04.05.2011 23:20
    Поделиться

    Данные о человеке в Интернете могут передаваться "третьим лицам"

    Наиболее часто утечки персональных данных с интернет-ресурсов связаны не с действиями виртуальных злоумышленников, а со слабым уровнем защиты информации. Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

    По словам Игоря Щеголева, причиной попадания частной информации о пользователях Интернета в "третьи руки" могут быть действия сотрудников компаний, обрабатывающих персональные данные. Он подчеркнул, что кражи такой информации происходят в незащищенных системах, где нарушается закон о персональных данных. В то же время, отметил Щеголев, пользователи тоже обязаны заботиться о защите информации, в том числе внимательно читать условия лицензионных и пользовательских соглашений, включая пункты, набранные самым мелким шрифтом.

    Воровство персональных данных в Рунете происходит постоянно, несмотря на то, что по российскому законодательству это деяние считается уголовным. Правда, в большинстве случаев инциденты можно назвать "мелкими кражами" - например, у кого-то стянули пароль для входа в социальную сеть или электронную почту, для того чтобы разослать очередную порцию спама по всем отыскавшимся контактам. Чтобы этого не произошло, пользователю достаточно придумать достаточно сложный пароль, установить на компьютер антивирус и т.д.

    Но мало кто задумывается над тем, что информация о человеке и его действиях в Сети не только записывается, но и передается так называемым "третьим лицам", причем без малейшего вмешательства самого пользователя. Очень многие возмущаются: мы, мол, не давали согласия на использование данных о себе. Большинство людей, уверенных в этом, не читают условия пользовательского соглашения, заводя новую учетную запись в системе электронной почты или регистрируясь в соцсети.

    Так, например, портал Mail.ru в условиях пользовательского соглашения сообщает, что компания "вправе, по первому требованию соответствующе уполномоченного правоохранительного и иного уполномоченного государственного органа, но в соответствии с действующим законодательством, передавать такому государственному органу имеющуюся информацию о пользователе". То есть если владельца почтового ящика заподозрят в экстремизме или других правонарушениях, то по соответствующему запросу вся информация о нем будет передана в правоохранительные органы для проведения расследования. То же самое декларирует и компания "Яндекс" в своей политике конфиденциальности, где есть отдельный раздел, касающийся условий обработки пользовательской информации и передачи ее третьим лицам. Там же, кстати, уточняется, что пользовательские данные могут быть переданы третьим лицам в рамках продажи бизнеса.

    Примечательно, что Mail.ru оставляет за собой право использования материалов, которые пользователь сделал общедоступными, для использования в качестве рекламы и с целью продвижения. Так что не удивляйтесь, если фотография, опубликованая "для всех желающих", внезапно превратится в баннер с рекламой Mail.ru.

    Также немногие знают, что популярная система электронной почты Gmail "читает" переписку своих пользователей. Вернее, ведет анализ текстов писем при помощи специальных автоматизированных систем, вычленяющих оттуда ключевые слова и использующих эти данные для тематики рекламных показов. Например, если человек часто ведет в электронной почте дискуссии на кулинарную тему, то он будет видеть рекламу кулинарных курсов, магазинов посуды и так далее. Кстати, по статистике, россияне чуть ли не быстрее всех в мире "читают" пользовательские соглашения: большинство кликает на кнопку "Согласен" автоматически.

    Вместе с тем, уверен министр Щеголев, поправки к закону о персональных данных, внесенные в Государственную Думу в 2010 году, смогут существенно поднять уровень защиты частной информации. На скорейшем рассмотрении этих поправок настаивает и президент России Дмитрий Медведев.

    Поделиться