили представление в социальные службы Кунгура с требованием о принятии соответствующих мер, чтобы подобное не повторилось впредь, - говорит Виталий Игнатенко, руководитель Кунгурского межрайонного следственного отдела СУ СК по Пермскому краю. - Но в этом деле сложность в том, что раньше данная семья считалась благополучной. Будем надеяться, что сейчас за ними станут приглядывать и контролировать, что происходит в этой семье.

    Справка "РГ"

    Количество уголовных дел, возбужденных в Пермском крае по факту убийства матерями новорожденных детей (статья 106 УК РФ): в 2007 году - 5, 2008 - 8, 2009 - 1, 2010 - 1, с начала 2011 - 3.

    комментарий

    Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

    - 25 января 2010 года был принят приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ о порядке оформления отказа от ребенка. Но исполнение этого документа чудовищно забюрократизировано. Требуется огромное количество различных справок и присутствие самой матери. На это ни одна женщина не пойдет, потому что при этом не соблюдается ее анонимность. Также в Перми есть кризисный центр в одном из стационаров на десять койко-мест. Для реабилитации, получения специальной медицинской помощи и решения жилищного вопроса там можно находиться шесть месяцев. Но этот кризисный центр сейчас заполнен. Женщины живут в нем уже полтора года. Попасть туда невозможно, а других центров нет.

    Я вижу путь, по которому можно идти, как, например, в Челябинске. Местные власти выдают гранты некоммерческим организациям, которые решают подобные вопросы сами. Получается более эффективно, чем у чиновников, и при этом сохраняется анонимность матери.

    досье "РГ"

    Только этой зимой в отношении новорожденных младенцев совершен ряд преступлений.

    В феврале, в Добрянке прохожие на улице нашли труп новорожденного, выброшенного в сугроб. По заключению экспертов, ребенка сразу после родов утопили в воде. Сейчас идет розыск преступника. Следственный комитет возбудил дело по статье 106 УК РФ "Убийство матерью новорожденного ребенка".

    В апреле во время тушения пожара в жилом доме в селе Кондратово огнеборцы обнаружили на балконе тела двух младенцев, убитых еще до возгорания дома. Оказалось, что 30-летняя женщина с тремя детьми за последние два года дважды беременела и дважды убивала своих новорожденных младенцев. Их тела она хранила в морозильной камере холодильника, а зимой - на балконе.

    Людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, можно обратиться в Пермский центр социально-психологической адаптации и терапии. Адрес: Пермь, ул. Екатерининская, 119, т. (342) 236-36-42.

    Также в Перми работает телефон доверия 066.

    Бездомные и безработные женщины с детьми могут также обратиться в Пермский центр социальной адаптации. Адрес: Пермь, ул. Машинистов, 43, т. (342) 213-31-50.

    Консультацию специалиста по социально-правовым вопросам можно получить по телефонам: (342) 237-16-04, 241-07-50.

    Поделиться